Автор: Миткалева Ирина Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия для детей: основные виды и методы
Раздел: начальное образование
Арт-терапия для детей: основные виды и методы
Миткалева Ирина Николаевна
Учитель изобазительного искусства
МБОУ Средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов№46
Психическое здоровье современных детей и подростков - важный вопрос не только для
родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок - это, прежде всего, творческий,
радостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.
Мы расскажем о нескольких видах арт-терапии и увлекательных техниках, которые идеально
подходят для малышей и подростков. Классическая арт-терапия изначально включала в себя
визуальные искусства, такие как живопись, лепка, фотография и графика. Однако в современном
мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сегодня популярны библиотерапия,
драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия и
песочная терапия.
Простые советы
- Помните, что арт-терапия - это творческий процесс. Главное - не результат, а удовольствие.
-
Позвольте ребенку самому выбрать методы и материалы для арт-терапии. Практика
показывает, что дети младшего возраста чаще всего выбирают песок, а дети начальной школы -
гуашь.
- Дети не должны испытывать трудностей в творческом процессе. Творческий процесс должен
быть интересным, оригинальным и нравиться ребенку.
Изотерапия
Самым популярным видом арт-терапии является рисование. Для этого можно использовать
самые разные материалы для рисования: краски, карандаши, мелки, пастель, бумагу разной фактуры,
кисти разного размера и твердости, пластилин.
Существует несколько техник рисовальной терапии.
Монотипия - это базовая графическая техника. На гладкую поверхность, например, стекло,
пластиковую пластину или пленку, наносятся гуашевые краски, затем
кладут лист бумаги и
прижимают к поверхности. Получается впечатление зеркального отражения.
Рисование на стекле. Требуется гладкая стеклянная поверхность и краска (это может быть
окно, стеклянный стол или зеркало). Краска не впитывается в поверхность стекла и долго не сохнет,
поэтому ее можно наносить кистью или пальцами. Эта техника используется для профилактики и
изменения тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с последствиями деятельности.
Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. Различные рисунки с
использованием листьев, сухих листьев, сыпучих материалов и клея ПВА. Нарисуйте изображение
на листе бумаги с помощью клея. Поверх него разбросайте готовые или измельченные материалы.
Неприклеенные лишние частицы стряхиваются. Данный вид терапии способствует адаптации к
новому пространству и дарит ощущение успеха.
Рисование пальцами,
и ладонями - это вид игры с цветом и новыми тактильными
ощущениями, во время которой ребеноквыражает свои эмоции на бумаге, не боясь испачкаться или
что-либо испортить. Этот метод высоко ценится детскими психологами.
Для детей постарше подходит изотерапия, включающая рисование акриловыми красками или
спиртовыми чернилами.
Жидкий акрил или «жидкое искусство»
- это вид современного творчества, главной
особенностью которого является то, что для создания произведения искусства человеку не нужны
навыки рисования. Этот процесс стимулирует чувства - интуицию и творческие способности, а
техника настолько проста, что даже новички могут быстро освоить ее. Живопись жидкими
акриловыми красками можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, кому нравится
абстрактная живопись, кто мечтает научиться рисовать с нуля и кому нужно расслабиться.
Спиртовые чернила - это техника рисования с помощью распыления специальных чернил
феном. Рисунки в этой технике произвольно создают причудливые узоры и формы, похожие на
волнистые фигуры, а мерцание чернил создает необычные эффекты. Все, что нужно сделать
художнику, - это нанести краску и дать волю своей фантазии.
Песочная терапия
Кто в детстве не играл в песочнице? Лепить фигурки из песка -полезное занятие для детей. Ведь
таким образом они развивают свое мышление и воображение и, что немаловажно, совершенствуют
моторику пальцев. Кроме того, в процессе работы с песком развиваются тактильные ощущения. Если
песочница разделена на несколько зон, играть с песком можно как в одиночку, так и в группах. Это
создает атмосферу доверия, честности и группового взаимодействия. Детям следует предоставить
небольшую песочницу, емкость с водой и разнообразные формочки, чтобы они могли создавать
композиции из песка и описывать свои работы.
Коллаж
Эта арт-терапия подходит для всех, независимо от возраста. Особенно она интересна тем, кто
испытывает трудности с рисованием. Создание коллажей с помощью различных вырезок и
иллюстраций позволяет детям выразить свои желания и развить творческие способности. Дети
получают возможность разобраться в темах, которые кажутся им интересными и важными. Коллажи
учат их понимать себя и свои стремления и показывать их наглядно. Чтобы сделать коллаж, вам
понадобится большой лист бумаги и различные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии,
наклейки и стикеры, которые помогут вам выразить свои идеи в воображении. Вам следует заранее
определиться с темой, например, ваши желания, цели, чувства, настроения, мечты, наше лето,
школьные воспоминания и т. д.
Выше перечислены некоторые виды и техники арт-терапии. Выберите ту, которая больше всего
соответствует интересам и увлечениям вашего ребенка. Помните, что арт-терапия может стать для
вашего ребенка творческой отдушиной, а также средством социальной адаптации. Помогите ребенку
узнать о себе и окружающем мире через искусство, воображение и игру.