Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитетель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Раздел: дошкольное образование
1с. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 47 «Ладушки»
Второй этап ознакомления с живописью
Подготовила :
Воспитатели:
подготовительной к школе группы
Чалова Елена Николаевна
Черезова Наталья Сергеевна
2с.«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно
теснее связаны
с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского
творчества»
В.А.Сухомлинский.
3с.
Задачи:
развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
выделять выразительные средства,
формировать умения «читать» картины,
мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с
постановки вопросов более обобщенного характера.
Речь:
вспомним,
какие
здесь
решаются
задачи:
развивать
умение
самостоятельно
анализировать
содержание
картины,
выделять
выразительные
средства,
формировать
умения
«читать»
картины,
мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.
Детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На
основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный
образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину —
процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы
приобщения детей к изобразительному искусству.
4с.
О чём картина?
Почему думаете так, расскажите?
Как бы вы назвали картину?
Почему именно
так?
Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже,
предметах?
Как он изобразил это в картине?
Какое настроение вызывает картина?
Отчего возникает такое настроение?
Что хотел сказать художник своей картиной?
Речь:
Как изменяется методика работы?
Прежде всего, исключается искусствоведческий рассказ педагога (если,
конечно, дети овладели навыком анализа картины). Рассматривание картин
начинали
с
постановки
вопросов
более
обобщенного
характера
(по
сравнению с первым этапом работы). Они строятся с учетом более высокого
уровня
восприятия
картины
детьми
и
их
умения
анализировать
произведение. Например: «О чем картина? Почему думаете так, расскажите.
Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Сравните с авторским
названием. (Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее точно дал название
картине и внимательно рассматривал произведение.) Что красивого и
удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как
он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего
возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?
Что он особенно выделил, чтобы мы увидели это в картине?» Указанные
выше
вопросы
направляют
внимание
детей
не
на
перечисленные
изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и
средствами
выразительности.
Они
способствуют
развитию
умения
рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на
уровне обобщения.
Эти вопросы педагог задает в том случае, если дети научились вни-
мательно,
детально
рассматривать
картину
и
приобрели
умение
ее
анализировать.
Однако иногда случается так, что некоторые дети без предварительного
подробного анализа произведения вслух или без искусствоведческого
рассказа затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом
случае необходимо использовать прием точных установок о выполнении
ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на
вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно
посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это
показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина»
5с.
Приём композиционных вариантов
– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание
картины,
чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения
композиции в картине.
Речь:
Для
детей
дошкольного
возраста
восприятие
содержания
произведения и его выразительных средств представляет определенную
трудность. Решению этой задачи в дошкольном возрасте способствует
использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть
данных приемов заключается в том, что педагог словесно или наглядно
показывает,
как
меняются
содержание
картины,
чувства,
настроение,
выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного
порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового
сочетания) в картине. Рассмотрим Приём композиционных вариантов
Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами,
изображенными
художником?
(При
этом
педагог
закрывает
часть
композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон
картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.)
О чем бы рассказала картина, если бы художник расположил хлеборобов во
время обеда не по кругу, а отдельными группами? Сравните по величине
изображение человека на картине с силуэтным изображением на карточке.
(Педагог несколько раз накладывает на изображение образа в картине силуэт-
ное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в
зависимости от изображения на картине). Объясните, почему художник
изобразил образ человека или предмета именно такой величины». После
ответов детей педагог показывает контрастную картину художника по
динамике и настроению. «О чем бы рассказала нам картина, как бы
изменилось ее название, если бы художник иначе написал изображенных
людей,
предметы?»
(Педагог
предлагает
варианты
перестановки
изображенного на картине).
Цвет в картине с самого раннего возраста вызывает у детей яркие
эмоциональные реакции. В живописи он является одним из средств
выражения
чувств,
настроения,
эстетической
ценности
произведения.
Понимание
взаимозависимости
цвета,
колористического
решения
и
содержания картины помогает ребенку осознанно воспринять произведение,
что
углубляет
и
обостряет
чувства
детей,
делает
их
способными
сопереживать героям картины.
6с. приём
колористических вариантов
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется
изменение
колорита картины путём словесного описания или наложения цветной
плёнки
на
цвет
художника.
Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы
художник написал картину в теплых (холодных) тонах?
Чтобы цвет в живописи стал говорящим, а нем просто ярким раздражителем
при восприятии картины, в работе с дошкольниками применяется приём
колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита
картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет
художника. Воспитатель задает вопросы: «Что изменилось бы а настроении
изображенных людей, в их отношениях, если бы художник написал картину в
холодных тонах, а не в теплых? Сравните, какой цвет в картине «звучит»
более красиво- красный, выбранный художником, или, скажем, синий. Что
хотел передать этим цветом художник?
Прием композиционных и колористических вариатов позволяет научить
понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности,
одновременно он как бы включает ребенка в «сотворчество» с художником.
Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка,
обогащает его опыт и воображение. Мысленно изменяя цветовое решение
картины
или
ее
композиционное
построение,
ребенок
приобретает
собственный эстетический опыт.
7с
расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность
ребёнка. Структура постановки вопросов:
Что понравилось на картине?
Почему она понравилась?
Чем она понравилась?
Речь: На втором этапе ознакомления детей с живописью изменяется и метод
формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа-
образца
личностного
отношения
педагога
к
понравившейся
картине
используются
расчлененные
вопросы,
активизирующие
мыслительную
активность ребёнка. Практика показывает, что длительное применение
рассказа-образца педагога по картине может привести к пассивному воспри-
ятию произведения. Поэтому на втором этапе используют приемы, активи-
зирующие мыслительную активность ребенка.
Таким приемом являются конкретные вопросы.
Чтобы научить ребенка отвечать на вопрос обобщенного характера, почему
понравилась картина, необходимо сформировать умение отвечать прежде на
более конкретные вопросы: что понравилось в картине, чем она понравилась?
Постановка вопросов что? и чем?, предваряющих вопрос почему?, обуслов-
лена особенностями наглядно-образного мышления и восприятия дошкольни-
ков, которые способны вычленять отдельные образы, детали, элементы в
произведении. Вопрос «Что понравилось в картине?» позволяет ребенку
выделить одного героя, а вопрос «Почему она ему понравилась?» нацеливает
дошкольника на восприятие произведения как целостного художественного
образа.
Как только дети научатся вычленять и объяснять понравившийся в картине
образ предмета, человека, можно ставить вопрос «Чем она понравилась?»
Это позволяет учить детей вычленять уже не единичный образ, а действие,
устанавливать элементарную связь между изображенными предметами и
явлениями. Данный вопрос как бы подготавливает ребенка к пониманию,
почему понравилась картина.
Однако
не
следует
ограничиваться
только
вопросами
«Что
понравилось?» и «Чем нравится картина?», так как дети, отвечая на них, в
основном выделяют внешние связи, воспринимая картину на уровне
познавательной
деятельности,
без
проявления
эмоциональных
чувств.
Поэтому педагог использует различного рода эмоциональные установки:
«Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину? О чем думается,
что представляется?» Такие установки вызывают у детей определенные
чувства, сопереживание, побуждают ребенка использовать индивидуальный
опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного
применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно
подвести детей к пониманию сложного обобщающего вопроса «Почему
понравилась картина?». Так дошкольник учится развернуто высказывать
эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.