Напоминание

Роль нравственного воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Сашникова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП - Детский сад "Теремок " ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Августовка
Населённый пункт: м.р. Большечерниговский
Наименование материала: статья
Тема: Роль нравственного воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль нравственного воспитания в семье

детей старшего дошкольного возраста.

Нравственные

ценности,

ориентиры

и

убеждения

личности

заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в

воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Формирование

нравственных

качеств

у

детей

требует

от

родителей

повседневного труда, такта, выдержки, воспитания ребёнка, единства

требований. Можно выделить следующие методы и условия формирования

нравственного воспитания ребёнка в семье:

Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать

своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.

Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости

членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую

психику,

даёт

широкий

простор

для

проявления

чувств

ребёнка,

формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся

в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых

своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость

родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою

индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких

важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман,

всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и

быстротой; и подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.

Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо

отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем

выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и

потом быть изобличённым детской проницательностью.

И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не

поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и

самолюбие.

Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек

обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах

неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и

даётся

конкретный

урок

долга,

дисциплины

и

деликатности…».

Разъяснение. Воздействие словом. Надо задумываться над тоном, манерой

нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».

Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. Надо продумывать, как связать

нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим

добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно.

Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его

реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя),

чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,

переживаний, побуждая к активной деятельности.

Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств,

тактичности воспитателя.

Надо суметь, не

оскорбляя ребёнка, дать

справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство

порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень

важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только

строгость, но и заботу о себе.

Очень

важным

методом

в

воспитании

считается

запрещение.

Оно

предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно

относиться к своим желаниям. Желаний у детей очень много, но их все

невозможно и не нужно удовлетворять. Необходимо воспитывать чувства.

Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства,

умышленно

создавая

соответствующую

ситуацию

или

используя

естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в

связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие

переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства

не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а

искренними переживаниями. Регулярный труд в присутствии ребёнка.

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать

это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и на

конец как самостоятельный исполнитель. Оградить ребёнка от контакта с

безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является

имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести

все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит

освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные

нравственные

основания

и

может

оценивать

поведение

и

поступки

окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают

ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не

послужить ему примером безнравственного поведения.

Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных

отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к

ребёнку,

которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными

физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.



В раздел образования