Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Комплексная психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций у дошкольников в образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Консультация для педагогов
«Комплексная психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций у
дошкольников в образовательном учреждении»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2024
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка
их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим осо-
бая
роль
отводится
психолого-медико-педагогической
диагностике,
позволяющей
своевременно выявить в группах детей с ограниченными возможностями, определить оп-
тимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальным сопровождением каж-
дого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении, оценить динамику развития и эффектив-
ность коррекционной работы, консультировать родителей ребенка по вопросам развития,
коррекции и сохранения здоровья ребёнка.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплекс-
ный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей разви-
тия ребенка всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение,
эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, не-
врологический статус.
Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уро-
вень умственной работоспособности, различные расстройства поведения, которые прояв-
ляются признаками невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на
посторонние сигналы. Из-за этого возникают трудности внешнего контроля и самоконтро-
ля при выполнении заданий. Такие дети проявляют признаки эгоцентризма, эмоциональ-
ную неустойчивость, агрессию, тревожность.
Своевременный контроль за организацией коррекционного воздействия является
основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилита-
цию ребенка с проблемами развития.
Психолого-педагогическая работа в учреждении осуществляется по следующим
направлениям: формирование психологической готовности к школьному обучению, кор-
рекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. При проведении кор-
рекционно-развивающих занятий педагогами используются разнообразные методы: игро-
вая терапия, сказкотерапия, рисование, психогимнастика, релаксационные упражнения,
каждый из которых играет особую роль в сохранении и укреплении психического здоро-
вья детей.
Игровая терапия способствует созданию близких отношений между участниками
группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самоо-
ценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность соци-
ально значимых последствий. Выполнение игровых заданий позволяет повысить уровень
познавательной и мотивационно-волевой сфер ребенка.
Рисование помогает выразить негативные чувства, развить художественные способно-
сти, повысить самооценку ребенка, способствует формированию творческого воображе-
ния детей. С этой целью используются сначала индивидуальные рисунки, затем использо-
вать парные и групповые.
При проведении коррекционно-развивающей деятельности педагогами особое место
отводится обучению детей методам релаксации, постоянное применение которой приво-
дит к тому, что ребенок успокаивается, снимается мышечное напряжение, в результате че-
го ребенок начинает лучше себя чувствовать. Особенно эффективны релаксационные
упражнения детям с агрессивным, тревожным, гиперактивным поведением, которых сре-
ди детей с общим недоразвитием речи встречается достаточно много.
При обучении детей релаксации используется релаксационная музыка, запись природ-
ных звуков – пение птиц, шум моря, дождя, наговариваются соответствующие тексты с
формулами внушения чувства покоя, безопасности, расслабления.
Использование психогимнастики позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка
через обучение языку движений и языку мимики, позволяет снимать эмоциональное
напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты харак-
тера.
Психолого-педагогическая коррекция дефицитных функций дошкольника может дать
положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы организации коррк-
ционно-развивающей работы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком
и его родителями, при активной роли самого ребенка.
Взаимодействие с родителями осуществляется с помощью таких форм работы, как ин-
дивидуальное консультирование, участие на родительских собраниях, оформление на-
глядной
информации.
Так,
в рамках
консультационного
направления
проводятся
консультации по проблемам адаптации детей к детскому саду, по организации индивиду-
альной работы с детьми с недостаточно сформированной готовностью к обучению в шко-
ле, по работе с детьми с низким уровнем развития познавательной и эмоционально-лич-
ностной сфер. Особо хочется отметить такую форму сотрудничества с семьей, как органи-
зация совместной деятельности родителей и детей. Сотрудничество с родителями способ-
ствует успешному усвоению детьми программы и более эффективной коррекции у них де-
фицитных функций.
В связи с повышением требований к качеству образования очень актуальна проблема
формирования эмоциональной готовности к школьному обучению. В связи с этим педаго-
гами учреждения предлагается родителям следовать следующим советам:
Повышать самостоятельность и ответственность ребенка: наделять функциями
контролера: «Миша, проверь, все ли игрушки убраны»; предлагать выполнение
простых поручений: «Коля, достань книгу с полки»; закреплять конкретные пору-
чения за ребенком.
Создавать внешние опоры. Для переключения с одного действия на другое исполь-
зовать часы. «Посмотри на часы. Ты будешь читать ровно 5 минут. Затем займешь-
ся рисованием».
- Ограничивать и конкретизировать цели. «Рисуй кружочки» - указание на процесс,
которому нет конца. «Нарисуй строчку кружочков» - конкретизация цели, «Нари-
суй два кружочка и ещё один и т. д.».
Предоставлять возможность выбора цели. «Как ты хочешь и почему?», «Как ты
считаешь и почему?», «Ты можешь...». Вопрос «Почему?» необходим для создания
мотива действия.
Создавать ситуации борьбы мотивов. «А почему ты так хочешь?», «Как можно
поступить по-другому?», «А как лучше?».
Предоставлять возможность оказать помощь взрослому. Подчеркивать незамени-
мость ребенка (что-то может сделать только он). Поощрять в ребенке инициативу.
Пусть он будет лидером всех начинаний, но также показывать, что другие могут
быть чем-то лучше его.
Развивать самоконтроль с помощью игр «Да и нет, не говори», «Конструирование
по образцу».
Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
Соблюдать постепенность в высказывании требований к ребенку.
Развивать у детей уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации
успеха. Не перехваливать ребенка, но и не забывать поощрить его, когда он этого
заслуживает. Помнить, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизме-
рима с поступком.
Показывать своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оце-
нивать вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать его с самим собой (каким он
был вчера и, возможно, будет завтра).
Избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ре-
бенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивать его слабости в
сравнении с другими детьми.