Автор: Наталья Петровна Верхова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль наставника в формировании успешности обучающихся"
Раздел: среднее образование
Роль наставника в формировании успешности обучающихся
Автор: Верхова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Базарный Карабулак
Саратовской области»
Наставничество – не дань моде и не инновация,
а достаточно традиционный, но при этом эффективный
метод адаптации педагогов к новым условиям.
Нугуманова Л.Н., ректор
Государственного автономного
образовательного учреждения
дополнительного профессионального
образования
«Институт развития
образования Республики Татарстан»,
доктор педагогических наук
Проблема наставничества, на мой взгляд, очень актуальна. Как хорошо, когда
приходишь на работу после университета, колледжа, техникума, а там есть люди, готовые
с тобой поделиться своим ценным опытом, научить чему-то важному , подсказать что-
либо, корректировать ошибки, просто помочь и поддержать… Думаю, что со мной многие
согласятся: это дорогого стоит! Кто-то из известных мастеров своего дела сказал:
«Наставник – это профессионал, который передаёт свои знания, умения и практический
опыт другому, менее опытному или начинающему специалисту; наставник учит всему,
что знает сам.» И это, конечно, так. Я сама набралась опыта благодаря своему классному
руководителю, строгой и очень умной женщине, талантливому и творческому педагогу
Нине Викторовне Кукиной. Именно она привила мне любовь к русскому языку и к
литературе, заинтересовала занимательными заданиями, конкурсами, олимпиадами.
Огромное ей за это спасибо!
Теперь я сама являюсь наставником. Проработав более 30 лет в школе, собрав
солидный багаж знаний, тоже с радостью и от всей души делюсь опытом с молодыми
коллегами, моими настоящими учениками и учениками-студентами, которые тоже
выбрали профессию учителя русского языка и литературы. Приятно осознавать, что кому-
то нужна твоя помощь, когда дети радуются своим, пусть небольшим, но успехам, когда у
них получается правильно анализировать тексты, строить уроки, выполнять разные виды
разбора, сочинять…
Как я это делаю, в чем участвую – вот об этом и хочу немного рассказать в данной
статье. Итак, делюсь опытом…. Вместе с учащимися старших классов обожаем
участвовать в Международных очных Мартыновских чтениях, проходящих ежегодно в
весенние каникулы в городе Петровск Саратовской области. Там мы готовим для
выступлений исследовательские краеведческие работы, проекты, говорим о трудовых
заслугах земляков, о патриотизме наших соотечественников как в годы военных действий
в Афганистане, Чечне, так и во время специальной военной операции. Не забываем и
наших дорогих ветеранов Великой Отечественной и удивительную жизнь человека, в
честь которого назван данный конкурс. Итогом становятся призовыеместа и последующая
готовность
творить
дальше,
совершенствовать
свои
умения.
Огромные
слова
благодарности хочется выразить организаторам Чтений: Сторожевой Т.Ю., Громовой В.И.
и всем, кто принимает участие в их проведении.
Очень
нравится
наставлять
детей
при
подготовке
к
научно-практическим
конференциям. Самой любимой для ребят является Всероссийская метапредметная очная
научно-практическая конференция «Покой и движение», «Знание-незнание», «Форма и
содержание», «Пространство и время»… Она проходит на базе МБОУ «СОШ №1
р.п.Базарный Карабулак Саратовской области». Это и Межрегиональная очная научно-
практическая конференция «Духовность и современность», проводимая г.Саратов. С
детьми всегда интересно отбирать материал, советовать им , как лучше сконструировать
исследовательскую работу или проект. Дети «втягиваются», хотят участвовать все больше
и больше. А их одноклассники, видя результаты работы товарищей, тоже хотят
попробовать свои силы. Так рождаются не только замечательные работы, но юные
дарования, у которых начинают развиваться таланты и творческие способности. И мне,
как наставнику, и детям, моим наставляемым, впоследствии очень интересно видеть
результаты совместной деятельности. Заслуженные награды – стимул к дальнейшему
саморазвитию, открытию нового. Дети и на уроке чувствуют себя увереннее, куда-то
исчезает страх перед выступлением, защитой мини-проектов.
Ежегодно под патронатом губернатора Саратовской области в городе Саратов СГУ
им.Н.Г.Чернышевского, а именно руководителями ИФиЖ проводится очный Конкурс
для старшеклассников Саратовской области и других регионов России «Власть слова».
Дети пробуют себя в разных номинациях, но самой многочисленной является «Голос
русской классики». Ребятам нужно наизусть приготовить фрагмент или произведение ,
изучаемое или не изучаемое в школе, как в прозе, так и в стихах регламентом до 3х
минут.
Необходимо
сценическое
перевоплощение,
создание
образа,
четкость
и
правильность речи, «вживание» в роль. Всегда с наслаждением мы смотрим, как
выступают другие талантливые ребята, учимся… Но и сами стараемся покорить своими
выступлениями сердца жюри. Подарок нам – слезы радости или сострадания на глазах
профессионального жюри. Это просто восхитительно! Нами уважаем и Международный
конкурс юных чтецов «Живая классика».
Это часть того многого, что удается сделать сообща с детьми под умелым
руководством наставника, то есть, меня. Я сама должна всё пропустить через свою душу и
сердце – только тогда дети поймут и почувствуют ЭТО всё, что им надо сделать.
Моё участие в творческих мастерских по обмену опытом, в творческих
лабораториях
по
подготовке
молодых
учителей
к
конкурсам
«Учитель
года»,
«Педагогический дебют» способствует не только накоплению опыта, саморазвитию, но и
моральной, творческой поддержке, необходимой помощи молодым педагогам. Горда тем,
что я вместе с коллегами по группе могу помочь, подсказать, даже сама для них что-то
«сотворить».
Считаю, что наставничество - это очень благородная миссия, направленная на
поддержку во всех начинаниях молодых специалистов. Уверена, что такая деятельность
всегда будет востребованной и приносить только достойные и качественные плоды. А
закончить хотелось бы удивительно точными словами великого Ромена Роллана: «Если
человек хочет пролить свет солнца на других людей, он должен прежде всего иметь его
внутри себя». Полагаю, что я тот «солнечный человек», у которого света хватит на
многих.