Напоминание

Создание положительного климата в детском коллективе специальной коррекционной школы-интерната


Автор: Алина Александровна Шерстнева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Перевальская специальная коррекционная школа-интернат г.Перевальск
Населённый пункт: г.Перевальск
Наименование материала: статья
Тема: Создание положительного климата в детском коллективе специальной коррекционной школы-интерната
Раздел: среднее образование





Назад




Создание положительного климата в детском коллективе Перевальской

специальной коррекционной школы – интернат.

Воспитатель Шерстнева Алина Александровна

Специальная коррекционная школа в своей работе руководствуется

теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и

воспитании положительного микроклимата в ученическом коллективе она

использует те же пути и средства, но по-иному.

В Перевальской специальной коррекционной школе мы имеем дело с

детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефектов и

индивидуальных различий. Если в массовой школе по преимуществу

используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика

является в основном «педагогикой прямого действия». В массовой школе

умственно отсталые дети, общаясь со сверстниками или детьми более

младшего возраста, попадают, в подчиненное положение, они не проявляют

самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им предлагают

товарищи. Поэтому, попадая в специальную (коррекционную) школу, ученик

оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и

занять определенное место. При организации совместной деятельности детей

у них пробуждается потребность в общении, что оказывает влияние на

развитие поведения детей, воспитывает его коллективную направленность. У

ребенка формируются связи с окружающими, он вступает в определенные с

ними отношения.

Главная роль в создании микроклимата принадлежит педагогу.

Следует сказать , что один учитель без совместной работы с воспитателями,

дефектологами, психологами, логопедами, соц.педагогами не достиг бы тех

результатов о которых мы сегодня будем говорить.

На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой

коллектив в полном смысле слова. И первый этап работы характеризуется

социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к

учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований,

норм, традиций жизни учебного заведения.

С чего начать? Чаще всего дети, приходящие к нам в 1 класс это ребята,не

посещавшие дошкольного учреждения. Это дети,находившиеся с мамой или

бабушкой в стенах дома, имеющие ограниченный круг общения.

Хочу сказать, что работа в данном направлении проводится совместно со

всеми субъектами образовательного процесса: ( о них я говорила выше), в

том числе и медицинскими работниками школы. Изучалась информация об

обучающихся класса. Это в первую очередь диагноз, характер поведения,

уровень физического и умственного развития и т.д. В течение учебного года

провожу наблюдение, беседы с целью установления характеристик

психоэмоционального состояния, степени психологической комфортности

школьников.

Крылатое выражение гласит: «Тот, кто воспитывает, сам должен быть

воспитан». Значит, начинаем с себя. Каждый рабочий день мы начинаем с

приветствия: «Доброе утро, добрый день, …» И нередко приходится слышать

искаженное пожелание здоровья – «здрасьте». Может быть мелочь. Но

приветствие – наш показатель уважения к окружающим- говорит учитель.» Я

рада вас видеть. Будьте здоровы. Здравствуйте!» Это первое правило,

которое прививается первоклассникам.

Со страхом вспоминаю детей, пришедших в мою группу.Это были дети,

которые не могли спокойно играть, при этом часто их игра сводилась к

дракам, оскорблениям друг друга, они постоянно жаловались, плакали, не

уступали друг другу.В ходе наблюдения было выявлено, что ребята класса

очень любят играть в разные сюжетно-ролевые игры такие как «Школа»,

«Больница», «Семья», «Магазин» и другие. Моя задача состояла, прежде

всего, в том, чтобы научить их понимать правила поведения в игре,

применять их сознательно. Наблюдая за играми детей, старалась отвести их

от конфликтов, а также корректировать неправильные действия в игре. На

начальных этапах ребят приходилось просто удалять из игры. Они не

слышали воспитателя. Предлагалось им сесть на стульчике и посмотреть на

игру со стороны.Например, возьмем игру «Семья»: в этой игре дети

показывали то, что видели у себя дома, в своей семье – скандалы, драки,

пьяных родителей. Моя задача рассказать и показать, а какие же отношения

должны быть в семье. Учить вежливо относиться друг к другу. Уступать в

споре, разговаривать, не крича в ответ, а спокойно разъясняя им

это.Очередное правило в моей группе, которому мы стараемся следовать –

обращаемся только по именам. Свою фамилию дети услышат только в том

случае, если ребенок серьезно нарушил правила (обидел кого-то или не

реагирует на замечания со стороны детей или взрослого.) Обращение по

имени исключает надменное общение между собой. Важным условием в

процессе создания и развития положительного климата коллектива является

постоянный состав детей. Но в условиях, например, нашей школы-интерната

не всегда получается соблюдение данного условия и на это есть свои

причины:Во-первых, очень часто прибывают или убывают дети в

группах;Во-вторых, есть причины с размещением детей группы по комнатам

( то есть не всегда получается так, что ученики одного класса живут тем же

составом и в группе).А мы знаем, что вновь прибывший ребенок в коллектив

–показатель новой формы организации коллектива детей.

Основой для благоприятного микроклимата в группе могут стать:

создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех

воспитанников в деятельность — и сильных и слабых;

создание нестандартных ситуаций после урочное время;

предоставление возможности каждому учащемуся проявить себя;

демонстрация достижений каждого ребенка на каждом мероприятии;

умение хвалить любого воспитанника на каждом занятии даже за малые

достижения и успехи.

Очень часто на воспитательных мероприятиях,самоподготовке я хвалю своих

детей словами: «молодец», «умница», «очень хорошо», а еще чаще

использую : мимику, жесты, улыбку, поглаживание по голове.Часто похвалу

обычно выражаю в жетонах, картинках (например, изображения

улыбающегося грибочка, солнышка и т.д.))..

Свою работу строю так, чтобы ребята не боялись высказывать свое мнение,

даже если оно ошибочное. Часто задаю вопрос : «А кто думает по другому?

Кто согласен? ».Докажи, что твой ответ правилен.»Во время этой работы

дети учатся правильно говорить, доказывать, отстаивать свое мнение,

повышать свой словарный запас. А главное не боятся давать ответы. В моей

группе есть дети, которые знают ответ, но сформулировать его вслух не

могут. Естественно они понимают, что отличаются от других, поэтому они

малоразговорчивы, имеют трудности в обучении. Задача воспитателя —

разговорить их, не дать им замкнуться в себе. Я стараюсь поощрять таких

детей, если они высказывают свое мнение, и строго пресекаются все попытки

невоспитанных ребят смеяться над ними или передразнивать их. Я говорю

детям , что каждый из нас имеет право на ошибку. Мы и пришли с вами в

школу, чтобы научиться». В конце концов, дети привыкают к тому, что они

могут высказаться, не боясь, не стесняясь своего дефекта,не боятся ответить

неправильно, попросить помощи и получить ее либо от педагога, либо от

детей.В результате к концу учебного года сами мои воспитанники говорят о

том, Роман в начале года читал плохо, а сейчас у него получается лучше, что

Валя получала плохие оценки по математике за таблицу умножения, а сейчас

она пишет ее на 4., Святослав боялся сцены и трудно запоминал стихи, а

теперь он артист во всех праздниках.А ведь вначале изучения это было2,

затем3, А сейчас уже 4. Еще два года и результат станет еще выше. Что та же

Валя раньше очень часто жаловалась на детей, «ябедничала» как они говорят,

а сейчас уже многому научилась,и дети стали доверять ей свои маленькие

тайны.

Чтобы помочь воспитанникам почувствовать себя более уверенно, я

использую элементы программы «Как научить детей сотрудничать»

немецкого психолога и психотерапевта Клауса Фопеля В данной программе

представлены игры и упражнения «Рисование себя» Упр. «Доброта»

«Волшебная рука» «Ах, какой ты молодец-раз!»ит.д» а также упражнения и

игры, направленные на повышение самооценки для робких, застенчивых

детей. Эти игры используют в своей практике и мои коллеги , и знаю, что они

им тоже хорошо помогают.

В своей работе использую элементы методической разработки по

коррекции эмоционально- личностной сферы «Учись владеть собой».

Материалы воспитательных часов, используемых из данной программы по

темам: «Прикоснись ко мне добротой», «Я учусь управлять настроением»,

«Почему мы ссоримся», «Хорошо, что мы такие разные» ит.д. дают свои

положительные результаты.

В каждом группе складываются ситуации, которые могут иметь как

дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Чтение морали

воспитателем в таких случаях утомительно и бесперспективно. Мне на

помощь приходит книга Александры Александровны Лопатиной, Марии

Владимировны Скребцовой «Начала мудрости» Через притчу, авторскую

сказку, через творческие рисунки и задания мудрость жизни беседует с

детьми со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые

правильные слова. Ребята осмысливают услышанное, примеривают к

ситуации, что называется «мотают на ус».

Любой коллектив всегда имеет свои традиции. У моих воспитанников они

тоже есть. Большинство детей в свой день рождения обязательно угощают

ребят конфетами. Мы водим хоровод, ребята говорят в этот день имениннику

много хороших слов, пожеланий отмечают его положительные качества,

делают искренние комплименты. Я вижу, как все от души радуются в такие

моменты, как похожи на большую дружную семью.

Одной из распространенных форм работы, способных в полной мере

раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело. В

процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать,

делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много

нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно:

формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности

воспитанника. Мощным фактором формирования потребности в общении и

создания устойчивой системы коллективных отношений между ребятами

является труд во всех его формах,практикующихся в школе: хозяйственно-

бытовой, учебно-производственный на пришкольных участках,

самообслуживание. Участие в выполнении общего задания, особенно если

оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой

деятельности, основанная на разделении функций и коллективном

сотрудничестве, ставит воспитанников в такие отношения и связи, которые

формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле,

стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной

ответственности. Так во время генеральной уборки спальни, класса,

командир группы распределяют обязанности: кто-то моет стаканы, кто-то

удаляет пыль с мебели, подоконников, кто-то поливает и удаляет пыль с

комнатных растений, кто-то подметает пол. Не всегда у ребят получается

распределить обязанности равномерно, поэтому, если возникает

необходимость, наша задача помочь им в этом. Во время генеральной уборки

действия воспитателя заключаются также в трудовой деятельности, так как

личный пример должен присутствовать всюду.

Весьма важную роль в создании коллектива играет различные коллективные

выезды. Выходы в парки отдыха, киноцентры, музей города Перевальска,

посещение детской библиотеки, коллективные игры на игровых площадках

города, посещение вечного огня и т.д.Масса впечатлений, полученных

сообща, и общение вне школы также формируют групповой монолит.

Применяя разнообразные методы воспитания — приучение,

упражнение, разъяснение, пример, учим детей правильному отношению друг

к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать

школьникам-олигофренам, как вести себя на уроке, на перемене, во время

работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для

учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти

правила стали потребностью. Для этого важно ставить воспитанников в такие

жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность.

Так, в начале создания коллектива нашей группы, мной было предложено

ребятам обсудить и утвердить «Правила поведения в коллективе». Каждый

из пунктов данных правил мы совместно обсудили, приняли и постоянно

контролируем соблюдение пунктов данных «Правил» в нашей повседневной

жизни. Так, например, если кто-то из ребят ябедничает на кого-то, прошу его

посмотреть пункт №7 наших «Правил», а он гласит: «Не ябедничай

взрослым! Попробуй сам объяснить и донести свою точку зрения товарищу».

Если у ребенка не получается, на помощь приходят остальные дети и

воспитатель.

Конечно, любой педагог имеет в своем арсенале множество различных

приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех . Но достичь ее

быстро не получится. Наша профессия часто не предполагает быстрого

результата. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды

своего труда – иди в сапожники!» Бывает, что судить о своей работе мы

можем, когда встречаем своих бывших повзрослевших воспитанников на

улице. И если они рады нас с Вами видеть, значит, можем себе мысленно

поставить пятерку и понять окончательно, что мы на своем месте.



В раздел образования