Напоминание

"Развитие интереса к художественной литературе"


Автор: Сафонова Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Краснокаменск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие интереса к художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие интереса к художественной литературе.

Ребенок начинает знакомится с литературой в раннем возрасте. Одной

из особенностей восприятия литературного произведения детьми является

сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер.

Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его

врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный

рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый

даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании

прочитанного. Как же ему помочь?

По данным Т.А.Алтуховой, Р.И. Лалаевой, А.Н.Корнева, Л.Ф.Спировой,

Р.Е.Левиной, Р.А.Каше отмечается рост количества детей с различными

трудностями обучения в школе. Значение чтения все возрастает в условиях

существующей

системы

образования,

предполагающей

развитие

дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса

самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно

умение правильно использовать чтение как средство получения новых

знаний.

Ранняя

диагностика

и

своевременное

оказание

помощи

детям

значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению.

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не

сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из

существующих. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу

первоосновой

воспитания.

Воспитательная

функция

литературы

осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой

воздействия

художественного

образа.

Чтобы

полностью

реализовать

воспитательные

возможности

литературы,

необходимо

знать

психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства

дошкольниками. На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по

ознакомлению детей с художественной литературой: воспитывать интерес к

художественной

литературе,

развивать

способность

к

целостному

восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания

произведений и эмоциональную отзывчивость на него; Формировать

первоначальные

представления

об

особенностях

художественной

литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о

композиции; о простейших элементах образности в языке. Воспитывать

литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать

настроение

произведения,

улавливать

музыкальность,

звучность,

ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать

поэтический слух .Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович,

заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию,

которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный

литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном

возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка,

загадка, пословица, небылица…).

Для

решения

задач

всестороннего

воспитания

средствами

художественной

литературы,

формирования

личности

ребенка,

его

художественного развития, существенную роль играет правильный отбор

произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для

исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы,

разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книги надо

учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные,

эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством

умственного, нравственного и эстетического воспитания. Методика работы с

художественной литературой в детском саду- методика художественного

чтения и рассказывания. М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:

чтение и рассказывание одного произведения.

На занятиях объединяют

новый и уже знакомый материал. Настольный театр (картонный или

фанерный, например, по сказке «Репка»). Кукольный и теневой театр,

фланелеграф.

Диафильмы,

диапозитивы,

кинофильмы,

телепередачи.

Рассказывание

воспитателя.

Инсценирование.

Этот

метод

можно

рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным

произведением. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения

(чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы

с книгой в детском саду: чтение и рассказывание. Развитие интерес с

художественной литературе в раннем возрасте- активизировать речевые

реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми

предметами. Младший дошкольный возраст от у детей воспитывают любовь

и интерес к книге и иллюстрации. От 3 до 4 лет -обогащать опыт восприятия

жанров фольклора. В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по

воспитанию у детей способности к восприятию

жанров фольклора и

художественной литературы.Театрализованные игры, игры -драматизаций и

игры с фигурами

разных видов настольного стендового и кукольного

театров.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной

литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить

снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать

ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с

ФГОС, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно

скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-

нравственном потенциале общества в целом.

Особую роль в своей

педагогической

работе

нужно

отводить

просвещению

родителей,

консультациям по использованию в воспитании художественной литературы,

разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его

весомость при формировании у ребенка нравственных положительных

эмоций.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в

построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных

областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного

общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

Список литературы

1.

Глаголева

Е.А.

Преодоление

трудностей

при

обучении

младших

школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с

нарушениями развития. - 2003. - №4. - С. 27-33.

2.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: «М и М», 2007.

- 286 с.

3.

О.В.

Акулова;

Л.М.

Гурович

//Образовательная

область

«Чтение

художественной Литературы».-2013.-192 с.

4.

Т.И.Бабаева. Младший дошкольник в детском саду.-2007.-288с .

5.

ФОП ДО.-М.: ТЦ Сфера, 2024.-224с.



В раздел образования