Автор: Сариева Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №21 "Солнышко"
Населённый пункт: с. Ульяновка Минераловодский район Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
«Современные педагогические технологии в практике работы
воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно
внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача
педагогов
дошкольного
учреждения
–
выбрать
методы
и
формы
организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной
цели
развития
личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного
образования.
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми
придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-
содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня
мы
поговорим
о
педагогических
технологиях
и
их
эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте
вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов,
приёмов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно - методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию,
включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-
педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость
– возможность
диагностического
целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
– современные
педагогические
технологии,
существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
– возможность
применения
(повторения,
воспроизведения)
образовательной
технологии
в
образовательных
учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть
гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,
независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть
– это научная база технологии, т.е. психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть
– это общие, конкретные цели и содержание
учебного материала.
Процессуальная часть
– совокупность форм и методов учебной
деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика
обучающего процесса.
Таким
образом,
очевидно: если
некая
система
претендует
на
роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше
требованиям.
Взаимодействие
всех
субъектов
открытого
образовательного
пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе
современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
1.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку
возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых
знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
включают
все
аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —
информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В
современных
условиях
развитие
человека
невозможно
без
построения
системы
формирования
его
здоровья.
Выбор
здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию
здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические
(обеспечивающие
сохранение
и
приумножение
здоровья
детей
под
руководством
медицинского
персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств - технологии организации
мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей,
профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2.
физкультурно-оздоровительные
(направленные
на
физическое
развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития
физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3.
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и
направленные
на
обеспечение
эмоциональной
комфортности
и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
технологии
психолого-педагогического
сопровождения
развития
ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные
на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры
профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому
образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология
использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,
дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5.
образовательные
(воспитания
культуры
здоровья
дошкольников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6.
обучения здоровому образу жизни
(технологии использования
физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из
серии
«Уроки
футбола»,
проблемно-игровые
(игротренинги,
игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология
музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7.
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует
отнести
и
педагогическую
технологию
активной
сенсорно-
развивающей среды, под которой понимается системная совокупность
и порядок функционирования всех личностных инструментальных и
методологических
средств,
используемых
для
достижения
педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством
включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании
и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по
ней
жизнедеятельность
в
детском
саду
позволяет
лучше
узнать
воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые»
— детские занятия, участие в групповой деятельности
(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с
окружающей природой и общественной жизнью;
«повествовательные»,
при разработке которых дети учатся
передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,
вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)
формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного
продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1.
по доминирующему методу:
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные.
2.
по характеру содержания:
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные ценности.
3.
по характеру участия ребенка в проекте:
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4.
по характеру контактов:
осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
5.
по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
6.
по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может
существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения
изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим
проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно
решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,
трудовой
деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1.
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2.
Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
3.
Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4.
Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»
материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
4.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому
звену
непрерывного
образования:
образования
с
использованием
современных
информационных
технологий
(компьютер,
интерактивная
доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками
задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить
профессиональный
уровень
педагогов
и
компетентность родителей.
Решение этих задач
не возможно без актуализации и пересмотра всех
направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает
у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в
повседневной жизни.
Ошибки
при
использовании
информационно-коммуникационных
технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
занятиям,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных
условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей
среде,
отвечающей
требованиям
содержания
новых
образовательных
программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных
взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей
ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда
позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации
идей
личностно-ориентированных
технологий,
именно
предоставление
возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен
различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются:
гуманно-личностные
технологии,
отличающиеся
своей
гуманистической
сущностью
психолого-терапевтической
направленностью
на
оказание
помощи
ребенку
с
ослабленным
здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную
технологию
хорошо
реализовать
в
новых
дошкольных
учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической
разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение,
игрушки,
способствующие
индивидуальным
играм,
оборудование
для
индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты
долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию
дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе
занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви
к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в
подобных
дошкольных
учреждениях
дети
спокойны,
уступчивы,
не
конфликтны.
Технология
сотрудничества
реализует
принцип
демократизации
дошкольного
образования,
равенство
в
отношениях
педагога
с
ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -
ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды,
изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно
определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,
концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации
педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом
личностных
отношений,
индивидуального
подхода,
демократическим
управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким
подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из
детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса
конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ
(родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание
образования.
Эти
исходные
установки
должны
конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также
создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление
темпов
развития
позволяет
воспитателю
поддерживать
каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том,
чтобы
воспитательно-образовательный
процесс
должен
гарантировать
достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом
подходе к обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и
обучение с ориентацией на достижение результата;
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный)
в соответствии с учебными целями и задачами;
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,
направленная на достижение целей;
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные
технологии
противопоставляют
авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества личности.
6.Технология портфолио дошкольника
Портфолио
—
это
копилка
личных
достижений
ребенка
в
разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,
возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это
своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая
(фиксирует
изменения
и
рост
за
определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых
работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков
ребенка) и др.
Процесс
создания
портфолио
является
своего
рода
педагогической
технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-
полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями
дошкольника. И. Руденко
Раздел 1 «Давайте познакомимся».
В разделе помещается фотография
ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести
рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой
будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в
художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я
вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка».
В разделе помещаются сочинения
родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...».
В разделе фиксируются высказывания самого
ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел
быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои
любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,
«О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества
ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от
различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям
воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют
свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание
которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно
заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-
презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая
структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация
о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала
и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на
момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент
окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»
содержит вкладыши «По-
любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка,
сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится
информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка,
о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было
выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и
известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака,
гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается
информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за
год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился
за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются
краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть
профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного
времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на
которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие
творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».
В разделе
размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с
утренников,
записи
стихотворений,
которые
ребенок
рассказывал
на
утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную
структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте
познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,
которые отметили сами родители.
Раздел
2
«Информация
педагогов»
содержит
информацию
о
наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду
в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная
деятельность, самостоятельное использование различных источников инфор-
мации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе»
содержит информацию,
полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам
придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о
личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о
ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в
процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других
детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста
«Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину
пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за
доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям
— за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что
ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы
анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы
педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия
ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов
ребенка;
грамоты
по
номинациям
—
за
любознательность,
умения,
инициативу, самостоятельность;
блок
«Какой
ребенок
успешный»
содержит
информацию
о
творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке;
рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи,
проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка)
позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и
вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и
его семье
7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования педагогического
процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все
радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в
разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,
социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки
профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие
разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Этот
раздел
позволяет
судить
о
процессе
индивидуального
личностного
развития
педагога
(фамилия,
имя,
отчество,
год
рождения);
образование (что и когда окончил, полученная специальность и
квалификация по диплому);
трудовой
и
педагогический
стаж,
стаж
работы
в
данном
образовательном учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны
курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных
званий и степеней;
наиболее
значимые
правительственные
награды,
грамоты,
благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике
результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел
могут быть включены:
материалы
с
результатами
освоения
детьми
реализуемой
программы;
материалы, характеризующие уровень развития представлений и
умений детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на
основании результатов педагогической диагностики, результатов
участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие
о профессионализме педагога. Это могут быть:
материалы,
в
которых
описываются
технологии,
используемые
педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
материалы, характеризующие работу в методическом объединении,
творческой группе;
материалы,
подтверждающие
участие
в
профессиональных
и
творческих педагогических конкурсах;
в неделях педмастерства;
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
авторские программы, методические разработки;
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в
группах и кабинетах:
планы по организации предметно-развивающей среды;
эскизы, фотографии и т. д.
Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы
работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким
образом,
портфолио
позволит
самому
педагогу
про-
анализировать и представить значимые профессиональные результаты,
достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного
процесса
и
объединенное
общим
содержанием,
сюжетом,
персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение
в
форме
игры
может
и
должно
быть
интересным,
занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода
необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для
обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово
описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы,
используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате
он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного
предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка
должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна
обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Некоторые
современные
образовательные
программы
предлагают
использовать народную игру как средство педагогической коррекции
поведения детей.
9. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана
ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые
ставят
ребенка
в
позицию
думающего
человека.
Адаптированная
к
дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать
ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,
ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому
важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность,
системность,
диалектичность;
с
другой
–
поисковой
активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном
возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в
подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не
стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных
положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации –
вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские
решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,
он
сам
будет
стремиться
к
идеальному
результату,
используя
многочисленные ресурсы.
Можно
применять
в
работе
только
элементы
ТРИЗ
(инструментарий),
если
педагог
недостаточно
освоил
ТРИЗ-
технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных
свойств
качества
какого-либо
предмета
или
явления,
не
вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных
свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят
взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и
явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую,
педагог
уже
проводит
тризовские
занятия,
даже
не
подозревая
об
этом.
Ведь,
именно,
раскрепощенность
мышления
и
способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть
творческой педагогики.
Заключение:
Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии
гарантируют
достижения
дошкольника
и
в
дальнейшем
гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным
ориентиром
познавательный
процесс
в
его
развивающемся
состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не
помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без
творческих порывов.
Творческих Вам успехов!