Автор: Парухина Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Павловская СОШ" структурное подразделение Д/С "Росинка"
Населённый пункт: Вилегодский Муниципальный округ, село Павловск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Звук О, буква О.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте для детей
старшей группы
(5 – 6 лет)
Тема: Звук [О] буква О.
Цель: Ознакомление детей с гласным звуком [о]; буквой О.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей правильное произношение звука [о],
- вырабатывать навык четкого произношения звука [о],
- формировать умение слышать звук [о] в слогах и словах;
- выделять звук [о] в начале, середине и в конце слова;
- познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;
Развивающие:
- развивать фонематический слух детей;
- развивать зрительное внимание, память, мышление;
Воспитательные:
- формировать у детей умение работать в группе.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Овощи»
Ю. Тувим, повторение осенних месяцев.
Материалы: картинки осенних деревьев и осенних листьев (клен,
рябина, дуб, осина); картинки овощей и корзинка; раздаточный
материал на каждого ребенка ( фишки красного цвета, схемы для
определения места звука в слове, листочки с заданиями, простые
карандаши), буква О, магнитная доска, магнитики.
Ход занятия:
Организационный этап.
(Дети вместе с воспитателем стоят в кругу).
(Развитие мимических мышц, выполнение действий по тексту)
Как хорошо, когда мы улыбаемся.
Как хорошо, когда мы удивляемся.
Но как же нам невесело,
Когда мы сердимся и огорчаемся.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
Введение в тему.
(Повторение гласных звуков, которые изучили ранее) на мольберте
осенние деревья: рябина, осина, дуб, береза.
Воспитатель: Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят.
Рябиновый: а – а – а!
Березовый: у – у – у!
Дубовый: и – и – и!
Осиновый: о – о – о!
Воспитатель: Ребята, что произнесли, листочки? (Звуки)
Воспитатель: А какие это звуки? (Гласные)
Воспитатель: А какие гласные звуки мы изучили? ( А, У, И)
Воспитатель: Ребята, а какой звук еще произносили листочки? (Звук О)
Воспитатель: Ребята, кто догадался, с каким звуком мы сегодня будем с
вами знакомиться? (Со звуком О).
Основной этап.
(Дети сидят за столами, на столах у каждого ребенка зеркало)
Воспитатель: Ребята, давайте вместе со мной произнесем звук
осиновых листочков , что происходит с нашим ротиком.
(Дети вместе с воспитателем произносят звук О).
Воспитатель: Ребята, когда мы произносим звук [О], наши губки
округляются и немного выдвинуты в перед;
- зубы закрыты округленными губами;
- воздушная струя проходит свободно и не встречает преграды.
Воспитатель: Скажите, какой звук [ О]? Охарактеризуйте его.
(Звук О – гласный, он тянется, поется, при произношении не встречает
преграды и обозначается красной фишкой)
Гласному легко живется:
Голосок свободно льется.
Звуки гласные мы знаем,
Гласные запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Воспитатель: Ребата, давайте вспомним, что такое звук?
(Звук мы слышим и произносим)
(Воспитатель, по ходу ответов детей выставляет условные карточки
– ухо и рот).
Воспитатель: Ребята, звук [ О] хочет поиграть с вами в прятки. Я буду
произносить различные звуки, слоги и слова, если вы услышите звук
[О], то вы должны поднять красную фишку.
Игра «Прятки со звуком» (развитие фонематического слуха).
А – и – о – на – но – ну - от – бы – ан – мак – сок – лист – нос – дым –
гном.
Воспитатель: Ребята, а что можно собрать осенью в огороде?
(Овощи)
Воспитатель: Мы сейчас будем с вами собирать овощи в корзинку
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором
разложены картинки овощей и корзинка)
Воспитатель: Собирать вы будете только те овощи в названии которых
есть звук [О].
(Дети выбирают нужную картинку и прикрепляют к корзинке). Когда
задание выполнено, дети вместе с воспитателем проверяют все ли
правильно.
Воспитатель: Молодцы ребята, собрали нужные овощи. Ребята, а что
можно приготовить из овощей. (Салат, суп, сок).
Сок из моркови – морковный, суп из гороха – гороховый, салат из
кабачка – кабачковый. (Дети проговаривают выделяя голосом звук О в
словах). Молодцы.
Физминутка. (по стихотворению Ю Тувим «Овощи»)
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные картинки есть у
меня. (Воспитатель показывает детям зашумленные картинки с
предметами в названии которых есть звук О).(Ослик, ведро, слон)
Воспитатель: давайте попробуем узнать, что изображено на картинке и
определим место звука [О] в этих словах.
(Дети определяют предмет, проговаривают слово, определяют место
звука О в слове.На столах у детей карточки и фишки красного цвета,
для выкладывания позиции звука О в словах).
Воспитатель: На столах у вас есть листочек с нарисованными
картинками, нам нужно из всех картинок найти только те, где есть звук
[О]. (Дети за столами выполняют задание, карандашом обводят
картинки со звуком О).
Соотношение звука с буквой. Знакомство с буквой О.
Воспитатель: Ребята, все звуки имеют свои домики в которых живут.
Звук [О] живет вот в таком домике (Воспитатель прикрепляет к доске
букву О), это буква О. Скажите, а чем буква отличается от звука? (По
ходу ответов детей воспитатель выставляет картинки схемы: Глаза,
книга, ручка). (Букву можно увидеть, прочитать и написать).
Подбор зрительного образа к букве. Посмотрите на неё. На что
похожа буква О? (На обруч, на колесо, на баранку, на спасательный
круг, на луну).
Воспитатель:
(
Стихотворное описание графического образа буквы)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
Анализ буквы О.
Воспитатель: Посмотрите, из каких же элементов состоит буква
О (большой овал).
- Сколько элементов у буквы о (один).
- Нарисуйте пальчиком в воздухе букву О.
Воспитатель :Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны
будете найти среди них букву «О» и обвести её в кружок.
Заключительная чась: Рефлексия.
(Дети вместе с воспитателем сидя на ковре)
Воспитатель: С каким новым звуком и буквой сегодня познакомились
на занятии? Какой это звук и буква? Какие задания вам понравились
больше всего?