Авторы: Коваль Наталья Валентиновна, Веревкина Светлана Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №295" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи
Тема: "Составление рассказа по картине "Ежи"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по
развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи»
Составили: воспитатель Коваль Н.В. Веревкина С.Н.
Цель занятия: развитие диалогической, монологической речи детей.
Задачи:
1.
Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее
содержанием, озаглавить картину.
2.
Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.
3.
Закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-
дорожку.
4.
Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по
содержанию картины, грамматически правильно строить
предложения.
5.
Упражнять в образовании однокоренных слов от существительного
ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных.
6.
Развивать внимание, память.
7.
Совершенствовать умение правильно пользоваться предлогами в
речи.
8.
Развивать умение работать в паре, соблюдая очередность.
9.
Закрепить знания о еже.
10. Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч,
Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И. Акимушкина «Жил - был ёжик», И. Соколова-
Миткова «Ежи», «Еж» Михаила Пришвина ,В.Г. Сутеева « Палочка-
выручалочка» ,разучивание стихотворения « Ежик» Нины Цветковой .,
беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на
тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.
ХОД:
К воспитателю подходит Лера.
Лера. А к нам на даче приходил ежик. Мы ему налили молока. И даже
сделали фотографию.
Воспитатель. Давай всех ребят пригласим, и ты расскажешь им свою
историю.
Воспитатель зовет детей.
Лера. В выходные мы поехали на дачу, и взяли с собой кота Барсика. Я
налила ему молока в миску. Он немного полакал и ушел. Я оставила молоко
в миске и побежала играть. Через некоторое время мне захотелось узнать,
выпил кот молоко или нет. Прихожу, и вижу: из миски лакает молоко ежик.
Такой миленький, красивый. Посмотрите на фото.
Воспитатель. Посмотрите, ребята на фото. Опишите ежа. Если дети не
могут описать, помогает им, задавая вопросы.
Воспитатель: Какая мордочка у ежа?
Дети: Мордочка
вытянутая, подвижная; нос острый. глаза чёрные,
круглые, похожи на блестящие бусинки и маленькие пуговки, ягодки, уши
короткие, округлые, почти спрятаны в шерстке.
Воспитатель: Какого цвета мех ежа?
Дети: Мех серого цвета.
Воспитатель. Какие лапки у ежа?
Воспитатель. Где живет еж?
Дети. В лесу. В норе.
Воспитатель: Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать,
топать)
А что еще вы знаете о еже, вы расскажете в игре «Карусель».
Прежде всего, мы разделимся на группы. Те, кто выберет красную фишку,
будут стоять во внутреннем круге, а кому попадется желтая- во внешнем.
Те, у кого красные фишки, встаньте в круг спиной в центр. Дети с желтыми
фишками встаньте вокруг 1 круга. Уля, раздай картинки детям внутреннего
круга. Дети внутреннего круга стоят на месте и контролируют детей
внешнего круга. А дети внешнего круга будут отвечать на вопросы и
двигаться по сигналу «Переход». Игра закончится тогда, когда каждый из
детей внешнего круга вернется на свои места.
Игра «Карусель»
Воспитатель. Молодцы! С заданием справились. Саша, собери картинки
и положи мне на стол. Ребята, подойдите к мольберту.
Воспитатель: Ежи очень интересные животные. Живут они
семьями, Назовите членов семьи ежей:
папа-еж, мама-ежиха, детеныши-ежата, а если один малыш-то - ежонок.
Давайте поиграем в игру «Где спрятались ежи?»
Ежи пробрались в дом и спрятались в ней. Найдите, где они.
Правило: В
одном предложении нужно использовать сразу несколько предлогов.
Начинайте по очереди слева направо.
Дети. Еж спрятался под столом у занавески, ежиха находится на книжном
шкафу рядом с будильником, один ежонок лежит внутри книжного шкафа
среди книг, второй ежонок спит на кровати около игрушечного мишки,
третий ежонок залез на верхнюю полку и притаился между черепахой и
книгами.
Воспитатель. А теперь мы отдохнем и немного подвигаемся.
Разомкнитесь и повернитесь ко мне. За Алисой повторяйте.
Физкультминутка «Ежи»
Ёж спешил к себе домой, (имитируют движения ходьбы)
Нёс запасы он с собой. («несут» мешок, руки на плече)
Через кочки он скакал, (прыгают)
Быстро по лесу бежал. (бег на месте)
Вдруг он сел и изменился, (присесть)
В шарик круглый превратился. (сидя пригнуть голову, изобразить шарик)
А потом опять вскочил (подпрыгнуть)
И к детишкам поспешил. (имитируют движения ходьбы)
Воспитатель: Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.
Показ картины «Ежи».
Воспитатель: Кто нарисован на картине? (ежики).
1.
- Что изображено на этой картине? (лесная полянка). Как по-другому
можно ее назвать?
2.
Дети. Лужайка, лужок.
Что вы видите на полянке? (траву, ягоды, кустарники).
3.
- А какое время года изображено на картине? (лето) Почему вы так
решили?
Дети. Я думаю. что на картине изображено лето, потому что трава и
листья на кустах зеленые, растут ягоды, ползают насекомые.
4. - Кого вы видите здесь из ежей? (мама ежиха и ежата)
5. - Сколько их (четверо). (Мама- ежиха и трое ежат).
6. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная,
охраняет своих малышей).
7. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти
пищу, погулять, побегать, порезвиться).
Чему учит мама ежат? (Мама ежиха учит их добывать в лесу пищу.)
8. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
9. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука,
кузнечика).
10. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).
Воспитатель. Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я
приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите
картину. Только картинки я перепутала. Помогите выстроить их правильно.
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим схему: с каких слов можно начать рассказ?
Дети. Со слов однажды, как-то раз, дело было летом, в одном лесу…
1.Нужно описать лесную полянку, на которую мама ежиха привела ежат.
2.Расскажите, какие ежата.
3. Потом опишите маму ежиху.
Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке:
4. Чем занят первый
5. Кого увидел второй ежонок
6. Куда пошел третий.
7. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Заслушиваются по очереди 2-3 ребенка.
Рефлексия .
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня
занимались? (составляли рассказ по картине). Чей рассказ вам больше всего
понравился и почему?
Что бы вы рассказали о ежах своим родителям?
Какое задание у вас вызвало затруднение?
Что вам больше всего запомнилось?
- Вы все сегодня хорошо позанимались, молодцы!