Напоминание

"Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ".


Автор: Сариева Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №21 "Солнышко"
Населённый пункт: с. Ульяновка Минераловодский район Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные педагогические технологии в практике работы воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные педагогические технологии в практике работы

воспитателя в конспекте ФГОС ДОУ».

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно

внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача

педагогов

дошкольного

учреждения

выбрать

методы

и

формы

организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной

цели

развития

личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного

образования.

Принципиально

важной

стороной

в

педагогической

технологии

является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,

отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми

придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-

содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня

мы

поговорим

о

педагогических

технологиях

и

их

эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте

вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств;

она

есть

организационно - методический инструментарий педагогического процесса

(Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию,

включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-

педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса,

- взаимосвязью его частей,

- целостностью.

Управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,

варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность

современные

педагогические

технологии,

существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по

результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение

определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость

возможность

применения

(повторения,

воспроизведения)

образовательной

технологии

в

образовательных

учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть

гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее,

независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть

– это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть

– это общие, конкретные цели и содержание

учебного материала.

Процессуальная часть

– совокупность форм и методов учебной

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности

педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика

обучающего процесса.

Таким

образом,

очевидно: если

некая

система

претендует

на

роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше

требованиям.

Взаимодействие

всех

субъектов

открытого

образовательного

пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе

современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

1.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку

возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых

знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

включают

все

аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях —

информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В

современных

условиях

развитие

человека

невозможно

без

построения

системы

формирования

его

здоровья.

Выбор

здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию

здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические

(обеспечивающие

сохранение

и

приумножение

здоровья

детей

под

руководством

медицинского

персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств - технологии организации

мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей,

профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2.

физкультурно-оздоровительные

(направленные

на

физическое

развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития

физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка

(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и

направленные

на

обеспечение

эмоциональной

комфортности

и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе

общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

технологии

психолого-педагогического

сопровождения

развития

ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные

на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры

профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому

образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология

использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,

дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.

образовательные

(воспитания

культуры

здоровья

дошкольников,

личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.

обучения здоровому образу жизни

(технологии использования

физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из

серии

«Уроки

футбола»,

проблемно-игровые

(игротренинги,

игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология

музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7.

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует

отнести

и

педагогическую

технологию

активной

сенсорно-

развивающей среды, под которой понимается системная совокупность

и порядок функционирования всех личностных инструментальных и

методологических

средств,

используемых

для

достижения

педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством

включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании

и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по

ней

жизнедеятельность

в

детском

саду

позволяет

лучше

узнать

воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

«игровые»

— детские занятия, участие в групповой деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные»,

при разработке которых дети учатся

передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,

вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)

формах;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного

продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.

по доминирующему методу:

исследовательские,

информационные,

творческие,

игровые,

приключенческие,

практико-ориентированные.

2.

по характеру содержания:

включают ребенка и его семью,

ребенка и природу,

ребенка и рукотворный мир,

ребенка, общество и его культурные ценности.

3.

по характеру участия ребенка в проекте:

заказчик,

эксперт,

исполнитель,

участник от зарождения идеи до получения результата.

4.

по характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой,

внутри ДОУ,

в контакте с семьей,

учреждениями культуры,

общественными организациями (открытый проект).

5.

по количеству участников:

индивидуальный,

парный,

групповой,

фронтальный.

6.

по продолжительности:

краткосрочный,

средней продолжительности,

долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у

дошкольников

основные

ключевые

компетенции,

способность

к

исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может

существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения

изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим

проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно

решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,

трудовой

деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.

Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2.

Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3.

Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.

Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках»

материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

4.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом

отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет

качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому

звену

непрерывного

образования:

образования

с

использованием

современных

информационных

технологий

(компьютер,

интерактивная

доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками

задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить

профессиональный

уровень

педагогов

и

компетентность родителей.

Решение этих задач

не возможно без актуализации и пересмотра всех

направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает

у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в

повседневной жизни.

Ошибки

при

использовании

информационно-коммуникационных

технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,

группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2.

Подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

занятиям,

знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не

писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и

в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы

дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных

условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей

среде,

отвечающей

требованиям

содержания

новых

образовательных

программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных

взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей

ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда

позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации

идей

личностно-ориентированных

технологий,

именно

предоставление

возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными

направлениями выделяются:

гуманно-личностные

технологии,

отличающиеся

своей

гуманистической

сущностью

психолого-терапевтической

направленностью

на

оказание

помощи

ребенку

с

ослабленным

здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную

технологию

хорошо

реализовать

в

новых

дошкольных

учреждениях (например: д/с № 2), где имеются комнаты психологической

разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение,

игрушки,

способствующие

индивидуальным

играм,

оборудование

для

индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты

долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию

дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе

занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви

к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в

подобных

дошкольных

учреждениях

дети

спокойны,

уступчивы,

не

конфликтны.

Технология

сотрудничества

реализует

принцип

демократизации

дошкольного

образования,

равенство

в

отношениях

педагога

с

ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый -

ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды,

изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно

определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд,

концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации

педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом

личностных

отношений,

индивидуального

подхода,

демократическим

управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким

подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из

детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса

конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ

(родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание

образования.

Эти

исходные

установки

должны

конкретизировать

современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также

создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление

темпов

развития

позволяет

воспитателю

поддерживать

каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том,

чтобы

воспитательно-образовательный

процесс

должен

гарантировать

достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом

подходе к обучению выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и

обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный)

в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений,

направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные

технологии

противопоставляют

авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в

традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,

создают условия для творчества личности.

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио

это

копилка

личных

достижений

ребенка

в

разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций,

возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это

своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

диагностическая

(фиксирует

изменения

и

рост

за

определенный период времени),

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых

работ),

рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков

ребенка) и др.

Процесс

создания

портфолио

является

своего

рода

педагогической

технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-

полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями

дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся».

В разделе помещается фотография

ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести

рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой

будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в

художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я

вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка».

В разделе помещаются сочинения

родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...».

В разделе фиксируются высказывания самого

ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел

быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои

любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?»,

«О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества

ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от

различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям

воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют

свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание

которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно

заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-

презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая

структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация

о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала

и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на

момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент

окончания ведения портфолио.

Раздел 1 «Познакомьтесь со мной»

содержит вкладыши «По-

любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка,

сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится

информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка,

о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было

выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и

известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака,

гороскопы, талисманы и др.).

Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается

информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за

год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился

за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются

краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть

профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного

времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на

которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие

творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».

В разделе

размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с

утренников,

записи

стихотворений,

которые

ребенок

рассказывал

на

утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную

структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте

познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения,

которые отметили сами родители.

Раздел

2

«Информация

педагогов»

содержит

информацию

о

наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду

в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная

деятельность, самостоятельное использование различных источников инфор-

мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе»

содержит информацию,

полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам

придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о

личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о

ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в

процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других

детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста

«Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину

пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за

доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям

— за воспитание ребенка;

блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что

ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы

анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы

педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия

ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов

ребенка;

грамоты

по

номинациям

за

любознательность,

умения,

инициативу, самостоятельность;

блок

«Какой

ребенок

успешный»

содержит

информацию

о

творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке;

рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи,

проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка)

позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и

вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и

его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим,

владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики,

способами самостоятельного конструирования педагогического

процесса в условиях конкретной практической деятельности,

умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все

радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.

Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в

разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой,

социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки

профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие

разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Этот

раздел

позволяет

судить

о

процессе

индивидуального

личностного

развития

педагога

(фамилия,

имя,

отчество,

год

рождения);

образование (что и когда окончил, полученная специальность и

квалификация по диплому);

трудовой

и

педагогический

стаж,

стаж

работы

в

данном

образовательном учреждении;

повышение квалификации (название структуры, где прослушаны

курсы, год, месяц, проблематика курсов);

копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных

званий и степеней;

наиболее

значимые

правительственные

награды,

грамоты,

благодарственные письма;

дипломы различных конкурсов;

другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике

результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел

могут быть включены:

материалы

с

результатами

освоения

детьми

реализуемой

программы;

материалы, характеризующие уровень развития представлений и

умений детей, уровень развития личностных качеств;

сравнительный анализ деятельности педагога за три года на

основании результатов педагогической диагностики, результатов

участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие

о профессионализме педагога. Это могут быть:

материалы,

в

которых

описываются

технологии,

используемые

педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

материалы, характеризующие работу в методическом объединении,

творческой группе;

материалы,

подтверждающие

участие

в

профессиональных

и

творческих педагогических конкурсах;

в неделях педмастерства;

в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

авторские программы, методические разработки;

творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в

группах и кабинетах:

планы по организации предметно-развивающей среды;

эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы

работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким

образом,

портфолио

позволит

самому

педагогу

про-

анализировать и представить значимые профессиональные результаты,

достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть

учебного

процесса

и

объединенное

общим

содержанием,

сюжетом,

персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,

характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение

отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции

на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота

каждого воспитателя.

Обучение

в

форме

игры

может

и

должно

быть

интересным,

занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода

необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для

обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово

описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы,

используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате

он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного

предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка

должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна

обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Некоторые

современные

образовательные

программы

предлагают

использовать народную игру как средство педагогической коррекции

поведения детей.

9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана

ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые

ставят

ребенка

в

позицию

думающего

человека.

Адаптированная

к

дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать

ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален,

ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому

важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала

каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является

развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость,

подвижность,

системность,

диалектичность;

с

другой

поисковой

активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном

возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в

подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не

стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных

положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации –

вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские

решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий,

он

сам

будет

стремиться

к

идеальному

результату,

используя

многочисленные ресурсы.

Можно

применять

в

работе

только

элементы

ТРИЗ

(инструментарий),

если

педагог

недостаточно

освоил

ТРИЗ-

технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

Первый этап – определение положительных и отрицательных

свойств

качества

какого-либо

предмета

или

явления,

не

вызывающих стойких ассоциаций у детей.

Второй этап – определение положительных и отрицательных

свойств предмета или явления в целом.

Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят

взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и

явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую,

педагог

уже

проводит

тризовские

занятия,

даже

не

подозревая

об

этом.

Ведь,

именно,

раскрепощенность

мышления

и

способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть

творческой педагогики.

Заключение:

Технологический подход, то есть новые педагогические

технологии

гарантируют

достижения

дошкольника

и

в

дальнейшем

гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным

ориентиром

познавательный

процесс

в

его

развивающемся

состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не

помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без

творческих порывов.

Творческих Вам успехов!



В раздел образования