Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа"


Автор: Хмелевская Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ им. Героя РФ лётчика-испытателя Н.Д.Куимова
Населённый пункт: Подольск, село Сынково
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Я считаю, что уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться

своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной

край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который

является

наиболее

сенситивным

периодом

для

воспитания

высоких

социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны

податливость,

известная

внушаемость,

доверчивость,

склонность

к

подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ним на всю

жизнь. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой

Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без

знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к

родному городу, краю, наконец, к большой Родине. В настоящее время эта

работа актуальна, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь

недоумения.

Целью моей

работы

является формирование

у

дошкольников

системы

элементарных представлений о культуре и истории России, воспитание

положительного отношения и интереса к культурно-историческим ценностям.

Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому,

детскому саду, родной улице, городу.

Формирование бережного отношения к родной природе.

Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Формирование элементарных знаний о правах человека.

Расширение представлений о России, о столице нашей Родины.

Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном страны,

нашей области, нашего города.

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.

Важную роль в воспитании дошкольников играет развивающая предметно-

пространственная среда. В целях нравственно-патриотического воспитания в

моей группе организован «Патриотический уголок», где находятся герб и флаг

России, портрет президента Российской Федерации, буклеты о городе

Подольск. В уголке находятся также изделия русского народного промысла –

матрёшки, деревянные хохломские ложки, дымковские игрушки и многое

другое. Также в нашем ДОУ планируется открытие «Музея русской избы»,

что, несомненно, положительно повлияет на приобщение детей к культурным

ценностям русского народа.

Понимание

Родины

у

дошкольников

тесно

связано

с

конкретными

представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с

отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке,

дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим

окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях,

традициях. Ежегодно в моей группе проводятся праздники «День матери»,

«День защитника Отечества», «День семьи, любви и верности».

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему посёлку. История

посёлка – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе

поколения. В ходе ООД, в беседах даю детям краеведческие сведения о

родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях,

зданиях

и

учреждениях.

Мы

рассматриваем

иллюстрации,

играем

в

дидактические игры «Что находится рядом?» (Что находится рядом с твоим

домом? Что находится рядом с нашим садом?), «Назови свой домашний

адрес». Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о

значении государственных символов России, воспитываю уважительное

отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. В ходе этой работы

дети рисовали российский флаг, а также изготавливали сувениры для пап

«Украсим чашку триколором».

Активно формирую представления о том, что Россия – многонациональная

страна с самобытными, равноправными культурами. В моей группе был

проведен «День толерантности», целью которого было формирование

толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание

миролюбия и взаимной терпимости.

Нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как

любили и берегли ее наши предки. История нашего государства неразрывно

связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером

проявления героизма и патриотизма русских людей. А современные дети не

знают, что такое война, День Победы — праздник, о котором должен знать

каждый ребенок.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном

обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то

же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история.

Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что

хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши

дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо

попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют,

пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.

Воспитанники моей группы принимают активное участие в конкурсе чтецов

ко Дню Победы.

Убедительно доказано, что ознакомление с произведениями народного

творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее

культуре, способствует воспитанию нравственных чувств, приобщает к миру

прекрасного. В моей группе ознакомление с народным творчеством и

народными промыслами организовано следующим образом:

- беседы о народных промыслах, рассматривание иллюстраций.

Знакомство с русской литературой играет важную роль в нравственно-

патриотическом воспитании дошкольников. Мы постоянно читаем русские

сказки, рассказы, стихи русских поэтов. Моими детьми были инсценированы

сказки «Репка» и «Теремок», а в день 220-летия А. С. Пушкина совместно с

детьми логопедической группы мы инсценировали самые известные его

сказки.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников невозможно без

взаимодействия педагога с семьей дошкольников. Я периодически обновляю

стендовую информацию для родителей по данной теме. Мною также было

проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний семьи

о русских народных промыслах. Анализ результатов анкеты показал, что в

современных семьях достаточно низкий уровень знаний о народных

промыслах. Родители моей группы совместно с детьми принимают участие в

изготовлении поделок и рисунков на конкурсы ко Дню России, Дню Победы.

Также родители активно участвуют в эстафетах и спортивных мероприятиях

(«Широкая Масленица», «День матери»), проводимых в нашем ДОУ.

Подводя итог, я могу говорить о том, что в ходе работы наблюдалась

положительная динамика воспитания нравственно-патриотических чувств у

дошкольников, дети бережнее относятся ко всему живому, проявляют интерес

к настоящему и прошлому родного посёлка, интересуются историей и

культурой нашей страны.

В дальнейшем планирую продолжать работу по нравственно-патриотическому

воспитанию детей, активно участвовать в открытии в ДОУ «Музея русской

избы» и разрабатывать проект «Герой в моей семье», а также открыть в

группе мини-музей «Народные промыслы».

Хочется еще раз отметить – воспитание патриотических чувств у детей

дошкольного возраста – это многогранный и трудоёмкий процесс, который

затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны

принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями

можно

воспитать

поколение

людей,

которые

станут

полноценными

гражданами, патриотами своей страны.



В раздел образования