Напоминание

"Звуки з-ж


Автор: Маркова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Лицей №1 пос. Львовский"
Населённый пункт: г. Подольск, Московская обл.
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми 4-5 лет
Тема: "Звуки з-ж
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте с детьми средней группы «Звуки [з]–[ж]»

Цель: подготовка детей к обучению грамоте.

Программные задачи:

Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятии звук.

Совершенствование и расширение представлений о словах.

Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [з], [ж], различать эти

звуки в словах.

Развитие умений выделять голосом заданный звук в слове.

Развитие зрительного восприятия, внимания, ловкости, подвижности.

Оборудование и материалы: Конверт, картинки-символы (муха, жук), флажки синего цвета,

развивающий фетровый коврик «Зоопарк».

Предварительная работа: Разучивание упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики

на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем.

Игры со звукоподражаниями на занятиях и в свободное время. Разучивание подвижного

упражнения «Мухи и жуки» на прогулке.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Для начала встанем в круг. Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть. Можно встречу начинать.

Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, то увидела конверт, а кто его принес, я не знаю.

Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно (открывает конверт и читает

письмо).

«Здравствуйте, ребята! Я – директор зоопарка. Из нашего зоопарка пропали животные,

могите им вернуться обратно, пожалуйста. Только в нашем зоопарке живут животные в

названии которых есть определенные звуки».

Поисковый этап

– Дети, поможем вернуться животным? Мы с вами говорили, что все слова состоят из

звуков. Сейчас я прочитаю вам потешку. Послушайте внимательно и скажите, какие звуки

чаще всего я произносила и выделяла голосом.

Жук от холода дрожал

И жужжалочку жужжал:

Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я на дереве сижу,

Я на дереве сижу

И от холода дрожу.

Пожалейте старика,

Просто доброго жука.

Вот и муха рядом села

И тихонько зазвенела:

З-з-з! З-з-з!

Позовите в гости

Забавного жука.

Дети: звуки [ж] и [з]

Воспитатель: в зоопарке живут животные в названии которых есть звук [з] или звук [ж].

Практический этап

Давайте пройдем на стульчики и вспомним эти звуки.

Воспитатель: Кого вы видите на первой картинке?

Дети: Муху.

Воспитатель: Как она голос подает?

Дети: З-з-з!

Воспитатель: Верно. Кого вы видите на второй картинке?

Дети: Жука.

Воспитатель: Как жужжит жук?

Дети: Ж-ж-ж!

Воспитатель: Одинаковый звук или разные звуки получаются у мухи и жука?

Дети: Разные.

Воспитатель: Давайте еще раз их произнесем.

Дети: З-з-з! Ж-ж-ж!

Воспитатель: Эти звуки очень похожи. Только когда вы произносите звук [з] вы

улыбаетесь, язычок стоит мостиком за нижними зубами. А когда произносите звук [ж]

губы вытягиваются, язычок поднят «чашечкой» за верхние зубы. Проверьте. Сначала

произнесите [з], а потом [ж].

Поиграем! Ребята, перед вами лежит синий флажок. Сейчас я буду произносить слова,

если вы услышите звук [ж], то поднимите синий флажок, если [з], то поставите флажок на

стол (показ), (ежи, зайка, жаба, коза, зоопарк).

Воспитатель: Молодцы ребята, нам пора отправляться в зоопарк.

Игра «Зоопарк» (на стене фетровое панно «Зоопарк», рядом коробочка с фетровыми

фигурками животных: жираф, заяц, змея, жаба, коза, стрекоза, жук, кузнечик, зайчонок,

жеребенок, медвежонок, ежонок.

Воспитатель: В зоопарк можно привести животных если в слове есть звук [ж] или [з]. В

одной части зоопарка живут животные в названии которых есть звук [ж], а другой части

если в слове есть звук [з] (картинки-символы располагаются на верхней части панно).

Дети по очереди подходят, берут животное, называют его, выделяют протяжно звук в

слове и помещают фигурку животного в Зоопарк.

Вот молодцы, ребята! Все животные на месте!

Давайте с вами поиграем!

Подвижная игра «Мухи и жуки»

Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения и предлагает поиграть в

подвижную игру. Предлагает взять каждому карточку-символ и присесть на «листочек».

Напоминает мухи произносят звук з-з-з, а жуки – ж-ж-ж.

По команде воспитателя: полетели жуки зажжужали (дети жужжат), сели на листочки.

Мухи полетели, зазвенели, сели на листочки. Жуки полетели, зажжужали, сели на

листочки. А теперь мухи полетели, сели на листочки. А теперь жуки и мухи полетели и ко

мне прилетели.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель:

Дети, вы такие молодцы. Вы отлично занимались сегодня! Мне было

интересно с вами играть. Вы справились со всеми заданиями. Какие звуки мы сегодня

учились произносить и различать?

Куда мы помогли вернуться животным? Понравилось вам наше занятие?

Последующая работа

Продолжать играть с детьми «Назови слова на заданный звук».

Индивидуальная работа с детьми на дифференциацию звуков [з] и [ж].



В раздел образования