Напоминание

"Нравственное воспитание как способ формирования ученического коллектива"


Автор: Калиничева Ксения Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 63 г.Тюмени
Населённый пункт: Тюменская область, г.Тюмень
Наименование материала: научная статья
Тема: "Нравственное воспитание как способ формирования ученического коллектива"
Раздел: среднее образование





Назад




К.С. Калиничева

учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Воспитание − относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека,

способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его

обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно

осуществляется. Виды воспитания человека можно классифицировать по разным

основаниям. Предметом данной статьи будет выступать нравственное воспитание как

активный жизненный процесс взаимодействий, деятельности, общения обучающихся,

то есть как способ формирования ученического коллектива.

Нравственное поведение состоит из совокупности поступков. Поступок – зеркало

поведения учащегося. Именно нравственное поведение школьников основывается на

знании норм и правил морали, на сознании. Без превращения нравственного

требования в убеждение, а последнего в мотив поведения нет и не может быть

нравственной меры поведения.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта заложена

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. Проблема нравственного воспитания представлена в аспекте ценностного и

социокультурного подходов. В условиях реализации новых законов и тенденций в

российском образовании возможности совершенствования нравственного воспитания

учащихся значительно возрастают. Все большее внимание в вопросах нравственного

воспитания

уделяется

изменению

духовного

мира

личности,

формированию

нравственного

идеала.

Условие

эффективности

нравственного

воспитания

самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей

деятельности. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет

эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и

формирования

межличностных

взаимоотношений

в

группе

сверстников.

Для

нравственного воспитания важное значение имеют ситуации, требующие таких

нравственных проявлений, как убежденность, ответственность, долг, дисциплина,

забота о людях, общественных интересах. Именно поэтому для совершенствования

нравственного воспитания учащихся необходимо чаще ставить их в ситуации

морального

выбора,

проявления

активной

жизненной

позиции.

Нравственная

активность школьника характеризуется инициативной, идущей от внутренней

потребности деятельностью по разъяснению, внедрению усвоенных моральных норм в

общении со сверстниками, в различных формах коллективной деятельности.

Несомненно, основным фактором нравственного воспитания личности обучающегося,

безусловно, является ученический коллектив. В связи с этим стоит подчеркнуть, что

нравственное воспитание школьников предполагает создание здоровых ученических

коллективов, живущих содержательной трудовой и общественной (классной и

внеклассной) деятельностью, крепко связанных своими делами с обществом, и

обеспечение активной позиции каждой личности в системе жизнедеятельности и

самоуправления коллектива. Нравственные потребности учащихся формируются под

влиянием

определённых

традиций,

представлений,

критериев.

Критерием

нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их

побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать

нормы морали могут быть воспитаны только в нравственных поступках. Каким же

образом стоит формировать ученический коллектив, основываясь на нравственном

поведении? Какие методы использовать?

В. И. Логинова и П. Г. Саморукова, рассматривая методы нравственного воспитания,

определяют их как пути и способы реализации задач и содержания нравственного

воспитания. Методы выполняют определенные роли в процессе нравственного

воспитания

и

совершенствования

личности

воспитанника,

а

также

функции

управления этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания

осуществляется целенаправленное воздействие на воспитанников, организуется и

направляется их жизнедеятельность, обогащается нравственный опыт.

В своих исследованиях Г. И. Щукина, в контексте нравственного воспитания,

выделяет три группы методов:

• методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция,

этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

поведения

(упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

• методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные

методы, как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительных и

осуждения отрицательных поступков и действий.

Оптимизировать

методику

воспитательной

работы

с

учётом

активизации

нравственного поведения в коллективе нужно путем использования способности

ученического

коллектива

к

самоуправлению,

создавая

условия

реализации

школьниками

разнообразных

ролей,

необходимых

им

для

формирования

нравственного опыта и проявления активной жизненной позиции.

1

При этом важно

учитывать особенности социально-психологической ситуации нравственного развития

школьников разных возрастов, их духовные потребности, уровень нравственной

воспитанности, характер внутриколлективных отношений.

В отношении к коллективу

формируется чувство солидарности, стремление к сотрудничеству, достижению

общих целей, готовность прийти на помощь, согласовывать свои действия, добиваться

общих результатов.

Наиболее эффективными методами для реализации нравственного воспитания как

способа формирования ученического коллектива выступают методы формирования

сознания личности и методы организации продуктивной деятельности учащихся. К

методам формирования сознания личности относят беседы, коллективное обсуждение,

диспуты, пример, наблюдение, демонстрация и иллюстрация материала.

Среди перечисленных методов большая роль отводится беседе по вопросам морали и

этике («Цена человека», «Что значит жить счастливо?», «Маленькие мы или

большие»,

1

«Может ли человек воспитать себя?» и т.п.). Она даёт конкретные образцы

для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения,

активизирует деятельность.

Особенно пример конкретных людей - родителей,

воспитателей, друзей.

К методам демонстрации относится прослушивание музыкальных произведений,

показ

кинофильмов,

компьютерных

программ,

презентаций.

Не

лишними

в

нравственном воспитании учащихся будут встречи с заслуженными лицами,

обсуждения

материалов

периодической

печати,

литературных

произведений,

кинофильмов,

театральных

спектаклей,

сочинения,

предполагающие

анализ

положительных фактов из жизни окружающих людей («Человек, которого я уважаю»,

«Кем стать и каким стать», «Моё отношение к себе»). Именно эти методы выступают

неким ресурсом, который в аспекте формирования нравственного воспитания

позволяет учащимся научиться понимать свои мысли, чувства, поступки других

людей.

Вторую группу занимают методы организации продуктивной деятельности учащихся.

К ним относятся разыгрывания нравственно - этических ситуаций, экскурсии по

святым местам, игры, познавательные викторины и т.п. Именно методы данной

группы раздвигают границы нравственных оценок, а интенсивное общение в рамках

ученического коллектива тренирует нравственное поведение, формирует нравственное

самосознание, стимулирует самовоспитание.

Разыгрывания нравственно - этических ситуаций дают детям возможность осваивать

опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и

близким. Это могут быть мини-ситуации, например, такие: «Вы лидер классного

коллектива, которому необходимо подготовить одноклассников для выполнения

групповой работы. Распределите ребят так, чтобы получились равноценные группы»,

«Каждый из Вас капитан. Наберите четыре-пять человек в команду». В данных

ситуациях, несомненно, основополагающими критериями для их решения будут

активность, инициативность, творческие способности, стремление и готовность

действовать в соответствии с другими, доброжелательность друг к другу, личные

качества.

Игра - одна эффективных методов духовно – нравственного воспитания школьников.

В игровой деятельности формируются и нравственные качества учащегося. В процессе

игры школьники учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и

интересами других, сдерживать свои желания. Наличие правил создает условия для

самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного

поведения и отношений среди людей. Например, такие сюжетно – ролевые игры, как

«Вежливые слова», игра интонациями, «Давайте говорить друг другу комплименты».

1

Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы

[Текст]: Учеб.пособие/Рост.н/Д гос.пед.ин-т.-;

Ростов-на-Дону: РГПИ,1986-120, [1]с.с.

Экскурсия играет важную роль в нравственном воспитании. Экскурсии на природу

дают возможность воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного

отношения к ней. Развитие современных технических средств, улучшили возможности

использования

экскурсий

в

образовательном

процессе,

сделав

путешествие

виртуальным. Например, экскурсии в ботанический сад, возле храма, в дом – музей, к

памятникам воинам и героям ВОВ, защитникам отчества в России.

Таким образом, проявляя заботу о нравственном воспитании учащихся,

необходимо

провозглашать

принцип

коллективизма

как

одного

из

ведущих.

Школьники должны чувствовать, что ценностная ориентация классного коллектива

определяет их нравственное становление. В коллективе личность иначе проявляет

себя. Коллективная форма как способ нравственного воспитания направлена на

приобретение учащимися практических нравственных отношений.

Свободный

творческий коллектив, имеющий общие нравственные цели, рождает самые ценные и

дорогие нравственные поступки, и отношения, кредо учащегося как личности. Для

успешной

реализации

нравственного

воспитания

как

способа

формирования

ученического коллектива необходимо помнить об опыте моральной деятельности и

способностей у учащихся нравственной саморегуляции поведения.

Литература

1.

Вопросы

нравственного

воспитания

в

школе

[Текст]:[Сборник

статей]/Ред.коллегия:доц.Г.И.Щукина(отв.ред.) [и др.]. – Ленинград: [б.и.],

1956. - 222с.;22 см. – (Ученые записки/Ленингр.гос.пед.ин-т им. А.И.Герцена.

Кафедра педагогики; Т.123).

2.

Методика

воспитательной

работы:

учеб.пос.для

студ.высш.пед.учеб.заведений/Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и

др.; Под ред.В.А.Сластенина.− М.: Академия,2004.− 144с.



В раздел образования