Напоминание

Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с ОВЗ дошкольного возраста


Автор: Ольга Владимировна Селиванова
Должность: тьютер
Учебное заведение: МБ ДОУ № 22 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Батайск, Ростовская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИ САД

КОМБИНИРОВАННО ВИДА № 22

ГОРОД БАТАЙСК

Использование элементов театрализованной

деятельности для формирования навыков

коммуникации у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Театр - самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и

опыта в человеческом обществе.

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества

заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате,

не продукте творчества, важно то, что они создают, творят,

упражняются в творческом воображении и его воплощении». Л.С.

Выготский.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий

решить многие актуальные проблемы коррекционной педагогики и

психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,

фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием

напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это

возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка с ЗПР, воспитания

творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем

мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное

мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра -

одно из ярких эмоциональных средств, что необходимо в коррекционной

работе с детьми с ЗПР поскольку у них присутствует слабость и

недифференцированность эмоций.

Актуальность этой темы связана с тем, что в наши дни существует

достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми

дошкольного возраста с ОВЗ. Успешное осуществление задач

воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее

форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного

возраста с ОВЗ. Театрализованная игра является наиболее эффективным

методом коррекционной работы, поскольку происходит социализации

детей с дошкольного возраста ОВЗ в процессе осмысления им нравственного

подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре,

которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия

для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного

взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети

знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их

внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития.

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации

ребенка.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух видах:

- как вид искусства в процессе которого ребенок выступает в роли

зрителя

- как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.

Специальные исследования показали, что обе роли – зрителя и актера

являются для развития ребенка очень значимыми.

Театрализованная игра или спектакль предполагают такой уровень и

такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда

ребят захватывают события, судьбы героев, когда они радуются и

огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают

проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно

сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.

Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на

возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую

деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых

дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.

Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и в создании

благоприятного эмоционального фона.

Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются

коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не

только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и

выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение

показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане.

Формирование выразительных средств, для передачи образа героя

предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление

двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также

формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с

другими детьми. Для театральной исполнительской деятельности

характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия ( и

эмоциональные действия , которые выражаются в мимике, интонации,

тембре, дикции, ритме, вибрато голоса. Причем выразительное движение или

действие способно не только выражать уже сформированное переживание,

но и совершенствовать его .

Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально

насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит

ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества,

дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему

характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает

личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов:

цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в

превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и

логического мышления, двигательной активности .

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная

предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему

возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы

взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок учится

понимать, что такое ролевое поведение.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,

коррекционную и воспитательную функции и не сводятся только к

подготовке выступлений.

Театрализованные игры как один из видов театрализованной деятельности

имеют большое коррекционное значение для разностороннего,

универсального развития детей с ЗПР.

Эту важную значимость можно рассмотреть в следующих аспектах:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы внешнего выражения чувств,

- осознают причины того или иного настроения.

- у детей совершенствуются диалоги и монологи,

- осваивается выразительность речи;

- ребенок самовыражается и самореализуется.

Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного

возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих

психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует

потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения

творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление

имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной

сферах.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети с ЗПР знакомятся с

окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные

вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование

речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный

строй.

Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются

коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не

только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и

выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение

показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане.

Формирование выразительных средств, для передачи образа героя

предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление

двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также

формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с

другими детьми.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не

менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу

детей с ЗПР, заставляют его сочувствовать персонажам.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с ЗПР решать

многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром

дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются

положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах,

развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг

к другу, развивается чувство коллективизма.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей с

ЗПР развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются

формы, виды и средства общения, складываются и осознаются

непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются

коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые

проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны

окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре

присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от

таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной

деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

1. Знания и умения детей об окружающем мире значительно

расширяются и углубляются

2. Развиваются психические процессы, такие как память, внимание,

восприятие, мышление

3. Активизируется собственная речь

4. Активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

5. Обогащается словарный запас

6. Совершенствуется моторика, координация движений, плавность и

целенаправленность движений

7. Развивается эмоционально-волевая сфера

8. Корректируется поведение

9. Формируется самостоятельность и активность

В театральном уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для

кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,

декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, места для зрителей, касса,

билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую

крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: театр на

фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида

деятельности мы взяли изготовленный самостоятельно фланелеграф и

фигурки-персонажи многих художественных произведений, на которых с

обратной стороны прикрепили липучки. Таким образом, по мере развития

сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на

фланелеграф.

Магнитный, представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий

вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются

магнитные полосы вместо липучек.

Теневой театр в нашей группе - самый загадочный и необычный для

восприятия детей. Для организации этого вида театра мы изготовили экран

(натянутая вертикально белая ткань), фонарь, картонные фигурки черного

цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать

непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр

живых теней».

Настольный театр. Название такого вида театра говорит само за себя —

игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то,

что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была

возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.

Мы изготовили с детьми бумажный (картонный) театр Мы готовый театр

нашли в детском журнале — вырезали и собрали все необходимые детали.

Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др.

мы удобно разместили таких персонажей в ящике с песком. Привлекали

родителей для изготовления макетов для театра из природного материала.

«Наручный» театр. К данному виду относится театрализованная

деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как

пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Для нашего пальчикового

театра мы изготовили импровизированный занавес ширму, кулы вязанные на

пальчики детей родителями, но и мои воспитанники также приняли активное

участие в создании персонажей.

Пальчиковые куклы из картонных конусов. Важно отметить, что

пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую

моторику детей дошкольного возраста с ЗПР, что, в свою очередь,

непосредственно влияет на формирование речи детей.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот

же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь

в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи

демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным мы изготовили театр ложек в нашей группе. Для этого

нам понадобилась алюминиевая ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо

персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время

постановки детского спектакля дети-кукловоды держат персонажей из ложек

за ручку.

Используется театр масок и костюмов, так как он подходит для детей любого

возраста, учитывая что моя группа разновозрастная. Даже самые маленькие

воспитанники смогли «перевоплотиться» в героя сказки.

Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает

успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные

и творческие способности.



В раздел образования