Напоминание

Арт-терапия для детей: основные виды и методы


Автор: Миткалева Ирина Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: Арт-терапия для детей: основные виды и методы
Раздел: начальное образование





Назад




Арт-терапия для детей: основные виды и методы

Миткалева Ирина Николаевна

Учитель изобазительного искусства

МБОУ Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов№46

Психическое здоровье современных детей и подростков - важный вопрос не только для

родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок - это, прежде всего, творческий,

радостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Мы расскажем о нескольких видах арт-терапии и увлекательных техниках, которые идеально

подходят для малышей и подростков. Классическая арт-терапия изначально включала в себя

визуальные искусства, такие как живопись, лепка, фотография и графика. Однако в современном

мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сегодня популярны библиотерапия,

драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия и

песочная терапия.

Простые советы

- Помните, что арт-терапия - это творческий процесс. Главное - не результат, а удовольствие. 

-

Позвольте ребенку самому выбрать методы и материалы для арт-терапии. Практика

показывает, что дети младшего возраста чаще всего выбирают песок, а дети начальной школы -

гуашь.

- Дети не должны испытывать трудностей в творческом процессе. Творческий процесс должен

быть интересным, оригинальным и нравиться ребенку. 

Изотерапия

Самым популярным видом арт-терапии является рисование. Для этого можно использовать

самые разные материалы для рисования: краски, карандаши, мелки, пастель, бумагу разной фактуры,

кисти разного размера и твердости, пластилин.

Существует несколько техник рисовальной терапии.

Монотипия - это базовая графическая техника. На гладкую поверхность, например, стекло,

пластиковую пластину или пленку, наносятся гуашевые краски, затем

кладут лист бумаги и

прижимают к поверхности. Получается впечатление зеркального отражения. 

Рисование на стекле. Требуется гладкая стеклянная поверхность и краска (это может быть

окно, стеклянный стол или зеркало). Краска не впитывается в поверхность стекла и долго не сохнет,

поэтому ее можно наносить кистью или пальцами. Эта техника используется для профилактики и

изменения тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с последствиями деятельности. 

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. Различные рисунки с

использованием листьев, сухих листьев, сыпучих материалов и клея ПВА. Нарисуйте изображение

на листе бумаги с помощью клея. Поверх него разбросайте готовые или измельченные материалы.

Неприклеенные лишние частицы стряхиваются. Данный вид терапии способствует адаптации к

новому пространству и дарит ощущение успеха.  

Рисование пальцами,

и ладонями - это вид игры с цветом и новыми тактильными

ощущениями, во время которой ребеноквыражает свои эмоции на бумаге, не боясь испачкаться или

что-либо испортить. Этот метод высоко ценится детскими психологами. 

Для детей постарше подходит изотерапия, включающая рисование акриловыми красками или

спиртовыми чернилами. 

Жидкий акрил или «жидкое искусство»

- это вид современного творчества, главной

особенностью которого является то, что для создания произведения искусства человеку не нужны

навыки рисования. Этот процесс стимулирует чувства - интуицию и творческие способности, а

техника настолько проста, что даже новички могут быстро освоить ее. Живопись жидкими

акриловыми красками можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, кому нравится

абстрактная живопись, кто мечтает научиться рисовать с нуля и кому нужно расслабиться.

Спиртовые чернила - это техника рисования с помощью распыления специальных чернил

феном. Рисунки в этой технике произвольно создают причудливые узоры и формы, похожие на

волнистые фигуры, а мерцание чернил создает необычные эффекты. Все, что нужно сделать

художнику, - это нанести краску и дать волю своей фантазии.

Песочная терапия

Кто в детстве не играл в песочнице? Лепить фигурки из песка -полезное занятие для детей. Ведь

таким образом они развивают свое мышление и воображение и, что немаловажно, совершенствуют

моторику пальцев. Кроме того, в процессе работы с песком развиваются тактильные ощущения. Если

песочница разделена на несколько зон, играть с песком можно как в одиночку, так и в группах. Это

создает атмосферу доверия, честности и группового взаимодействия. Детям следует предоставить

небольшую песочницу, емкость с водой и разнообразные формочки, чтобы они могли создавать

композиции из песка и описывать свои работы.

Коллаж

Эта арт-терапия подходит для всех, независимо от возраста. Особенно она интересна тем, кто

испытывает трудности с рисованием. Создание коллажей с помощью различных вырезок и

иллюстраций позволяет детям выразить свои желания и развить творческие способности. Дети

получают возможность разобраться в темах, которые кажутся им интересными и важными. Коллажи

учат их понимать себя и свои стремления и показывать их наглядно. Чтобы сделать коллаж, вам

понадобится большой лист бумаги и различные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии,

наклейки и стикеры, которые помогут вам выразить свои идеи в воображении. Вам следует заранее

определиться с темой, например, ваши желания, цели, чувства, настроения, мечты, наше лето,

школьные воспоминания и т. д.

Выше перечислены некоторые виды и техники арт-терапии. Выберите ту, которая больше всего

соответствует интересам и увлечениям вашего ребенка. Помните, что арт-терапия может стать для

вашего ребенка творческой отдушиной, а также средством социальной адаптации. Помогите ребенку

узнать о себе и окружающем мире через искусство, воображение и игру.



В раздел образования