Напоминание

"Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми".


Автор: Анджелика Александрона Дубатолкина
Должность: сп "детский сад "волна"" гбоу сош№3им. м.ф.леонова самарская область с.приволжье
Учебное заведение: СП "Детский сад "Волна"" ГБОУ СОШ№3им. М.Ф.Леонова Самарская область с.Приволжье
Населённый пункт: Самарская область с.Приволжье
Наименование материала: Методические ркомендации
Тема: "Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации:

«Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного

сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми».

подготовила

музыкальный руководитель

Дубатолкина Анджелика Александровна

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость

формирования у ребенка психических процессов с очень раннего возраста. Не является

исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно,

если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Музыкой можно изменять

развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, но главное, музыкой можно

вилять на эмоциональное самочувствие людей.

Бессмертные произведения Моцарта,

Чайковского, Шуберта, Бетховена способны активизировать энергетические процессы

организма и направлять их на физическое выздоровление. Наиболее благоприятного

периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Задатки к музыкальной деятельности (т.е физиологические особенности

строения

организма – органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они

составляют основу развития музыкальных способностей. Считается доказанным, что если

для музыкального развития

ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный

эффект в формировании его музыкальности.

По мере накопления

запаса музыкальных впечатлений, опыта музыкальной

деятельности в ее самых разных формах у

ребенка формируется система сначала

элементарных, а затем все более сложных музыкальных способностей, которая позволяет

ему понимать содержание музыки, эмоционально на нее откликаться.

Что же такое музыкальность?

Б.М. Теплов в монографии «Психология музыкальных

способностей» (1947 г.) определил музыкальность как качественно своеобразное

сочетание специальных музыкальных способностей,

необходимых для успешного

осуществления музыкальной деятельности.

Главным показателем музыкальности

Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость

на музыку, а к основным способностям относил те, которые связаны с восприятием и

воспроизведением звуковысотного и ритмического движения – звуковысотный слух и

чувство ритма.

Неосновные компоненты музыкальности – тембровый, динамический,

гармонический и абсолютный слух. Тембровый и динамический слух

являются первыми

в элементарной системе музыкального слуха, затем появляется звуковысотный слух.

Задачей

педагога

является

гармонизация

системы

музыкальности

каждого

ребенка,

«подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его

музыкальности.

В музыкальной

дидактической игре

в доступной и интересной игровой форме

происходит активное развитие основных музыкальных способностей.

Следует

отметить

полифункциональный

характер

музыкально-дидактических

игр,

которые можно рассматривать как игровой метод обучения.

Ценность музыкально - дидактических игр состоит в том, что они не только доступны

детскому пониманию, но и вызывают у ребенка интерес, желание участвовать в процессе.

При

этом

развиваются

необходимые

музыкальные

способности:

звуковысотное

восприятие, чувство ритма, гармонических слух, чувство лада, темпа. Совершенствуются

память и музыкальный вкус. Формируются такие черты характера как творческая

активность, внимание, инициативность, самостоятельность.

Дидактические игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-

игровой деятельностью. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным

сюжетом,

приобретает опыт переживания музыки и сказки, как бескорыстного

удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном

художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.

Используемые формы и методы музыкальной деятельности детей:

игры - сказки с

музыкально-дидактическими играми предполагают

объединение развития музыкальных

способностей

детей

в

игре

с

единым

сказочным

сюжетом.

Идет

объединени

образовательных

областей «Музыка»,

«Чтение художественной литературы»,

«Художественное творчество».

Подобные игры легко переносятся в самостоятельную деятельность детей.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в

художественно-

творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в

сказку, берут на себя некоторые роли или

роль ведущего

в проведении

игр. Ребенок

проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на

происходящее в действии, сопереживает, играет.

Предлагаемые игры-сказки

«Три поросенка» по мотивам английской народной сказки

Декорации и атрибуты: картонные деревца, качели, домик с лестницей и трубой;

поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные

молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный

инструменты.

Ход игры:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жили-были на свете три

поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми

веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они

кувыркались в зеленой траве, нежилисьв лужах, плясали и пели.

«Поросята учатся плясать» (Развитие ритмического слуха. Задача игроков - повторить

за взрослым несложный ритм

с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ,

топ. Второй

вариант – повторить

ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу;

третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка - поросенок выглядывает

из-за деревца; четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок

задает несложный ритм – другой повторяет).

«Поросята поют» (развитие звуковысотного слуха . Задача игроков -услышать звуки

разной высоты и определить у поросят голоса низкий - у большого, средний – у среднего,

высокий – у маленького) .

Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не

наступила осень.

«Качели» (развитие звуковысотного слуха. Поросята качаются на качеле вверх, вниз.

Задача игроков – угадать, куда взлетают качели).

Рассказчик: Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили

Наф-Нафа, который строил

домик из камней и пошли гулять. И по дороге

играли на

разных музыкальных инструментах .

«Угадай, на чем играют поросята»

(развитие тембрового слуха. Задача игроков –

услышать

и

угадать

музыкальный

инструмент

не

называя

его,

а

показывая

соответствующую карточку).

Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим

деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у

Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали.

Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились,

бросили

музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и

из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками.

Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку

у крыльца. Они были так

напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

«Лесенка» (развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух,

поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне

исполняется поступенно вверх или вниз).

Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не

уйти.

«Волк ищет поросят» (развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе

звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать , близко ли

волк подбежал к домику Наф-Нафа).

Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он

увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же , черный, как трубочист волк

бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой.

Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и

бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка

развеселились, стали петь и

плясать.

«Угадай, что поросята делают в домике» (развитие восприятия и музыкальной памяти.

Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку)

Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

«Красная Шапочка и Серый волк» по мотивам сказки Ш.Перро

Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья,

изображающие лес, домик; самодельные цветы на подставках –«ножках»; детские

шумовые и музыкальные инструменты (по паре).

Ход:

Рассказчик (воспитатель или музыкальный руководитель): Жила – была в деревне

девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила

Красную Шапочку навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

- Куда ты, девочка, идешь?

- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные

инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

- А далеко – ли живет твоя бабушка?

- Вон там, за лесом, в крайней избушке.

- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

«Кто как идет?»

(развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары

в

бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или

идет Красная Шапочка).

Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом,

по тропинке, рвала цветочки, плела венки,

напевала песни.

«Угадай песню» (развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию

песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок)

Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

«Эхо»

(развитие

звуковысотного

слуха.

Задача

игроков,

используя

в

игре

песню

Е.Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале).

Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

«Определи инструмент» (развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков –

услышать звучание предлагаемого инструмента , найти у себя такой же и сыграть на нем)

Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

«Отгадай» (Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике)

Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге.

А бабушка была в это

время дома. Что же она делала?

«Песня, танец, марш»

(развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков

прослушать музыку и определить, что делает бабушка).

Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку

он

тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум,

вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и

Красная Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» по мотивам русской народной сказки

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и

шумовые инструменты (по два одинаковых).

Ход:

Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух.

Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – « ф», а

Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку»

(дети имитируют звукоподражания).

Рассказчик: Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом

стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она

села под окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок

отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её).

Петушок выглянул, а она

его цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно?

(рассказчик играет на бубне ударами и звенит,

дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам?

(ребенок

ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают, )

В горку или с горочки?

(ребенок

проигрывает на металлофоне

поступенное движение мелодии вверх и вниз,

дети угадывают и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история.

Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-

царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга

выручать. Пошел Кот на базар, купил себе

сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты.

Идет по лесу, на

разных инструментах играет ( ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском

шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню

(рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» -

дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил

его да понесся домой что было мочи.

С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от воспитателя такой организации, при

которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности. В

результате ребенок координирует слух и голос, имеет элементарные музыковедческие

представления

о

свойствах

музыкального

звука.

Переносит

накопленный

опыт

музыкальной

деятельности

в

самостоятельную

музыкально-художественную

деятельность, общается и взаимодействует со сверстниками. Имеет представление, что

музыка связана с другими видами искусства, понятна любому человеку, передает разные

настроения и чувства через интонацию.

Список используемой литературы:

1.

Английская народная сказка в обработке Михалкова С. «Три поросенка»,

издательство «Росмэн», серия «Жили-были малыши», 2012.

2.

/Березина Н.О, Бурлакова И.А/ Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования «Успех», 2-е издание, Москва

«Просвещение», 2012.

3.

Перро Ш. «Красная Шапочка», издательство «Махаон», серия « Солнышко»

(Махаон), 2009.

4.

Русская народная сказка «Кот, Петух и лиса» , издательство «Махаон» , 2006.



В раздел образования