Автор: Сашникова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП - Детский сад "Теремок " ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Августовка
Населённый пункт: м.р. Большечерниговский
Наименование материала: статья
Тема: Роль нравственного воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль нравственного воспитания в семье
детей старшего дошкольного возраста.
Нравственные
ценности,
ориентиры
и
убеждения
личности
заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в
воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Формирование
нравственных
качеств
у
детей
требует
от
родителей
повседневного труда, такта, выдержки, воспитания ребёнка, единства
требований. Можно выделить следующие методы и условия формирования
нравственного воспитания ребёнка в семье:
Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать
своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости
членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую
психику,
даёт
широкий
простор
для
проявления
чувств
ребёнка,
формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся
в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых
своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость
родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою
индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких
важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман,
всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и
быстротой; и подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.
Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо
отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем
выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и
потом быть изобличённым детской проницательностью.
И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не
поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и
самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек
обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах
неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и
даётся
конкретный
урок
долга,
дисциплины
и
деликатности…».
Разъяснение. Воздействие словом. Надо задумываться над тоном, манерой
нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».
Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. Надо продумывать, как связать
нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим
добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно.
Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его
реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя),
чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей,
переживаний, побуждая к активной деятельности.
Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств,
тактичности воспитателя.
Надо суметь, не
оскорбляя ребёнка, дать
справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство
порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень
важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только
строгость, но и заботу о себе.
Очень
важным
методом
в
воспитании
считается
запрещение.
Оно
предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно
относиться к своим желаниям. Желаний у детей очень много, но их все
невозможно и не нужно удовлетворять. Необходимо воспитывать чувства.
Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства,
умышленно
создавая
соответствующую
ситуацию
или
используя
естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в
связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие
переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства
не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а
искренними переживаниями. Регулярный труд в присутствии ребёнка.
Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать
это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и на
конец как самостоятельный исполнитель. Оградить ребёнка от контакта с
безнравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является
имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести
все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит
освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные
нравственные
основания
и
может
оценивать
поведение
и
поступки
окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают
ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не
послужить ему примером безнравственного поведения.
Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных
отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к
ребёнку,
которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными
физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.