Автор: Анджелика Александрона Дубатолкина
Должность: сп "детский сад "волна"" гбоу сош№3им. м.ф.леонова самарская область с.приволжье
Учебное заведение: СП "Детский сад "Волна"" ГБОУ СОШ№3им. М.Ф.Леонова Самарская область с.Приволжье
Населённый пункт: Самарская область с.Приволжье
Наименование материала: Методические ркомендации
Тема: "Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми".
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации:
«Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного
сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми».
подготовила
музыкальный руководитель
Дубатолкина Анджелика Александровна
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость
формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста. Не является
исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно,
если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.
Музыкой можно изменять
развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно
вилять на эмоциональное самочувствие людей.
Бессмертные произведения Моцарта,
Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы
организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного
периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Задатки к музыкальной деятельности (т.е физиологические особенности
строения
организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они
составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если
для музыкального развития
ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный
эффект в формировании его музыкальности.
По мере накопления
запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной
деятельности в ее самых разных формах у
ребенка формируется система сначала
элементарных, а затем все более сложных музыкальных способностей, которая позволяет
ему понимать содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.
Что же такое музыкальность?
Б.М. Теплов в монографии «Психология музыкальных
способностей» (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное
сочетание специальных музыкальных способностей,
необходимых для успешного
осуществления музыкальной деятельности.
Главным показателем музыкальности
Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость
на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и
воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и
чувство ритма.
Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический,
гармонический и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух
являются первыми
в элементарной системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.
Задачей
педагога
является
гармонизация
системы
музыкальности
каждого
ребенка,
«подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его
музыкальности.
В музыкальной
дидактической игре
в доступной и интересной игровой форме
происходит активное развитие основных музыкальных способностей.
Следует
отметить
полифункциональный
характер
музыкально-дидактических
игр,
которые можно рассматривать как игровой метод обучения.
Ценность музыкально - дидактических игр состоит в том, что они не только доступны
детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе.
При
этом
развиваются
необходимые
музыкальные
способности:
звуковысотное
восприятие, чувство ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются
память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера как творческая
активность, внимание, инициативность, самостоятельность.
Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-
игровой деятельностью. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным
сюжетом,
приобретает опыт переживания музыки и сказки, как бескорыстного
удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном
художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.
Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей:
игры - сказки с
музыкально-дидактическими играми предполагают
объединение развития музыкальных
способностей
детей
в
игре
с
единым
сказочным
сюжетом.
Идет
объединени
образовательных
областей «Музыка»,
«Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество».
Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в
художественно-
творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в
сказку, берут на себя некоторые роли или
роль ведущего
в проведении
игр. Ребенок
проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на
происходящее в действии, сопереживает, играет.
Предлагаемые игры-сказки
«Три поросенка» по мотивам английской народной сказки
Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой;
поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные
молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный
инструменты.
Ход игры:
Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три
поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми
веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они
кувыркались в зеленой траве, нежилисьв лужах, плясали и пели.
«Поросята учатся плясать» (Развитие ритмического слуха. Задача игроков - повторить
за взрослым несложный ритм
с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ,
топ. Второй
вариант – повторить
ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу;
третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка - поросенок выглядывает
из-за деревца; четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок
задает несложный ритм – другой повторяет).
«Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха . Задача игроков -услышать звуки
разной высоты и определить у поросят голоса низкий - у большого, средний – у среднего,
высокий – у маленького) .
Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не
наступила осень.
«Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз.
Задача игроков – угадать, куда взлетают качели).
Рассказчик: Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили
Наф-Нафа, который строил
домик из камней и пошли гулять. И по дороге
играли на
разных музыкальных инструментах .
«Угадай, на чем играют поросята»
(развитие тембрового слуха. Задача игроков –
услышать
и
угадать
музыкальный
инструмент
не
называя
его,
а
показывая
соответствующую карточку).
Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим
деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у
Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали.
Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились,
бросили
музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и
из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками.
Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку
у крыльца. Они были так
напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.
«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух,
поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне
исполняется поступенно вверх или вниз).
Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не
уйти.
«Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе
звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать , близко ли
волк подбежал к домику Наф-Нафа).
Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он
увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же , черный, как трубочист волк
бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой.
Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и
бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка
развеселились, стали петь и
плясать.
«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти.
Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)
Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.
«Красная Шапочка и Серый волк» по мотивам сказки Ш.Перро
Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья,
изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские
шумовые и музыкальные инструменты (по паре).
Ход:
Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне
девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила
Красную Шапочку навестить больную бабушку.
Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.
- Куда ты, девочка, идешь?
- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные
инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.
- А далеко – ли живет твоя бабушка?
- Вон там, за лесом, в крайней избушке.
- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.
«Кто как идет?»
(развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары
в
бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или
идет Красная Шапочка).
Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом,
по тропинке, рвала цветочки, плела венки,
напевала песни.
«Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию
песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)
Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.
«Эхо»
(развитие
звуковысотного
слуха.
Задача
игроков,
используя
в
игре
песню
Е.Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).
Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?
Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.
«Определи инструмент» (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков –
услышать звучание предлагаемого инструмента , найти у себя такой же и сыграть на нем)
Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.
«Отгадай» (Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике)
Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге.
А бабушка была в это
время дома. Что же она делала?
«Песня, танец, марш»
(развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков
прослушать музыку и определить, что делает бабушка).
Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку
он
тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум,
вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и
Красная Шапочка живые и невредимые.
«Кот, Петух и Лиса» по мотивам русской народной сказки
Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и
шумовые инструменты (по два одинаковых).
Ход:
Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.
Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – « ф», а
Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку»
(дети имитируют звукоподражания).
Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом
стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она
села под окошко и запела:
«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок
отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её).
Петушок выглянул, а она
его цап-царап – схватила и понесла.
Как бежала лиса – быстро или медленно?
(рассказчик играет на бубне ударами и звенит,
дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам?
(ребенок
ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают, )
В горку или с горочки?
(ребенок
проигрывает на металлофоне
поступенное движение мелодии вверх и вниз,
дети угадывают и отвечают).
Петушок испугался и закричал:
-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!
Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.
На другой день случилась та же история.
Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-
царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.
Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга
выручать. Пошел Кот на базар, купил себе
сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты.
Идет по лесу, на
разных инструментах играет ( ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском
шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)
Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?
А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню
(рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» -
дети угадывают).
Лиса и говорит Петушку:
- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил
его да понесся домой что было мочи.
С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.
Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при
которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности. В
результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие
представления
о
свойствах
музыкального
звука.
Переносит
накопленный
опыт
музыкальной
деятельности
в
самостоятельную
музыкально-художественную
деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что
музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные
настроения и чувства через интонацию.
Список используемой литературы:
1.
Английская народная сказка в обработке Михалкова С. «Три поросенка»,
издательство «Росмэн», серия «Жили-были малыши», 2012.
2.
/Березина Н.О, Бурлакова И.А/ Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования «Успех», 2-е издание, Москва
«Просвещение», 2012.
3.
Перро Ш. «Красная Шапочка», издательство «Махаон», серия « Солнышко»
(Махаон), 2009.
4.
Русская народная сказка «Кот, Петух и лиса» , издательство «Махаон» , 2006.