Напоминание

Тема: "Съедобные кормушки для птиц"


Автор: Шипунова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №5
Населённый пункт: Г.Славянск-на-Кубани
Наименование материала: Экологический проект
Тема: Тема: "Съедобные кормушки для птиц"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тип проекта: творческий, познавательно – исследовательский, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от

нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически

недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут

замерзнуть, не дожив до весны. Особенно страдают синицы. Из десяти синиц зиму

переживает только одна. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе

к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые –

развешивая съедобные кормушки и регулярно подсыпая корм в деревянные кормушки.

Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит и детей, и взрослых

заботиться о тех, кто нуждается в помощи.

Привлечь внимание детей и родителей к данной проблеме я решила, организовав проект

«Изготовление съедобных кормушек». Привлечение родителей к участию в проектной

деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует

укреплению сообщества педагог – дети – родители. Данный проект позволит детям

больше узнать о жизни зимующих птиц, о том, как правильно и из чего можно сделать

кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей.

Кроме того, дети будут знать ответы на вопросы: почему большинство птиц улетают на

зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы?

Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц

холод или голод, и почему? Всё это будет способствовать воспитанию интереса к птицам

и желание помогать им в трудное зимнее время.

Проблема: В нашем детском саду много кормушек, выполненные руками взрослых.

Такие изделия из древесины украсят и обновят внешний облик, территорию нашего

детского сада. Преимущество данного проекта в том, что ребенок сам без затруднений

может сделать съедобную кормушку, при этом не повредить дерево. В зимний период

птицам трудно добывать корм. При изготовлении данного изделия прививается любовь к

природе и птицам.

Гипотеза: большое количество птиц гибнет зимой, человек может помочь им пережить

холод. Охрана и защита птиц

Творческая значимость:

Практическая значимость:

Цель проекта: оказание помощи птицам в зимний период, посредством изготовления

съедобных кормушек.

Задачи:

-Экологическое просвещение детей и родителей;

-Приобщение детей и родителей к природоохранной деятельности как к одному из средств

формирования экологической культуры;

1

-Развитие инициативы и творческого потенциала всех участников проекта;

-Формирование бережного отношения к живой природе, в частности к птицам;

-Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми, а также партнерских

отношений ДОУ с родителями.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Применяемые технологии:

- информационно-коммуникативные,

-личностно-ориентированные,

- технология исследовательской деятельности,

-технология сотрудничества,

-игровые,

-здоровьесберегающие технологии.

Методы и формы работы:

Тематические мероприятия с детьми

Наглядные методы (наблюдение, демонстрация)

Словесные методы (рассказ. Беседы, художественное слово)

Практические методы (упражнения, моделирование, дидактические игры)

Опрос родителей

Наглядная информация в уголок для родителей 9буклет, листовки)

Ожидаемые результаты:

Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного

представления о жизни зимующих птиц.

• Заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание

помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной

активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

План- график мероприятий с детьми.

I этап. Подготовительный.

Создание благоприятных условий для реализации проекта.

Познакомить родителей с целью и задачами проекта.

Подготовить и разместить в родительском уголке консультацию о видах кормушек,

способах их изготовления и материалах, из которых можно их сделать.

Беседа с детьми о жизни зимующих птиц.

Подготовка презентации о зимующих птицах, подборка книг и познавательной

литературы о них, подборка настольно-печатных и дидактических игр, подборка

методических материалов по теме.

2

II этап. Основной этап (Реализация проекта)

Организация выставки книг «Детям о птицах».

Подборка картинок и фотографий «Зимующие птицы».

Беседы: «Что вы знаете о зимующих птицах?», «Как птицы

приспособились к зиме?», «Как человек может помочь птицам в

холодное время года?»

Подборка костюмов, масок птиц для театрализации и п/игр.

Подвижные игры: «Птицелов», «Воробушки и автомобиль»,

«Перелетные и зимующие птицы», «Совушка», «Птичка и кошка», «Птичка и

птенчики», «Кот и автомобиль», «Воробушки», «Вороны», «Птицы без гнезда»,

«Мяч передай – зимующую птицу называй»

Дидактические игры: «Где, какая птица находится», « Какая птица лишняя», «Кто

где живет», «Продолжи и найди причину», « Птицы нашего края», «Найди

перелетных и зимующих птиц», «Опиши, а мы отгадаем», «Кого не стало», «Узнай

птицу по силуэту», «Кто чем питается».

Изготовление съедобных кормушек с детьми из семян и орешков. Кормушки-

гирлянды

Изобразительная деятельность: рисование «Синички и

снегири», лепка объёмная «Птицы на кормушке», коллективная

аппликация «Снегири прилетели», раскрашивание силуэтов птиц.

Создание плаката «Покормите птиц зимой».

Кормление птиц и дежурство по птичьей столовой.

Наблюдение за птицами.

Заготовка корма для птиц.

Чтение художественной литературы: Г. Серебрицкий «Берегите

птиц», И. Поленков «Синичкина кладовая», Ю. Никонова

«Зимние гости», «Синичкин календарь», В. Бианки «Лесные

домишки», «Чей нос лучше?», Л. Воронкова «Птичьи

кормушки».

III этап. Заключительный этап. Анализ результатов проекта.

В ходе проекта у детей появился интерес к изучению данной тематике. В результате

реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к

изучению и приготовлению съедобных кормушек для птиц, расширился кругозор,

обогатился словарный запас. Наиболее ценен проект тем, что он заставляет детей

мыслить, создавать продукт деятельности, подбирать и обогащать факты полученных

знаний. Повысился уровень сплоченности детей, воспитателя и родителей.

3

Результативность проекта была отмечена родителями. Проведенная рефлексия, в форме

опроса, показала, что работа над проектом была интересна и нужна как детям. Так и их

родителям. Итогом проекта было размещение кормушек на территории детского сада.

Подкормка птиц в течение зимнего периода.

4

Приложение 1

Беседы.

Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Как человек может помочь птицам в

холодное время», - уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни

зимующих птиц.

Беседа « Почему птиц стало меньше?» - выяснить причину отлета птиц, подвести к

установлению причинно - следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают

туда, где ее много.

Подвижные игры.

Русская народная игра «Птицелов»

Цели: Воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивать

тембровый слух, расширять кругозор.

Оборудование: Платок или повязка для завязывания глаз.

Описание игры-Играющие выбирают себе название птиц, крику которых они могут

подражать. Встают в круг при помощи считалочки выбирают Птицелова, он встаёт в круг

и ему завязывают глаза. Птицы ходят, кружатся, бегают вокруг птицелова и произносят

слова нараспев:

- В лесу, во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, водящий начинает

искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов

угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом или нового

птицелова выбирают считалкой.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: формирование умения детей начинать движение и менять его по сигналу

воспитателя.

Описание игры-действовать строго по сигналу; воробушки и автомобили не должны

появляться на дороге в неподходящее время.

Дети - "воробушки" садятся на скамейку - "гнездышки".

Один ребенок "автомобиль" и передвигается по площадке. После слов воспитателя:

"полетели воробушки на "дорожку", дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая

"крылышками". "Автомобиль" в это время стоит в стороне (гараже).

По сигналу: "автомобиль едет, летите воробушки свои гнездышки", автомобиль выезжает

из "гаража", а воробушки улетают в "гнёздышки" (садятся на скамейки). "Автомобиль"

возвращается в "гараж".

5

«Совушка»

Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать

на звуковой сигнал, учиться неподвижно стоять некоторое время, развивать выдержку,

организованность.

Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит

«Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно

двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек,

стрекоз и т.д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает».

Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и

не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто

пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое

время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе.

После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова»,

которая забрала себе большее число играющих.

«Птички и кошка»

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении

вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры. Развивать умение действовать по

сигналу, быстроту движений.

Выложить круг из веревки или шнура. Дети – птички встают по кругу с внешней стороны.

Одного ребенка назначают водящим - кошкой он становится в центре круга (кошка

засыпает, а птички прыгают в круг, летают, присаживаются, клюют зёрна); по сигналу

кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а птички улетают за

пределы круга. Пойманных птичек кошка ведёт в центр круга, оставляет около себя.

Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий, поймает 2-3 птички.

«Птичка и птенчики»

Цель: упражнять в умении использовать для игры всю площадку; выполнять игровые

действия; изменять направление движения по сигналу; формировать потребность в

двигательной активности.

Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко

(начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы

веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках,

воспитатель — птичку. На слова «Полетели — полетели!» птенчики выпархивают из

гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели

домой!» птенчики возвращаются в свои гнездышки.

«Кот и воробушки»

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в

зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после

произнесения условной фразы.

Кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

6

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые

убегают от него в домик, за черту

«Воробушки»

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки

смены направления движения по сигналу.

Дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются -

потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По

сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка

прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.

«Вороны»

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Прыгать легко на двух

ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Бегать

врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, влезать на скамейки самостоятельно.

Развивать внимание.

Все дети вороны. Воспитатель говорит:

«Вот под ёлкой запушенной скачут по снегу вороны. Кар-кар! Кар-кар!

Дети прыгают на двух ногах вокруг пенька.

Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались. Кар-кар! Кар-кар!

Бегают в разных направлениях, помахивая руками

Только ночка наступает, все вороны засыпают. Кар-кар! Кар-кар!».

Влезают на ствол дерева, бревно, пеньки, скамейки.

«Перелет птиц»

Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, при спуске не спрыгивая с неё, не

пропуская рейки. Бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, смелость,

внимание, умение действовать по сигналу.

1 вариант. Стая птиц собирается на одном краю площадки- дети стоят врассыпную,

напротив гимнастической стенки. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются

по площадке, расправив крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям – влезают на

стенку. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно спускаются с

деревьев, продолжают летать.

2 вариант. Птицы могут летать, используя разные виды бега. Вместо лестницы можно

использовать скамейки, кубы.

«Птица без гнезда»

Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание, умение бегать не наталкиваясь друг на

друга.

Дети стоят в кругу, каждый в своем гнездышке. Водящий стоит в центре круга и с

закрытыми глазами выбирает птицу. «Птица» вместе с водящим бегут по кругу в разные

7

стороны, чтоб занять свободное гнездо. Игрок, оставшийся без гнезда, становится

водящим.

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц

зимой.

Дети надевают ободочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на

расстоянии друг от друга стоят два ребенка в ободочках Солнышка и Снежинки. «Птицы»

бегают врассыпную со словами: «Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички,

птички-невелички». После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» -

к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

«Мяч передай-зимующую птицу называй»

Цель: развивать двигательную активность детей, внимание, память, мышление.

Дети становятся в круг на расстоянии примерно до 1 м друг от друга. По команде

воспитателя начинают передавать мяч по кругу. Каждый, кто бросает мяч, должен назвать

зимующую птицу (снегирь, воробей, клёст, сова, голубь, ворона, дятел, сорока). Если

ребенок колеблется, ему разрешено пользоваться помощью других - подсказкой кого-то из

товарищей или педагога.

Дидактические игры

«Где, какая птица находится»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их

называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия

«вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»

Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц,

которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и

снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь

был между сорокой и голубем и т. д.

«Какая птица лишняя»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие

«перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птиц,

развивать внимание, память.

Педагог специально среди зимующих птиц, прилетевших к кормушке, размещает

перелётную птицу. Дети внимательно рассматривают птиц и называют лишнюю птицу.

Педагог предлагает детям объяснить свой выбор. Просит назвать ещё для примера

перелётных птиц, найти их на картинках.

«Кто где живет»

8

Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их

словарь;

Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны

определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

«Продолжи, найди причину»

Цель: закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы

через экологические цепочки.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что …

/насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-

под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

«Птицы нашего края»

Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах

нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе родного края.

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну

сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую

зимующих птиц.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря

название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время

педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не

стало.

«Узнай птицу по силуэту»

9

Цель: способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах,

упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или

зимующая птица.

«Кто чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением

корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц:

отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Ход игры.

На двух кругах расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба,

шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и

перелетных птиц.

Художественная литература.

В.Звягиной «Воробышки»

На дворе морозище –

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки...

Я принес воробышкам

На тарелке крупки:

Кушайте, воробышки,

Я бы вам и валенки,

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

– Воробей ведь маленький,

Сразу как запрыгает –

Потеряет валенки...

Кушайте, хорошие.

Н. Рубцов «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

10

Худ. творчество «Раскрашивание птиц» - развивать творчество, умение воплощать свой

замысел в рисунке.

Презентация «Зимующие птицы», «Лакомство для птиц»

Рекомендации родителям:

Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение А. Барто «Снегирь».

Памятка « Как помочь птицам пережить зиму»

11

Приложение 2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке «Птичка»

Программное содержание.

Учить детей лепить из глины птичку, передавать овальную форму тела, круглую голову.

Учить оттягивать хвост, прищипывать клюв. Продолжать учить делить пластилин на

кусочки, пользоваться стекой. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, развивать память, внимание, воображение.

Материал: пластилин, дощечка, стеки, салфетки, проектор, колонка.

Наглядный материал: игрушка- птичка.

Словарная работа: голова, хвост, круг, овал, глаза, клюв, оттягивать, прищипывать, стека.

Предварительная работа. Чтение сказки «Храбрая птичка».

Ход мероприятия:

- Ребята, какое сейчас время года? (зима). Правильно ребята, выпал снег, стало холодно…

- А что происходит зимой? (выпал снег, деревья без листьев, птицы улетели в теплые

страны).

- А разве все птицы улетели? (нет, некоторые остались и прилетели снегири)

- Как вы думаете. Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, рябиной семенами,

земляными червями крупой, кусочками мяса и сала).

Поэтому птицы зимой из леса прилетают ближе к людям?

- Мы с вами как-то можем им помочь? (Да. Мы должны подкармливать их).

-А сейчас послушайте внимательно загадку и попробуйте её отгадать.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит.

Кто это? (воробей) Правильно.

Звук пения птицы.

- Ребята, как вы думаете, кто это чирикает (Воробей).

Воспитатель достает птичку- Воробья.

-Какая красивая птичка посмотрите! Но сначала внимательно рассмотрим её.

-Ой ребята, что-то наш Воробушек грустный какой-то?

-Что случилось (Ответы Воробушка).

-Он говорит, что у него нет друзей…

-Давайте, слепим нашему Воробушку друзей.

-Что есть у птички? (голова, глаза, клюв, туловище, крылья, и хвост).

-Какой формы голова? (круглая). На что похожа? (на шар). В какой части тела находится

голова птички? (в начале тела). Посмотрите, что у птички есть на голове? (глаза, клюв).

-сколько глаз у птички? (два).

12

-Какой формы тело птички? (обводящий жест) (Овальное, как яйцо). Сколько

крыльев? (два)

-какой у птички хвост? (длинный, прямой).

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Прыгают и машут руками)

Крошки птички собирают. (Наклоны вперёд)

Пёрышки почистили (Поднимают правую руку)

Клювики почистили (вращают кулачками около лица)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (Наклоны вперёд)

Дальше полетели (Машут руками)

И на место сели (Садятся за парты)

-А сейчас я покажу, как будем лепить птичку. Разделю пластилин пополам, одну часть

положу, а другую разделю еще пополам. Сколько кусочков получилось (три). Из самого

большого куска буду лепить туловище. Какой оно формы (овал). Покажите как надо

лепить овальную форм (дети показывают).

-Да, надо раскатать пластилин прямыми движениями: вперёд-назад (леплю туловище). С

одной стороны туловища будет голова, а с другой что? (хвост).

-Оттяну пластилин пальцами, вот так (показываю). Теперь буду лепить голову. (голова

шар). Как будете лепить голову, покажите руками.

-Правильно, будем скатывать комок круговыми движениями. Что надо сделать, чтобы

получилось птичка? Правильно. Соединим две части: туловище и голову, плотно

прижмем, примажем пальцами (показываю). Примазывать надо аккуратно, чтобы она

получилась гладкая, красивая. Теперь прищипнуть клюв , осторожно, чтобы не испортить

голову, вот так (показ): двумя пальцами сверху и снизу, а теперь также сбоку.

-А теперь сделаем птичке хвост. Двумя пальцами оттягиваем, вот так…

-Подумайте и скажите, как сделаем глаза, крылья? (нарисуем стекой)

-Да, концом стеки нарисуем глаза с одной и с другой стороны, а крылья, перышки другим

концом (показ).

-Чтобы наша птичка сидела, вылепим вместо ног подставку: из 3-го маленького куска и

скатаем столбик, на него сплюснем и посадим на него птичку, плотно прижмем. Вот и

получилась птичка.

–А сейчас давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Птички летели

Крыльями махали

На деревья сели

Вместе отдыхали

Напомню детям об аккуратном пользовании пластилином, уточняю

последовательность лепки, даю указание начать лепить.

-Анализ детских работ.

-Ребята, давайте накормим наших воробьев. Сажайте их в кормушку. (Дети кладут

свои птичек в кормушку). Рассмотрю их: много птичек вы слепили!

13

Теперь у нашего Воробушка много друзей, все они разные: большие и маленькие.

Посмотрите, этот воробей головку наклонил, зернышки ищет. А это птичка что

делает? (обращаю внимание на выразительность образов).

Дам положительную оценку работе детей.

14

Конспект непосредственной образовательной деятельности аппликация «Снегири

прилетели»

Задачи: развивать у детей творческие способности и эстетическое восприятие, чувство

прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Продолжать учить детей аккуратно складывать и наклеивать детали, пользоваться клеем

и ножницами. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе и

желание заботиться о птицах; аккуратность и внимательность.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением снегирей; изображение с

пустой кормушкой, снегирь; образец, выполненный воспитателем.

Материалы к занятию: большой лист бумаги А4 светло-голубого тона с нарисованной

веткой рябины, детали из цветной бумаги (3 черных круга разных размеров, клюв, глаз),

деталь круглой формы из красной бархатной бумаги (грудка), вырезанные снежинки,

клеенка, ножницы, клей.

Методические приемы: загадывание загадок, беседа, объяснение, рассматривание

иллюстраций, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, физкультминутка

«Снегири», подведение итогов.

Ход мероприятия:

- Скажите, ребята, какое сейчас время года?

- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?

- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?

- Молодцы! А теперь, угадайте загадку. Разгадав ее, вы узнаете, кого мы сегодня

будем мастерить.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(Снегири)

- Молодцы! Знакомьтесь - это снегирь (показ иллюстраций). Снегирь получил свое

название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь -

красивая, спокойная и небольшая птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он

выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки

красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

- Сегодня к кормушке прилетел снегирь. Стал он клевать зернышки. Клевал, клевал и,

вдруг ему стало скучно. Он один, а ему так бы хотелось завести себе друзей, таких же

снегирей. Поможем ему? Давайте сделаем снегирей!

Но прежде чем начать работу, давайте разомнем наши пальчики.

2. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем. (Хлопки)

15

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с большого)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. («Крошат зернышки» всеми пальчиками.)

Рассматривание образца. Вместе с детьми рассмотреть все детали на подносе, уточнить

последовательность и приемы выполнения работы.

Продуктивная деятельность детей.

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Хлопки руками)

В красных майках снегири. (Руки на поясе, повороты туловища)

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)

Нежатся на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (Убегают на свои места)

За метелью, за метелью!

Итог.

- Как называется птичка? (Снегирь).

- Давайте, ребята, возьмем своих снегирей и посадим их около нашей кормушки. Теперь

моему снегирю не скучно, а весело, ведь у него появились друзья. И мы с вами должны

помнить, что зимой нужно обязательно заботиться о птицах и подкармливать их.

Дети убирают свое рабочее место и моют руки.

16

17

18



В раздел образования