Автор: Алина Александровна Шерстнева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Перевальская специальная коррекционная школа-интернат г.Перевальск
Населённый пункт: г.Перевальск
Наименование материала: статья
Тема: Создание положительного климата в детском коллективе специальной коррекционной школы-интерната
Раздел: среднее образование
Создание положительного климата в детском коллективе Перевальской
специальной коррекционной школы – интернат.
Воспитатель Шерстнева Алина Александровна
Специальная коррекционная школа в своей работе руководствуется
теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и
воспитании положительного микроклимата в ученическом коллективе она
использует те же пути и средства, но по-иному.
В Перевальской специальной коррекционной школе мы имеем дело с
детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефектов и
индивидуальных различий. Если в массовой школе по преимуществу
используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика
является в основном «педагогикой прямого действия». В массовой школе
умственно отсталые дети, общаясь со сверстниками или детьми более
младшего возраста, попадают, в подчиненное положение, они не проявляют
самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им предлагают
товарищи. Поэтому, попадая в специальную (коррекционную) школу, ученик
оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и
занять определенное место. При организации совместной деятельности детей
у них пробуждается потребность в общении, что оказывает влияние на
развитие поведения детей, воспитывает его коллективную направленность. У
ребенка формируются связи с окружающими, он вступает в определенные с
ними отношения.
Главная роль в создании микроклимата принадлежит педагогу.
Следует сказать , что один учитель без совместной работы с воспитателями,
дефектологами, психологами, логопедами, соц.педагогами не достиг бы тех
результатов о которых мы сегодня будем говорить.
На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой
коллектив в полном смысле слова. И первый этап работы характеризуется
социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к
учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований,
норм, традиций жизни учебного заведения.
С чего начать? Чаще всего дети, приходящие к нам в 1 класс это ребята,не
посещавшие дошкольного учреждения. Это дети,находившиеся с мамой или
бабушкой в стенах дома, имеющие ограниченный круг общения.
Хочу сказать, что работа в данном направлении проводится совместно со
всеми субъектами образовательного процесса: ( о них я говорила выше), в
том числе и медицинскими работниками школы. Изучалась информация об
обучающихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения,
уровень физического и умственного развития и т.д. В течение учебного года
провожу наблюдение, беседы с целью установления характеристик
психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности
школьников.
Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть
воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с
приветствия: «Доброе утро, добрый день, …» И нередко приходится слышать
искаженное пожелание здоровья – «здрасьте». Может быть мелочь. Но
приветствие – наш показатель уважения к окружающим- говорит учитель.» Я
рада вас видеть. Будьте здоровы. Здравствуйте!» Это первое правило,
которое прививается первоклассникам.
Со страхом вспоминаю детей, пришедших в мою группу.Это были дети,
которые не могли спокойно играть, при этом часто их игра сводилась к
дракам, оскорблениям друг друга, они постоянно жаловались, плакали, не
уступали друг другу.В ходе наблюдения было выявлено, что ребята класса
очень любят играть в разные сюжетно-ролевые игры такие как «Школа»,
«Больница», «Семья», «Магазин» и другие. Моя задача состояла, прежде
всего, в том, чтобы научить их понимать правила поведения в игре,
применять их сознательно. Наблюдая за играми детей, старалась отвести их
от конфликтов, а также корректировать неправильные действия в игре. На
начальных этапах ребят приходилось просто удалять из игры. Они не
слышали воспитателя. Предлагалось им сесть на стульчике и посмотреть на
игру со стороны.Например, возьмем игру «Семья»: в этой игре дети
показывали то, что видели у себя дома, в своей семье – скандалы, драки,
пьяных родителей. Моя задача рассказать и показать, а какие же отношения
должны быть в семье. Учить вежливо относиться друг к другу. Уступать в
споре, разговаривать, не крича в ответ, а спокойно разъясняя им
это.Очередное правило в моей группе, которому мы стараемся следовать –
обращаемся только по именам. Свою фамилию дети услышат только в том
случае, если ребенок серьезно нарушил правила (обидел кого-то или не
реагирует на замечания со стороны детей или взрослого.) Обращение по
имени исключает надменное общение между собой. Важным условием в
процессе создания и развития положительного климата коллектива является
постоянный состав детей. Но в условиях, например, нашей школы-интерната
не всегда получается соблюдение данного условия и на это есть свои
причины:Во-первых, очень часто прибывают или убывают дети в
группах;Во-вторых, есть причины с размещением детей группы по комнатам
( то есть не всегда получается так, что ученики одного класса живут тем же
составом и в группе).А мы знаем, что вновь прибывший ребенок в коллектив
–показатель новой формы организации коллектива детей.
Основой для благоприятного микроклимата в группе могут стать:
создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех
воспитанников в деятельность — и сильных и слабых;
создание нестандартных ситуаций после урочное время;
предоставление возможности каждому учащемуся проявить себя;
демонстрация достижений каждого ребенка на каждом мероприятии;
умение хвалить любого воспитанника на каждом занятии даже за малые
достижения и успехи.
Очень часто на воспитательных мероприятиях,самоподготовке я хвалю своих
детей словами: «молодец», «умница», «очень хорошо», а еще чаще
использую : мимику, жесты, улыбку, поглаживание по голове.Часто похвалу
обычно выражаю в жетонах, картинках (например, изображения
улыбающегося грибочка, солнышка и т.д.))..
Свою работу строю так, чтобы ребята не боялись высказывать свое мнение,
даже если оно ошибочное. Часто задаю вопрос : «А кто думает по другому?
Кто согласен? ».Докажи, что твой ответ правилен.»Во время этой работы
дети учатся правильно говорить, доказывать, отстаивать свое мнение,
повышать свой словарный запас. А главное не боятся давать ответы. В моей
группе есть дети, которые знают ответ, но сформулировать его вслух не
могут. Естественно они понимают, что отличаются от других, поэтому они
малоразговорчивы, имеют трудности в обучении. Задача воспитателя —
разговорить их, не дать им замкнуться в себе. Я стараюсь поощрять таких
детей, если они высказывают свое мнение, и строго пресекаются все попытки
невоспитанных ребят смеяться над ними или передразнивать их. Я говорю
детям , что каждый из нас имеет право на ошибку. Мы и пришли с вами в
школу, чтобы научиться». В конце концов, дети привыкают к тому, что они
могут высказаться, не боясь, не стесняясь своего дефекта,не боятся ответить
неправильно, попросить помощи и получить ее либо от педагога, либо от
детей.В результате к концу учебного года сами мои воспитанники говорят о
том, Роман в начале года читал плохо, а сейчас у него получается лучше, что
Валя получала плохие оценки по математике за таблицу умножения, а сейчас
она пишет ее на 4., Святослав боялся сцены и трудно запоминал стихи, а
теперь он артист во всех праздниках.А ведь вначале изучения это было2,
затем3, А сейчас уже 4. Еще два года и результат станет еще выше. Что та же
Валя раньше очень часто жаловалась на детей, «ябедничала» как они говорят,
а сейчас уже многому научилась,и дети стали доверять ей свои маленькие
тайны.
Чтобы помочь воспитанникам почувствовать себя более уверенно, я
использую элементы программы «Как научить детей сотрудничать»
немецкого психолога и психотерапевта Клауса Фопеля В данной программе
представлены игры и упражнения «Рисование себя» Упр. «Доброта»
«Волшебная рука» «Ах, какой ты молодец-раз!»ит.д» а также упражнения и
игры, направленные на повышение самооценки для робких, застенчивых
детей. Эти игры используют в своей практике и мои коллеги , и знаю, что они
им тоже хорошо помогают.
В своей работе использую элементы методической разработки по
коррекции эмоционально- личностной сферы «Учись владеть собой».
Материалы воспитательных часов, используемых из данной программы по
темам: «Прикоснись ко мне добротой», «Я учусь управлять настроением»,
«Почему мы ссоримся», «Хорошо, что мы такие разные» ит.д. дают свои
положительные результаты.
В каждом группе складываются ситуации, которые могут иметь как
дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Чтение морали
воспитателем в таких случаях утомительно и бесперспективно. Мне на
помощь приходит книга Александры Александровны Лопатиной, Марии
Владимировны Скребцовой «Начала мудрости» Через притчу, авторскую
сказку, через творческие рисунки и задания мудрость жизни беседует с
детьми со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые
правильные слова. Ребята осмысливают услышанное, примеривают к
ситуации, что называется «мотают на ус».
Любой коллектив всегда имеет свои традиции. У моих воспитанников они
тоже есть. Большинство детей в свой день рождения обязательно угощают
ребят конфетами. Мы водим хоровод, ребята говорят в этот день имениннику
много хороших слов, пожеланий отмечают его положительные качества,
делают искренние комплименты. Я вижу, как все от души радуются в такие
моменты, как похожи на большую дружную семью.
Одной из распространенных форм работы, способных в полной мере
раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. В
процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать,
делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много
нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно:
формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности
воспитанника. Мощным фактором формирования потребности в общении и
создания устойчивой системы коллективных отношений между ребятами
является труд во всех его формах,практикующихся в школе: хозяйственно-
бытовой, учебно-производственный на пришкольных участках,
самообслуживание. Участие в выполнении общего задания, особенно если
оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой
деятельности, основанная на разделении функций и коллективном
сотрудничестве, ставит воспитанников в такие отношения и связи, которые
формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле,
стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной
ответственности. Так во время генеральной уборки спальни, класса,
командир группы распределяют обязанности: кто-то моет стаканы, кто-то
удаляет пыль с мебели, подоконников, кто-то поливает и удаляет пыль с
комнатных растений, кто-то подметает пол. Не всегда у ребят получается
распределить обязанности равномерно, поэтому, если возникает
необходимость, наша задача помочь им в этом. Во время генеральной уборки
действия воспитателя заключаются также в трудовой деятельности, так как
личный пример должен присутствовать всюду.
Весьма важную роль в создании коллектива играет различные коллективные
выезды. Выходы в парки отдыха, киноцентры, музей города Перевальска,
посещение детской библиотеки, коллективные игры на игровых площадках
города, посещение вечного огня и т.д.Масса впечатлений, полученных
сообща, и общение вне школы также формируют групповой монолит.
Применяя разнообразные методы воспитания — приучение,
упражнение, разъяснение, пример, учим детей правильному отношению друг
к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать
школьникам-олигофренам, как вести себя на уроке, на перемене, во время
работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для
учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти
правила стали потребностью. Для этого важно ставить воспитанников в такие
жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность.
Так, в начале создания коллектива нашей группы, мной было предложено
ребятам обсудить и утвердить «Правила поведения в коллективе». Каждый
из пунктов данных правил мы совместно обсудили, приняли и постоянно
контролируем соблюдение пунктов данных «Правил» в нашей повседневной
жизни. Так, например, если кто-то из ребят ябедничает на кого-то, прошу его
посмотреть пункт №7 наших «Правил», а он гласит: «Не ябедничай
взрослым! Попробуй сам объяснить и донести свою точку зрения товарищу».
Если у ребенка не получается, на помощь приходят остальные дети и
воспитатель.
Конечно, любой педагог имеет в своем арсенале множество различных
приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех . Но достичь ее
быстро не получится. Наша профессия часто не предполагает быстрого
результата. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды
своего труда – иди в сапожники!» Бывает, что судить о своей работе мы
можем, когда встречаем своих бывших повзрослевших воспитанников на
улице. И если они рады нас с Вами видеть, значит, можем себе мысленно
поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте.