Напоминание

"Этапы ознакомления дошкольников с живописью


Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитетель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Раздел: дошкольное образование





Назад




1с. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 47 «Ладушки»

Второй этап ознакомления с живописью

Подготовила :

Воспитатели:

подготовительной к школе группы

Чалова Елена Николаевна

Черезова Наталья Сергеевна

2с.«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно

теснее связаны

с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…

Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского

творчества»

В.А.Сухомлинский.

3с.

Задачи:

развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

выделять выразительные средства,

формировать умения «читать» картины,

мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с

постановки вопросов более обобщенного характера.

Речь:

вспомним,

какие

здесь

решаются

задачи:

развивать

умение

самостоятельно

анализировать

содержание

картины,

выделять

выразительные

средства,

формировать

умения

«читать»

картины,

мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.

Детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На

основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный

образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину —

процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы

приобщения детей к изобразительному искусству.

4с.

О чём картина?

Почему думаете так, расскажите?

Как бы вы назвали картину?

Почему именно

так?

Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже,

предметах?

Как он изобразил это в картине?

Какое настроение вызывает картина?

Отчего возникает такое настроение?

Что хотел сказать художник своей картиной?

Речь:

Как изменяется методика работы?

Прежде всего, исключается искусствоведческий рассказ педагога (если,

конечно, дети овладели навыком анализа картины). Рассматривание картин

начинали

с

постановки

вопросов

более

обобщенного

характера

(по

сравнению с первым этапом работы). Они строятся с учетом более высокого

уровня

восприятия

картины

детьми

и

их

умения

анализировать

произведение. Например: «О чем картина? Почему думаете так, расскажите.

Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским

названием. (Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее точно дал название

картине и внимательно рассматривал произведение.) Что красивого и

удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как

он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего

возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?

Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?» Указанные

выше

вопросы

направляют

внимание

детей

не

на

перечисленные

изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и

средствами

выразительности.

Они

способствуют

развитию

умения

рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на

уровне обобщения.

Эти вопросы педагог задает в том случае, если дети научились вни-

мательно,

детально

рассматривать

картину

и

приобрели

умение

ее

анализировать.

Однако иногда случается так, что некоторые дети без предварительного

подробного анализа произведения вслух или без искусствоведческого

рассказа затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом

случае необходимо использовать прием точных установок о выполнении

ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на

вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно

посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это

показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина»

5с.

Приём композиционных вариантов

– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание

картины,

чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения

композиции в картине.

Речь:

Для

детей

дошкольного

возраста

восприятие

содержания

произведения и его выразительных средств представляет определенную

трудность. Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует

использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть

данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно

показывает,

как

меняются

содержание

картины,

чувства,

настроение,

выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного

порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового

сочетания) в картине. Рассмотрим Приём композиционных вариантов

Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами,

изображенными

художником?

(При

этом

педагог

закрывает

часть

композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон

картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.)

О чем бы рассказала картина, если бы художник расположил хлеборобов во

время обеда не по кругу, а отдельными группами? Сравните по величине

изображение человека на картине с силуэтным изображением на карточке.

(Педагог несколько раз накладывает на изображение образа в картине силуэт-

ное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в

зависимости от изображения на картине). Объясните, почему художник

изобразил образ человека или предмета именно такой величины». После

ответов детей педагог показывает контрастную картину художника по

динамике и настроению. «О чем бы рассказала нам картина, как бы

изменилось ее название, если бы художник иначе написал изображенных

людей,

предметы?»

(Педагог

предлагает

варианты

перестановки

изображенного на картине).

Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие

эмоциональные реакции. В живописи он является одним из средств

выражения

чувств,

настроения,

эстетической

ценности

произведения.

Понимание

взаимозависимости

цвета,

колористического

решения

и

содержания картины помогает ребенку осознанно воспринять произведение,

что

углубляет

и

обостряет

чувства

детей,

делает

их

способными

сопереживать героям картины.

6с. приём

колористических вариантов

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется

изменение

колорита картины путём словесного описания или наложения цветной

плёнки

на

цвет

художника.

Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы

художник написал картину в теплых (холодных) тонах?

Чтобы цвет в живописи стал говорящим, а нем просто ярким раздражителем

при восприятии картины, в работе с дошкольниками применяется приём

колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита

картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет

художника. Воспитатель задает вопросы: «Что изменилось бы а настроении

изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в

холодных тонах, а не в теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит»

более красиво- красный, выбранный художником, или, скажем, синий. Что

хотел передать этим цветом художник?

Прием композиционных и колористических вариатов позволяет научить

понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности,

одновременно он как бы включает ребенка в «сотворчество» с художником.

Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка,

обогащает его опыт и воображение. Мысленно изменяя цветовое решение

картины

или

ее

композиционное

построение,

ребенок

приобретает

собственный эстетический опыт.

расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность

ребёнка. Структура постановки вопросов:

Что понравилось на картине?

Почему она понравилась?

Чем она понравилась?

Речь: На втором этапе ознакомления детей с живописью изменяется и метод

формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа-

образца

личностного

отношения

педагога

к

понравившейся

картине

используются

расчлененные

вопросы,

активизирующие

мыслительную

активность ребёнка. Практика показывает, что длительное применение

рассказа-образца педагога по картине может привести к пассивному воспри-

ятию произведения. Поэтому на втором этапе используют приемы, активи-

зирующие мыслительную активность ребенка.

Таким приемом являются конкретные вопросы.

Чтобы научить ребенка отвечать на вопрос обобщенного характера, почему

понравилась картина, необходимо сформировать умение отвечать прежде на

более конкретные вопросы: что понравилось в картине, чем она понравилась?

Постановка вопросов что? и чем?, предваряющих вопрос почему?, обуслов-

лена особенностями наглядно-образного мышления и восприятия дошкольни-

ков, которые способны вычленять отдельные образы, детали, элементы в

произведении. Вопрос «Что понравилось в картине?» позволяет ребенку

выделить одного героя, а вопрос «Почему она ему понравилась?» нацеливает

дошкольника на восприятие произведения как целостного художественного

образа.

Как только дети научатся вычленять и объяснять понравившийся в картине

образ предмета, человека, можно ставить вопрос «Чем она понравилась?»

Это позволяет учить детей вычленять уже не единичный образ, а действие,

устанавливать элементарную связь между изображенными предметами и

явлениями. Данный вопрос как бы подготавливает ребенка к пониманию,

почему понравилась картина.

Однако

не

следует

ограничиваться

только

вопросами

«Что

понравилось?» и «Чем нравится картина?», так как дети, отвечая на них, в

основном выделяют внешние связи, воспринимая картину на уровне

познавательной

деятельности,

без

проявления

эмоциональных

чувств.

Поэтому педагог использует различного рода эмоциональные установки:

«Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину? О чем думается,

что представляется?» Такие установки вызывают у детей определенные

чувства, сопереживание, побуждают ребенка использовать индивидуальный

опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного

применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно

подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса «Почему

понравилась картина?». Так дошкольник учится развернуто высказывать

эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.



В раздел образования