Автор: Ольга Владимировна Селиванова
Должность: тьютер
Учебное заведение: МБ ДОУ № 22 "Одуванчик"
Населённый пункт: г. Батайск, Ростовская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Использование элементов театрализованной деятельности для формирования навыков коммуникации у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИ САД
КОМБИНИРОВАННО ВИДА № 22
ГОРОД БАТАЙСК
Использование элементов театрализованной
деятельности для формирования навыков
коммуникации у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Театр - самый наглядный и эмоциональный способ передачи знаний и
опыта в человеческом обществе.
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате,
не продукте творчества, важно то, что они создают, творят,
упражняются в творческом воображении и его воплощении». Л.С.
Выготский.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий
решить многие актуальные проблемы коррекционной педагогики и
психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием
напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это
возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка с ЗПР, воспитания
творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем
мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ
персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное
мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра -
одно из ярких эмоциональных средств, что необходимо в коррекционной
работе с детьми с ЗПР поскольку у них присутствует слабость и
недифференцированность эмоций.
Актуальность этой темы связана с тем, что в наши дни существует
достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста с ОВЗ. Успешное осуществление задач
воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее
форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного
возраста с ОВЗ. Театрализованная игра является наиболее эффективным
методом коррекционной работы, поскольку происходит социализации
детей с дошкольного возраста ОВЗ в процессе осмысления им нравственного
подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре,
которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия
для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного
взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети
знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития.
Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации
ребенка.
Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух видах:
- как вид искусства в процессе которого ребенок выступает в роли
зрителя
- как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.
Специальные исследования показали, что обе роли – зрителя и актера
являются для развития ребенка очень значимыми.
Театрализованная игра или спектакль предполагают такой уровень и
такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда
ребят захватывают события, судьбы героев, когда они радуются и
огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают
проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно
сделать далекое -близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.
Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на
возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую
деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых
дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и в создании
благоприятного эмоционального фона.
Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются
коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не
только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и
выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение
показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане.
Формирование выразительных средств, для передачи образа героя
предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление
двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также
формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с
другими детьми. Для театральной исполнительской деятельности
характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия ( и
эмоциональные действия , которые выражаются в мимике, интонации,
тембре, дикции, ритме, вибрато голоса. Причем выразительное движение или
действие способно не только выражать уже сформированное переживание,
но и совершенствовать его .
Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально
насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит
ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества,
дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему
характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает
личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов:
цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в
превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и
логического мышления, двигательной активности .
Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная
предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему
возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы
взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок учится
понимать, что такое ролевое поведение.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,
коррекционную и воспитательную функции и не сводятся только к
подготовке выступлений.
Театрализованные игры как один из видов театрализованной деятельности
имеют большое коррекционное значение для разностороннего,
универсального развития детей с ЗПР.
Эту важную значимость можно рассмотреть в следующих аспектах:
- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
- осваивают способы внешнего выражения чувств,
- осознают причины того или иного настроения.
- у детей совершенствуются диалоги и монологи,
- осваивается выразительность речи;
- ребенок самовыражается и самореализуется.
Таким образом, театрализованная деятельность ребенка дошкольного
возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих
психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует
потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения
творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление
имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной
сферах.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети с ЗПР знакомятся с
окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование
речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный
строй.
Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются
коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не
только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и
выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение
показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане.
Формирование выразительных средств, для передачи образа героя
предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление
двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также
формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с
другими детьми.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не
менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу
детей с ЗПР, заставляют его сочувствовать персонажам.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с ЗПР решать
многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром
дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются
положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах,
развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг
к другу, развивается чувство коллективизма.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей с
ЗПР развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются
формы, виды и средства общения, складываются и осознаются
непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются
коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые
проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны
окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре
присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от
таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной
деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
1. Знания и умения детей об окружающем мире значительно
расширяются и углубляются
2. Развиваются психические процессы, такие как память, внимание,
восприятие, мышление
3. Активизируется собственная речь
4. Активнее и успешнее формируются навыки невербального общения
5. Обогащается словарный запас
6. Совершенствуется моторика, координация движений, плавность и
целенаправленность движений
7. Развивается эмоционально-волевая сфера
8. Корректируется поведение
9. Формируется самостоятельность и активность
В театральном уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,
декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, места для зрителей, касса,
билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую
крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся: театр на
фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида
деятельности мы взяли изготовленный самостоятельно фланелеграф и
фигурки-персонажи многих художественных произведений, на которых с
обратной стороны прикрепили липучки. Таким образом, по мере развития
сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на
фланелеграф.
Магнитный, представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий
вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются
магнитные полосы вместо липучек.
Теневой театр в нашей группе - самый загадочный и необычный для
восприятия детей. Для организации этого вида театра мы изготовили экран
(натянутая вертикально белая ткань), фонарь, картонные фигурки черного
цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать
непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр
живых теней».
Настольный театр. Название такого вида театра говорит само за себя —
игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то,
что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была
возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.
Мы изготовили с детьми бумажный (картонный) театр Мы готовый театр
нашли в детском журнале — вырезали и собрали все необходимые детали.
Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др.
мы удобно разместили таких персонажей в ящике с песком. Привлекали
родителей для изготовления макетов для театра из природного материала.
«Наручный» театр. К данному виду относится театрализованная
деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как
пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Для нашего пальчикового
театра мы изготовили импровизированный занавес ширму, кулы вязанные на
пальчики детей родителями, но и мои воспитанники также приняли активное
участие в создании персонажей.
Пальчиковые куклы из картонных конусов. Важно отметить, что
пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую
моторику детей дошкольного возраста с ЗПР, что, в свою очередь,
непосредственно влияет на формирование речи детей.
Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот
же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь
в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи
демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
Не менее интересным мы изготовили театр ложек в нашей группе. Для этого
нам понадобилась алюминиевая ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо
персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время
постановки детского спектакля дети-кукловоды держат персонажей из ложек
за ручку.
Используется театр масок и костюмов, так как он подходит для детей любого
возраста, учитывая что моя группа разновозрастная. Даже самые маленькие
воспитанники смогли «перевоплотиться» в героя сказки.
Включение игры в социально – педагогическую деятельность обеспечивает
успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные
и творческие способности.