Автор: Хмелевская Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ им. Героя РФ лётчика-испытателя Н.Д.Куимова
Населённый пункт: Подольск, село Сынково
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа"
Раздел: дошкольное образование
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорят и пишут
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Я считаю, что уже с детства ребенок должен любить свою Родину, гордиться
своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной
край. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который
является
наиболее
сенситивным
периодом
для
воспитания
высоких
социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны
податливость,
известная
внушаемость,
доверчивость,
склонность
к
подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ним на всю
жизнь. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой
Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без
знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к
родному городу, краю, наконец, к большой Родине. В настоящее время эта
работа актуальна, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь
недоумения.
Целью моей
работы
является формирование
у
дошкольников
системы
элементарных представлений о культуре и истории России, воспитание
положительного отношения и интереса к культурно-историческим ценностям.
Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому,
детскому саду, родной улице, городу.
Формирование бережного отношения к родной природе.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Формирование элементарных знаний о правах человека.
Расширение представлений о России, о столице нашей Родины.
Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном страны,
нашей области, нашего города.
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.
Важную роль в воспитании дошкольников играет развивающая предметно-
пространственная среда. В целях нравственно-патриотического воспитания в
моей группе организован «Патриотический уголок», где находятся герб и флаг
России, портрет президента Российской Федерации, буклеты о городе
Подольск. В уголке находятся также изделия русского народного промысла –
матрёшки, деревянные хохломские ложки, дымковские игрушки и многое
другое. Также в нашем ДОУ планируется открытие «Музея русской избы»,
что, несомненно, положительно повлияет на приобщение детей к культурным
ценностям русского народа.
Понимание
Родины
у
дошкольников
тесно
связано
с
конкретными
представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с
отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке,
дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях,
традициях. Ежегодно в моей группе проводятся праздники «День матери»,
«День защитника Отечества», «День семьи, любви и верности».
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему посёлку. История
посёлка – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе
поколения. В ходе ООД, в беседах даю детям краеведческие сведения о
родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях,
зданиях
и
учреждениях.
Мы
рассматриваем
иллюстрации,
играем
в
дидактические игры «Что находится рядом?» (Что находится рядом с твоим
домом? Что находится рядом с нашим садом?), «Назови свой домашний
адрес». Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о
значении государственных символов России, воспитываю уважительное
отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. В ходе этой работы
дети рисовали российский флаг, а также изготавливали сувениры для пап
«Украсим чашку триколором».
Активно формирую представления о том, что Россия – многонациональная
страна с самобытными, равноправными культурами. В моей группе был
проведен «День толерантности», целью которого было формирование
толерантного сознания и поведения детей дошкольного возраста, воспитание
миролюбия и взаимной терпимости.
Нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как
любили и берегли ее наши предки. История нашего государства неразрывно
связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером
проявления героизма и патриотизма русских людей. А современные дети не
знают, что такое война, День Победы — праздник, о котором должен знать
каждый ребенок.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном
обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то
же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история.
Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что
хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши
дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо
попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют,
пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.
Воспитанники моей группы принимают активное участие в конкурсе чтецов
ко Дню Победы.
Убедительно доказано, что ознакомление с произведениями народного
творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее
культуре, способствует воспитанию нравственных чувств, приобщает к миру
прекрасного. В моей группе ознакомление с народным творчеством и
народными промыслами организовано следующим образом:
- беседы о народных промыслах, рассматривание иллюстраций.
Знакомство с русской литературой играет важную роль в нравственно-
патриотическом воспитании дошкольников. Мы постоянно читаем русские
сказки, рассказы, стихи русских поэтов. Моими детьми были инсценированы
сказки «Репка» и «Теремок», а в день 220-летия А. С. Пушкина совместно с
детьми логопедической группы мы инсценировали самые известные его
сказки.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников невозможно без
взаимодействия педагога с семьей дошкольников. Я периодически обновляю
стендовую информацию для родителей по данной теме. Мною также было
проведено анкетирование родителей с целью выявления уровня знаний семьи
о русских народных промыслах. Анализ результатов анкеты показал, что в
современных семьях достаточно низкий уровень знаний о народных
промыслах. Родители моей группы совместно с детьми принимают участие в
изготовлении поделок и рисунков на конкурсы ко Дню России, Дню Победы.
Также родители активно участвуют в эстафетах и спортивных мероприятиях
(«Широкая Масленица», «День матери»), проводимых в нашем ДОУ.
Подводя итог, я могу говорить о том, что в ходе работы наблюдалась
положительная динамика воспитания нравственно-патриотических чувств у
дошкольников, дети бережнее относятся ко всему живому, проявляют интерес
к настоящему и прошлому родного посёлка, интересуются историей и
культурой нашей страны.
В дальнейшем планирую продолжать работу по нравственно-патриотическому
воспитанию детей, активно участвовать в открытии в ДОУ «Музея русской
избы» и разрабатывать проект «Герой в моей семье», а также открыть в
группе мини-музей «Народные промыслы».
Хочется еще раз отметить – воспитание патриотических чувств у детей
дошкольного возраста – это многогранный и трудоёмкий процесс, который
затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны
принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями
можно
воспитать
поколение
людей,
которые
станут
полноценными
гражданами, патриотами своей страны.