Напоминание

Сослагательное наклонение глаголов


Автор: Робкина Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Городецкая СОШ
Населённый пункт: д. Городцы Трубчевского района Брянской области
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Сослагательное наклонение глаголов
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий урока по русскому языку по ФГОС

Тема урока: «Условное (сослагательное) наклонение глагола»

Класс: 5 «А»

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская,

С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, - М.: 2013.

Оборудование: компьютер, презентация (см. Приложение 1)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

деятельностная: создание условий для усвоения темы, обогащение словарного запаса, развитие

умения выделять нужную информацию, выполнение учебных действий в громко-речевой форме;

содержательная: дать представление о наклонении глаголов и о глаголах условного наклонения,

закрепить умение писать глаголы в условном наклонении.

Формируемые Универсальные Учебные Действия (УУД):

личностные УУД: положительная мотивация обучающихся, адекватная, позитивная самооценка,

развитие самоуважения и самопринятия;

познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация,

построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы, знаково-символические

действия, выдвижение гипотез, подведение под понятие, смысловое чтение, поиск и выделение

нужной информации, самостоятельное создание способа решения проблемного задания,

построение речевого высказывания в письменной форме;

коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации, владение монологической речью,

умение выражать свои мысли, принятие решения, сотрудничество, реализация решения,

прогнозирование во внешней речи, сотрудничество, построение логической цепи рассуждений,

самостоятельное создание способа решения проблемного задания, построение понятных для

других высказываний, адекватное использование речевых средств для решения

коммуникативной задачи, умение отвечать на вопросы;

регулятивные УУД: мобилизация внимания, целеполагание, планирование деятельности,

коррекция учебного действия, прогнозирование, выполнение учебных действий в громко-речевой

форме, адекватное восприятие оценки учителя.

План урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

Первичное закрепление с комментированием во внешней среде.

Динамическая пауза. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторений.

Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока:

I. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Ивановна. Сегодня урок русского языка я проведу

вместе с вами. Я рада вас видеть и хочу начать работу с вами.

Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 1):

Я смогу выполнить все задания!

У меня все получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

(Дети читают хором)

- А я желаю вам сегодня удачи!

- Теперь откройте тетради, запишите число, «Классная работа», оставьте одну строку для записи

темы нашего урока.

II. Мотивация учебной деятельности школьников. Актуализация опорных знаний

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, пишет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться-

Растолкует все … (Глагол!)

- Верно, глагол. А что вы о нём знаете? (СЛАЙД 2)

1. Глагол – это…

А. часть речи

Б. член предложения

В. часть слова

2. Глагол обозначает…

А. признак предмета

Б. действие предмета

В. количество предметов

3. Глагол…

А. склоняется

Б. спрягается

В. не изменяется

- Что ещё вы можете сказать о спряжении глагола?

В стране Русского Языка в столице Глаголия работают светофоры только красно-зелёные

Приготовьтесь работать по сигнальным карточкам:

Красный цвет –I спряжение Зелёный цвет – II спряжение

Печь, прыгать, дуть, вспыхнуть, стоять, Топиться, искриться, вырастить, изложить, дружить

сбить, плакать, сгореть, побеждать, изложить, проводить, сходить, учиться, решить

жужжать, здравствовать

- Посмотрите на доску: перед вами несколько слов с пропущенными буквами. Давайте вставим

эти буквы и объясним их написание.

Слова на доске: жуж…ать, р…сти, поб…ждать, здра…ствовать, изл…жить, выр…щивать, проводить

(Дети записывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы, вслух объясняя свой выбор

соответствующим правилом.)

- На какие же три группы можно разделить эти слова, ребята?(Проверяемые, непроверяемые и с

чередованием)

Вы уже немало знаете о глаголе.

– Если утверждение правильное, напишите в тетради «+», если неправильное – «-». (СЛАЙД 4)

1) Наклонение – это постоянный морфологический признак глагола. (нет)

2) С помощью наклонения выражается, как соотносятся действия и действительность.(да)

3) Глаголы имеют два наклонения.(нет)

4) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, которые происходили,

происходят или будут происходить на самом деле.(да)

5) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.(да)

ПРОВЕРЬТЕ! (СЛАЙД5)

Рабочий строит дом, строит в изъявительном наклонении (да)

Рабочий строил бы дом, если бы у него были кирпичи. Строил бы глагол условного наклонения

( не знаю).

III. Открытие нового знания.

Сегодня мы подробнее поговорим с вами о глаголах в этой форме. Давайте запишем тему нашего

урока «Условное (сослагательное) наклонение глагола» и эпиграф к ней из стихотворения Джанни

Родари: «До чего же замечательное / Наклоненье сослагательное!»

Цель

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

-Понять, что такое условное наклонение глагола.

-Познакомиться, как образуется условное наклонение, его грамматические особенности.

-Научиться распознавать такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи.

А теперь послушайте стихотворение Джанни Родари.

Я решил бы...

Я сказал бы...

Поспешил бы...

Написал бы...

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Никогда не чертыхается,

Не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьется

И мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка!

Вначале

Я сыграл бы на рояле...

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если б мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы!..

Учитель: Из текста стихотворения выпишите все глаголы в форме сослагательного наклонения.

- Прочитайте в учебнике (Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М., 2004

г.) на стр. 222,

- как образуется эта форма: формы сослагательного наклонения образуются сочетанием глагола в

форме прошедшего времени и частицы бы (б): сиял + бы, сияла + бы, сиял(и) + бы.

Что нужно помнить о написании частицы бы?

Ученики: Частица бы (б) пишется всегда отдельно от глагола и может находиться не только при

глаголе, но и в любом другом месте предложения: читал бы ты побольше - побольше бы ты читал.

Учитель: Итак, мы узнали, что обозначает глагол в форме сослагательного наклонения, как

образуется эта форма и как пишется частица бы с глаголами.

А вот как возникло сослагательное наклонение в языке, нам расскажут наши исследователи (по

материалам журнала «Русский язык в школе»).

Ученики: От глагола быть в значении «существовать, быть»... образовалось целое гнездо слов.

Прежде всего частицы. В древнерусском языке сослагательное наклонение тоже было... Для

образования сослагательного наклонения в древнерусском языке к причастию на л (писалъ,

думалъ) нужно было прибавить глагол быть в форме прошедшего времени (оно называлось

аорист). Например, сослагательное наклонение от глагола писать выглядело так:

(я) быхъ писалъ,

(ты, он) бы писалъ,

(мы) быхомъ писали,

(вы) бысте писали,

(они) быша писали.

Постепенно система времен в языке менялась. Не стало аориста. А форма его 2-3 лица

единственного числа от глагола быти сохранилась как частица бы, образующая сослагательное

наклонение: она вытеснила все другие формы и теперь употребляется во всех лицах и числах.

Учитель: Так и живет в языке частица бы, о которой можно сказать, что она «мечтает».

Согласны ли вы с этим утверждением?

Ребята, а теперь понаблюдайте и сделайте вывод: как изменяются глаголы сослагательного

наклонения и как пишется частица «бы»?

Частице «бы» Георгий Граубин посвятил стихотворение, по которому мы сейчас будем работать.

Задание.

Спишите текст, поставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы в сослагательном

наклонении.

«Бы».

Если (бы) печь не топилась в избе,

Искры (бы) прыгать не стали в трубе.

Если (бы) ветер так сильно не дул,

Он (бы) из искры огня не раздул.

Если (бы) крыша железной была,

Вспыхнуть (бы) свечкой она не смогла.

Если (бы) рядом стояла вода,

Люди (бы) сбили огонь без труда.

А если (бы)

Не было этого «бы»

Не плакал (бы) дед у сгоревшей избы.

(Г.Граубин)

Где может находиться частица «бы» по отношению к глаголу? Как пишется частица «бы» с

глаголом?

Вывод: частица «бы» с глаголом пишется раздельно; может стоять перед глаголом, после глагола,

отделяться от глагола другими словами.

IV. Физминутка

Вы писали? Вы устали? И друг друга не задели.

Тогда дружно тихо встали. Руки выше. Шире плечи.

Ножками потопали. Раз, два, три. Дыши ровней!

Ручками похлополи. От зарядки станешь крепче.

Сели, встали, встали, сели. Станешь крепче и сильней!

V. Первичное закрепление.

Вглядевшись в город, можно обнаружить, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя

и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников

не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.

– Помогите! Завершите за них работу!

(Коллективная, групповая, парная и индивидуальная работа с возможной проверкой)

- Работа по учебнику

VI. Рефлексия.

Мини-тест.

IV. В каком предложении глагол условного наклонения?

Петя проболел всю зиму.

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе умения!

V. Определи форму наклонения глаголов.

1. Вьюга да метели под февраль полетели.

2. Береги платье снову, а честь смолоду.

3. Кабы знал, где упасть, так соломки бы подослал.

А. Глагол повелительного наклонения.

Б. Глагол условного наклонения.

В. Глагол изъявительного наклонения.

Ответ: IV. 2. V.1.В, 2.А, 3.Б.

VII. Домашняя работа

Чтение учебника на стр. 222,п.79, упр.628;

Ребята, вот и вы, сев дома в кресле, помечтайте, на мгновение станьте волшебником и напишите

небольшое сочинение «Я мечтаю», которое может называться «Если бы я был волшебником, то…»

Если бы я был директором школы, то …

Если бы я выиграл миллион, то …

Если бы я был невидимым, то …

VIII. Подведение итогов урока

– Что же обозначают глаголы в сослагательном наклонении.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились.

- Что обозначает глагол в условном наклонении?

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Оцените себя:

Принимал активное участие во всех видах классной работы- “5”

Принимал участие в большей части предложенных видов классной работы - “4”

Принимал участие в некоторых видах классной работы - “3”

До чего же замечательное/Наклонение сослагательное!



В раздел образования