Напоминание

Постановка детей на пуанты на третьем году обучения отделения " хореографическое искусство" детских школ искусств.


Автор: Душутина Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО " Детская школа искусств√13"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Постановка детей на пуанты на третьем году обучения отделения " хореографическое искусство" детских школ искусств.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Душутина Елена Александровна,

МБУ ДО « Детская школа искусств №13»

Постановка детей на пуанты на третьем году обучения отделения

« хореографическое искусство» детских школ искусств.

Постановка детей к постановке на пуанты в детской школе искусств требует

серьезного подхода. К сожалению, проблемма заключается в том, что во

многих школах искусств

принимают детей, без специального отбора,

требующего хороших физиологического данных, выворотности,природного

шага. И наша основная задача – не отпугнуть детей, желающих танцевать.

Если дети пришли в школу искусств на отделение « Хореографическое

искусство», то поступают в школу все, без специального отбора. В

дальнейшем,

преподаватель

формирует

группы,

в

соответствии

с

реализацией программы « Классический танец». Одна группа ,где дети

обладают физическими и природными хореографическими данными, с

которыми можно соответствовать программе

предпрофессионального

образования,

другая

группа-

где

дети

только

развивают

данные

в

хореографии,с которыми предстоит большая работа при подготовке к

постановки на пуанты. Актуальность этой темы заключается в том ,чтобы

подготовить именно этех детей, посредствам некоторых специальных

упражнений, способствующих развитию мышечного аппарата, именно для

постановки на пальцы.

В профессиональных хореографических училищах учащиеся становятся на

пальцы( пуанты) в возрасте 10-11 лет, во втором полугодии на первом году

обучения (к тому же, при поступлении в хореографическое училище, дети

проходят профессиональный отбор). Чтобы подготовить ноги и стопы

учеников школ искусств к постановке на пальцы, нужно выполнить комплекс

упражнений

по

гимнастике

(

партерная

гимнастика),

специальные

упражнения для голени и стоп,предусмотренный составителем программы

допрофессионального

образования

(ДПОП)[

Москва.2012г]

для

школ

искусств. В любом классе есть сильные и слабые ученики, не стоит сразу

всех ставить на пуанты, так как это может изменить их отношение к

классическому танцу и привести к физиологическим изменениям стопы. С

первого

класса

,еще

на

уроках

гимнастики

нужно

укреплять

свод

стопы,развивать подъем и силу ног.

Как известно, тавить детей на пуанты (пальцы) рекомендуется на третьем-

четвёртом году обучения (9-10лет), когда достаточно окрепли ноги и

стопы, посредством экзерсиса у станка и на середине зала. В возрасте 7 - 8

лет,

учащиеся

ДШИ

проходят

полный

курс

учебной

программы

«Гимнастика».

Постепенно, к девяти годам

учащиеся хорошо знают

постановку корпуса( апломб), рук и головы, натянутость и выворотность ног,

а главное – у обучающихся развивается хороший подъем и стопы.[4. Москва

1

2013]. Голеностоп достаточно сформирован и укреплен - все это результат

систематической работы над своим телом.

Подготовка стопы к постановке на пуанты занимает в среднем год, в

зависимости от исходных данных ученика и количества занятий. Правильно

и устойчиво стоять на пальцах, помогают специальные

упражнения и

упражнения на полупальцах. Каджое движение у станка прорабатывается в

партере,соответствуя методике исполнения данного движения. Прежде чем

приступить к партерному экзерсису, преподаватель объясняет, понятие «

стопа»

«голеностоп»,

«связки»

«лодыжки»

и.т.д.

Рис.1,2

Рис.1

Естественно,не заостряя вниманияч на анотомических названиях всех

костей,а больше называя общепринятые названия. Такие как «ахил», « свод

стопы», «подъем» и.т.д. Объяснить работу мышц необходимо для общего

понимания,зачем и для чего предназначены движения экзерсиса.

2

Рис.2

Разъясняем, что лодыжки представляют собой костные образования к

которым крепятся некоторые из самых сильных связок

голеностопного

сустава, в так называемую « вилку» входит таранная кость,которая передает

3

вес тела на все остальные кости стопы. Оба сухожилия,располагающихся в

пяточной и ладьевидной кости,активизируются при вытягивании носков.

Именно благодаря этой средней части стопа обладает такой подвижностью и

в тоже время пластичностью.Гибкость этих суставов необходима для

упражнений на полупальцах,а также в дальнейшем для танцев на пальцах.

Рассмотрим некоторые гимнастические упражнения в par terre (на полу) для

укрепления стоп:

Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения ахилловых

сухожилий, подколенных мышц и связок: - в положении лежа на спине и

сидя вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног;

развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом в I позиции ног;

вращательные движения стопами внутрь и наружу; захват мелких предметов

пальцами ног и сводами ступней; катание мяча; приподнимание в воздух

вытянутых ног попеременно на 25°, 45°, 60°; упражнение «складка» —

наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног (при

седлообразной спине); упражнение «циркуль».

Рис.3

4

рис.4

Это упражнение помогает разработать подъем.Упражнение развивает силу

ног, вытянутость стопы.

Вам представлен лишь небольшой перечень

упражнений, которые могут варьироваться между собой , образовывая тем

самым комбинации движений.

5

После

упражнений

в

партере

следует

переходить

к

упражнениям

классического экзерсиса у станка. Для развития подвижности больших

полупальцев, используем следущую технику.

Техника пальцев. Исходное положение, держась двумя руками за палку,

ноги в первой выворотной позиции. Учащиеся выполняют Battement tandu

(батман тандю) вперед. Затем, делая большими полупальцами ронд,

стараются всеми косточками пальцев доделать этот ронд. Эта техника

используется для развития стопы, именно под пальцы. Обязательно! Нужно

следить за выворотностью стоп при постановки корпуса на пуантах - основа

классического танца,как известно - жёсткая прямая спина, с опущенными

плечами и приглаженными к спине лопатками. Не допускаются завалы на

большой палец, вес тела равномерно распределяется на первый, второй,

третий палец; или на первый, второй пальцы; или же на первый палец в

зависимости от индивидуального строения стопы. Следующую методику на

уроках применять не целесообразно, из-за затраты времени, поэтому её

задают на дом: Исходное положение встать в шестую позицию ног.

Предварительно

перед

ногами,рассыпав

коробку

карандашей.

(лучше

шестигранных,т.к.гладкие

карандаши

брать

труднее,

и

дети

могут

разочароваться в этой технике. Нужно собрать все карндаши ,брать их нужно

большими полупальцами, и перенести в сторону,в одну коробку. Голеностоп

и стопы укреплены, теперьможно приступать к занятиям на пуантах у

станка.Releve у станка начинаем изучать сначала по первой позици ног, затем

по второй - пятой.

Икроножная и камбаловидная мышца ( рис.2)

осуществляет подошвенное сгибание в голеностопном суставе и учавствует в

поддержании равновесия. Обе эти мышцы несут основную нагрузку при

исполнении releve и подъеме на пуанты.В releve, особенно во второй

позиции, необходимо следить за равномерным распределением центра

тяжести корпуса на обе ноги. Во избежании скошенного подъема, стоять

надо на первом и втором пальцах, сохраняя выворотность пятки. Предельная

натянутость и выворотность ног на пальцах,подътянутый и легкий корпус

способствуют

развитию

устойчивости.[Базарова

Н,Мей.

«

Азбука

классического танца».] Следушее упражнение; passe и pa echappе, ра de

bourree,c переменой ног,pa suivi, pacouru (также как делается на полупальцах

) [Базарова Н. 2013] Специфика классического танца,а именно постановка на

пуанты требует неукоснительного соблюдения методических требований и

соблюдения правил техники безопасности.[ В.А. Соболь методическое

пособие 2019г.] Нарушение требований и правил приводит к травмированию

костно-мышечного аппарата. Любое повреждение во время урока выводит из

режима работы не только физически, но и морально, так как ученик на какое-

то время выбывает из процесса обучения, а в последствии теряет в себе

уверенность, и интересс к уроку. У получившего травму начинает

срабатывать инстинкт самосохранения, боязнь трудных движений.

В связи с этим, педагогу необходимо научиться своевременно предупреждать

возможность травматизма.

6

Травмы во время занятий могут быть лёгкими, средней значимости и

тяжелыми. Лёгкие травмы (ушибы, царапины, порезы, занозы) не приводят к

потере трудоспособности. Средние травмы (растяжения, вывихи) требуют

обращения к врачу и приводят к кратковременным выпадениям из общего

режима работы. Тяжёлые травмы (разрывы связок, переломы костей)

требуют длительного лечения в стационаре.В Детских школах искусств

должны быть аптечки, для оказания первой медицинской помощи. В случае

тяжелых травм следует немедленно обратиться к врачу и вызвать скорую

помощь.Основными причинами травм на уроках являются: Несоблюдение

правил учащимися; Нарушение методики исполнения движений учащимися;

Низкая дисциплина в классе; неверное применение самостраховки во время

исполнения

движения,

комбинации;

плохой

пол,

покрытие

вхореографичесском классе или несоответствие требуемых норм для занятий

на данном полу (паркет, крашеный пол, неровность поверхности, щели и

т.п.);несоответствие внешнего вида занятиям (обувь, одежда, прическа и

тому подобное.). В одежде исключается всякое наличие булавок, иголок,

ремней,поясов

с

пряжками

и

защелками;

должны

быть

сняты

все

украшения:кольца, цепочки, кулоны, серьги, клипсы и т.д.; волосы должны

быть гладко уложены в тугой пучок; занятия без соответствующего

«разогрева» мышц перед работой на уроке; нарушение принципов методики

обучения преподавателем. В методике необходимо придерживаться правила

изучения

«от

простого

к

сложному»,

т.е.

постепенного

увеличения

физических нагрузок, разучивания комбинаций.Спешка в прохождении

программы;

Педагог должен обучать своих учеников приёмам самостраховки: Хорошо

разъяснив технику исполнения того или иного движения,обратив внимание

на моменты, где возможны срывы, и потребовать устного повторения правил

исполнения от учащихся;преподаватель должен знать приемы и методы

предупреждения травм на уроке,следить за исполнением методических и

организационных требований, а также за соблюдением правил техники

безопасности.

Нарушение требований и правил создаёт реальную угрозу травмирования

костно-мышечного аппарата. Любые повреждения во время занятий выводят

из режима работы не только физически, но и морально,психологически, т.к.

ученик на какое-то время выбывает из процесса обучения, а впоследствии

теряет в себе уверенность, что сдерживает артистический рост ученика. У

получившего травму начинает срабатывать инстинкт самосохранения, боязнь

трудных движений. В связи с этим педагогу необходимо научиться

своевременно

предупреждать

возможность

травматизма.[2.изд.

Попури

2011.]

Актуальность данной темы доклада в том что при постановке учащихся

3го класса детской школы искусств, отделения «хореографическое искусство,

на

пальцы(

пуанты)

прежде

всего

учитывается

готовность

детского

организма к нагрузкам. Именно по этому в начале каждого года,

7

преподаватель от своих учеников требует справку от врача о состоянии

здоровья и о разрешении заниматься на отделении «хореографическое

искусство». Даже если имеется справка, а физически ученик еще не готов

(нет подъема, хорошей выворотности и т.д.) постановку на пуанты следует

отложить , чтобы не подвергать ребёнка опасности при исполнении

движений

на

пальцах.

Преподаватель

может

предложить

ученику

альтернативу- изучение материала на высоких полупальцах. Программа по

учебному предмету "Классический танец" подразумевает индивидуальный

подход педагога к каждому ученику с учетом природных способностей,

работоспособности и уровня подготовки. Предложенные рекомендации

подготовки мышечного аппарата и стоп при постановке на пуанты(пальцы)

учащихся

3

класса

(9-10лет)

детских

школ

искусств

отделения

«

хореографическое искусство»

являются наиболее продуктивными, для

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на

проверенных методиках в хореографическом образовании.

Список литературы.

1.В. Костровицкая, А. Писарев Школа классического танца; изд.

« искусство», 1976. С.-272

2.Жаки Грин Хаас Анатомия танца; изд « Попурри» , 2011.С.153-157.

3.А. Ваганова Основы классического танца, изд. « Лань», 2000.С.116-118

4.Базарова Н.Мэй. В. «Азбука Классического танца» 1964г.С.194-197

5. В.А.Соболь «Классический танец.Теория и методика преподавательской

деятельности» Методическое пособие. Тюмень 2019.С – 62

8



В раздел образования