Автор: Первухина Елена Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО Винзилинская ДШИ "Мечта"
Населённый пункт: Тюменская область, п. Винзили
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Протокол родительского собрания на тему: Роль и место публичных выступлений детей на сцене в процессе обучения в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Тюменская область
Тюменский муниципальный район
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Винзилинская детская школа искусств «Мечта»
Методическая разработка
Протокол родительского собрания на тему:
Роль и место публичных выступлений детей на сцене
в процессе обучения в ДШИ
Выполнила: Первухина Е.Б,
преподаватель специального
фортепиано
высшей
квалификационной категории
2024
Тема: Роль и место публичных выступлений детей на сцене в процессе обучения в ДШИ.
Цель: Объединить усилия родителей и педагога для повышения стимула детей к обучению
в школе искусств.
Задачи:
1.Повысить уровень компетенции родителей о значимости публичных выступлений детей
на сцене в процессе обучения в ДШИ.
2. Создать атмосферу общности интересов родителей и детей.
Вид: Тематическое
Форма проведения: традиционная
Этапы собрания:
I Во вступительной части объявляются: тема, цель и задачи, знакомят с порядком
совместной работы его участников.
II В основной части: Родители получают от преподавателя информацию по теме
родительского собрания, рекомендации о том, что должны знать родители и дети для
успешного выступления; концерт для родителей «Волшебные звуки музыки»;
III В заключительной части: Ответы на вопросы родителей. Принятие решения
родительского собрания.
Ход собрания:
После объявления темы и цели встречи, педагог рассказывает родителям о роли и месте
публичных выступлений детей на сцене в процессе обучения детей в ДШИ.
Важным этапом процесса обучения детей в Детской школе искусств является концертное
выступление
на сцене. В соответствии с реализацией образовательной программы,
контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачетах и экзаменах.
Обучение детей игре на инструменте не ограничивается рамками уроков. Учитываются
также выступления в концертах, конкурсах, фестивалях. Конкурсы помогают оценить
детям уровень своего исполнительского мастерства, почувствовать дух соревнования с
другими исполнителями.
Выступление перед зрителями – это особая форма музыкальной деятельности, результат
напряженного творческого труда и от детей требуется постоянное музыкальное и
артистическое совершенствование. Участие в концерте помогает более точно выявить
динамику развития музыкальных способностей ученика, в то же время пробуждает
исполнительскую смелость, волю, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций,
артистизм. Оживляется их активное участие в творческой жизни школы, развивается вкус
к исполнительству. С первых лет обучения в школе учащиеся должны привыкать делиться
с окружающими своим искусством. К сожалению, не все дети могут участвовать в
конкурсах, выступать на общешкольных концертах. Но для каждого из них очень важно
сыграть на сцене перед публикой и родителями. Именно на концертах класса у детей
появляется возможность выступить сольно перед родителями, гостями. Классные
концерты являются традиционными мероприятиями. Это хорошая практика выступлений
на сцене для всех детей.
Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению старательно
готовятся. Участие в концерте и почетно, и ответственно. Если ученик знает о том, что
изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает с большим желанием.
Участвуя в концертах, дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как
приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, что способствует
формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в
занятиях музыкой.
В первую очередь, и родители, и дети должны знать, что для успешного выступления
необходимо:
играть произведение наизусть, без затруднений. Во время проигрывания дома
уметь повторить его 2-3 раза без остановок и ошибок.
непосредственно перед выступлением полезнее поиграть произведения по нотам, в
умеренном темпе;
обратить внимание на то, в чем будет ребенок выступать. Для некоторых
родителей это кажется не важным. Но жюри и зрители обращают внимание не
только на исполнение на сцене, но и на внешний вид.
пусть ребенок потренируется дома в той одежде и обуви, в которой будет
выступать на сцене;
напомните ребенку, что улыбка во время выхода на сцену не только располагает к
нему зрителя, но и помогает ему перед выступлением. Во время улыбки организм
не умеет бояться. Улыбайся, в первую очередь, себе.
правильная и красивая осанка перед выходом на сцену создает внутреннее
ощущение уверенности;
как бы ребенок ни выступил, обязательно хвалите его после выступления, а о
недочетах он может подумать позже.
Затем родителям предлагают посмотреть подготовленный детьми концерт (Приложение
1).
В заключение собрания - резюме педагога о том, что если в семье любят слушать музыку,
поддерживают интерес к занятиям детей музыкой, то и дети с удовольствием будут
учиться, готовиться к выступлению и с желанием выходить на сцену, выступать на
концертах.
В заключительной части собрания: ответы на вопросы родителей. Совместное принятие
решения родительского собрания:
1.
Повысить уровень компетентности родителей
в вопросе подготовки детей к
выступлению на концертах, конкурсах.
2.
Объединить усилия педагога и родителей в вопросе заинтересованности детей к
участию в концертной и конкурсной деятельности для повышения стимула к
обучению в школе искусств.
Приложение 1
Ведущий: Добрый день уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать Вас на
классном концерте «Волшебные звуки музыки» и подарить вам приятные минуты от
встречи с музыкой.
Слово «музыка» в переводе с греческого языка означает «искусство муз». То есть музыка
– это вид искусства. Она заставляет людей плакать и смеяться, она трогает самые
чувствительные струны человеческой души. Она сопровождает нас в праздники и в будни.
Музыка может передать в звуках состояние природы и настроение человека: радость и
печаль, тревогу и вдохновение.
Что с музыкой сравнится по звучанью!
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда душа в смятенье, -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль
В любом природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать.
К. Черни Этюд исполнит Белозерова Настя
Ведущий: Чувства людей очень разнообразны, поэтому и музыка нужна самая разная:
радостная и веселая, грустная и задумчивая, бодрая и мечтательная. Музыка заставляет
людей думать, переживать, мечтать.
С. Майкапар Романс исполнит Старых Катя
Ведущий: Клавиши белые, клавиши чёрные –
Радость и грусть,
Вдохновенье и боль,
Фальши неистовость,
Нежности искренность,
Главная или случайная роль?
Пальцы несмелые, клавиши белые
Ищут, венчая мелодий полёт,
А непокорные клавиши чёрные
Тени сомнений вплетают в аккорд.
М. Парцхаладзе Грустный напев исполнит Первухина Катя
Ведущий: Каждому человеку необходима музыка для пения, для отдыха, а также для
танцев. Танцевальная музыка - самая разнообразная. Это и вальс, и танго, и полька. Это и
старинные танцы народов мира - менуэт, мазурка, буррэ. Сейчас мы окунёмся в мир
танцевальной музыки.
Полька – чешский танец, появился в провинции Богемия, в середине XIX века.
Д. Шостакович Полька исполнит Шахова Дарина
Менуэт – старинный французский грациозный танец
С. Сперонтес Менуэт исполнит Кокорина Рита
Мазурка - старинный польский народный танец
Э. Шони Мазурка исполнит Книга Даша
П. Чайковский Мазурка исполнит Зенина Катя
Буррэ – старинный французский народный танец
И. Бах Буррэ исполнит Ахтямов Данияр
Танец «Рио-Рита» родился в 30х годах прошлого века.
Г. Огородникова Рио – Рита (Пасодобль) исполнит ансамбль Шахова Дарина и
Старых Катя
Ведущий: Очень многие композиторы писали и пишут музыку для детей. Это Ю.Энтин,
В.Коровицын, А.Островский, Б.Савельев, Н. Торопова и другие. Почему эта музыка так
нравится детям? В музыке современных композиторов раскрывается мир детства –
особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места унынию, где живут
эмоциональная открытость, мечтательность и детская непосредственность.
Н. Торопова Маш веселых лягушат исполнит ансамбль Книга Даша, Кокорина Рита
Б. Савельев Песня кота Леопольда исполняет Ахтямов Данияр
И. Сац Полька «Елка» из музыки к спектаклю «Синяя птица» исполнит ансамбль
Первухина Катя, Зенина Катя
Ведущий: Нет такой музыки, которую было бы невозможно исполнить на фортепиано.
Инструмент этот поистине универсален. Ведь на фортепиано можно сыграть любое
произведение, любую музыку - симфоническую, оперную, вокальную.
А. Алябьев Романс «Соловей» в транскрипции Ф.Листа исполнит Ашихмина Арина.
Наш концерт подошел к концу. Все мы и наши гости получили удовольствие от
волшебных звуков музыки. До новой встречи.