Напоминание

"Комплексная психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций у дошкольников в образовательном учреждении"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Комплексная психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций у дошкольников в образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Консультация для педагогов

«Комплексная психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций у

дошкольников в образовательном учреждении»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2024

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка

их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим осо-

бая

роль

отводится

психолого-медико-педагогической

диагностике,

позволяющей

своевременно выявить в группах детей с ограниченными возможностями, определить оп-

тимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальным сопровождением каж-

дого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении, оценить динамику развития и эффектив-

ность коррекционной работы, консультировать родителей ребенка по вопросам развития,

коррекции и сохранения здоровья ребёнка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплекс-

ный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей разви-

тия ребенка всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение,

эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, не-

врологический статус.

Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уро-

вень умственной работоспособности, различные расстройства поведения, которые прояв-

ляются признаками невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на

посторонние сигналы. Из-за этого возникают трудности внешнего контроля и самоконтро-

ля при выполнении заданий. Такие дети проявляют признаки эгоцентризма, эмоциональ-

ную неустойчивость, агрессию, тревожность.

Своевременный контроль за организацией коррекционного воздействия является

основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилита-

цию ребенка с проблемами развития.

Психолого-педагогическая работа в учреждении осуществляется по следующим

направлениям: формирование психологической готовности к школьному обучению, кор-

рекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. При проведении кор-

рекционно-развивающих занятий педагогами используются разнообразные методы: игро-

вая терапия, сказкотерапия, рисование, психогимнастика, релаксационные упражнения,

каждый из которых играет особую роль в сохранении и укреплении психического здоро-

вья детей.

Игровая терапия способствует созданию близких отношений между участниками

группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самоо-

ценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность соци-

ально значимых последствий. Выполнение игровых заданий позволяет повысить уровень

познавательной и мотивационно-волевой сфер ребенка.

Рисование помогает выразить негативные чувства, развить художественные способно-

сти, повысить самооценку ребенка, способствует формированию творческого воображе-

ния детей. С этой целью используются сначала индивидуальные рисунки, затем использо-

вать парные и групповые.

При проведении коррекционно-развивающей деятельности педагогами особое место

отводится обучению детей методам релаксации, постоянное применение которой приво-

дит к тому, что ребенок успокаивается, снимается мышечное напряжение, в результате че-

го ребенок начинает лучше себя чувствовать. Особенно эффективны релаксационные

упражнения детям с агрессивным, тревожным, гиперактивным поведением, которых сре-

ди детей с общим недоразвитием речи встречается достаточно много.

При обучении детей релаксации используется релаксационная музыка, запись природ-

ных звуков – пение птиц, шум моря, дождя, наговариваются соответствующие тексты с

формулами внушения чувства покоя, безопасности, расслабления.

Использование психогимнастики позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка

через обучение языку движений и языку мимики, позволяет снимать эмоциональное

напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты харак-

тера.

Психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций дошкольника может дать

положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы организации коррк-

ционно-развивающей работы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком

и его родителями, при активной роли самого ребенка.

Взаимодействие с родителями осуществляется с помощью таких форм работы, как ин-

дивидуальное консультирование, участие на родительских собраниях, оформление на-

глядной

информации.

Так,

в рамках

консультационного

направления

проводятся

консультации по проблемам адаптации детей к детскому саду, по организации индивиду-

альной работы с детьми с недостаточно сформированной готовностью к обучению в шко-

ле, по работе с детьми с низким уровнем развития познавательной и эмоционально-лич-

ностной сфер. Особо хочется отметить такую форму сотрудничества с семьей, как органи-

зация совместной деятельности родителей и детей. Сотрудничество с родителями способ-

ствует успешному усвоению детьми программы и более эффективной коррекции у них де-

фицитных функций.

В связи с повышением требований к качеству образования очень актуальна проблема

формирования эмоциональной готовности к школьному обучению. В связи с этим педаго-

гами учреждения предлагается родителям следовать следующим советам:

Повышать самостоятельность и ответственность ребенка: наделять функциями

контролера: «Миша, проверь, все ли игрушки убраны»; предлагать выполнение

простых поручений: «Коля, достань книгу с полки»; закреплять конкретные пору-

чения за ребенком.

Создавать внешние опоры. Для переключения с одного действия на другое исполь-

зовать часы. «Посмотри на часы. Ты будешь читать ровно 5 минут. Затем займешь-

ся рисованием».

- Ограничивать и конкретизировать цели. «Рисуй кружочки» - указание на процесс,

которому нет конца. «Нарисуй строчку кружочков» - конкретизация цели, «Нари-

суй два кружочка и ещё один и т. д.».

Предоставлять возможность выбора цели. «Как ты хочешь и почему?», «Как ты

считаешь и почему?», «Ты можешь...». Вопрос «Почему?» необходим для создания

мотива действия.

Создавать ситуации борьбы мотивов. «А почему ты так хочешь?», «Как можно

поступить по-другому?», «А как лучше?».

Предоставлять возможность оказать помощь взрослому. Подчеркивать незамени-

мость ребенка (что-то может сделать только он). Поощрять в ребенке инициативу.

Пусть он будет лидером всех начинаний, но также показывать, что другие могут

быть чем-то лучше его.

Развивать самоконтроль с помощью игр «Да и нет, не говори», «Конструирование

по образцу».

Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

Соблюдать постепенность в высказывании требований к ребенку.

Развивать у детей уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации

успеха. Не перехваливать ребенка, но и не забывать поощрить его, когда он этого

заслуживает. Помнить, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизме-

рима с поступком.

Показывать своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оце-

нивать вслух свои возможности и результаты дела.

Не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать его с самим собой (каким он

был вчера и, возможно, будет завтра).

Избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ре-

бенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивать его слабости в

сравнении с другими детьми.



В раздел образования