Автор: Спиридонова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАПОУ ТКСТП с/ ЦДО
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание в детском саду
Раздел: дошкольное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Спиридонова Наталья Евгеньевна, воспитатель
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж
сервисных технологий и предпринимательства»
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно
начинать с самого детства. Подрастающее поколение – это будущее нашей
страны. У нашей страны великая история, язык, культура. Россией можно
восхищаться бесконечно. Очень важно привить это детям еще в дошкольном
возрасте.
Поэтому патриотическое воспитание можно выделить как самое важное
направление в воспитании в целом.
В Законе РФ« Об образовании» No 273- ФЗ отмечается, что содержание
образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на
воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание
детей является одной из основных задач дошкольного образовательного
учреждения.
В
Федеральном
государственным
образовательном
стандарте
дошкольного образования обозначено, что основным принципом дошкольного
образования
является
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи, общества и государства.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации
процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском
возрасте
закладываются
чувство
любви
к
Родине,
система
ценностей,
жизненные
ориентиры.
Своевременное
и
грамотно
организованное
нравственно- патриотическое воспитание дошкольников- основа формирования
будущего гражданина своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников - это воспитание любви к
родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию
своего
народа,
своей
нации,
толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей,
воспитание
уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства
и
общенародным праздникам.
В дошкольном образовательном учреждении существует такие виды
направлений патриотического воспитания, как нравственно- патриотическое,
историко- краеведческое, культурно- патриотическое и экологическое.
Нравственно- патриотическое воспитание. Детство – это то время,
когда
формируются
нравственные
навыки
и
привычки,
происходит
приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека,
как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное
накопление
жизненного
опыта
нравственного,
социального,
духовного.
Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько,
сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом
возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя
пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных
эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Задачи нравственного воспитания
формировать
способность
к
духовному
развитию,
реализации
творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
воспитать у детей чувство уважения и любви к родителям и другим
людям, бережного отношения к окружающему миру;
воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных
традиций;
развивать
трудолюбие,
способность
к
преодолению
трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
развивать
познавательную
активность,
любознательность,
доброжелательность,
эмоциональную
отзывчивость,
сопереживания
другим людям.
Краеведение
в дошкольном учреждении — один из источников
обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и
формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с
Родиной.
Основные задачи краеведческой работы в дошкольном учреждении
формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и
настоящему;
развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице,
району, городу, краю, стране;
воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё,
что происходит в городе, сопричастности к этому;
развивать бережное отношение к городу (природе);
формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и
культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Экологическое
воспитание
предполагает
формирование
у
дошкольников экологической культуры, под которой следует понимать
совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической
деятельности.
Задачи экологического воспитания
обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности
живого организма, его потребностях, отличительных особенностях,
чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
формировать
понятия
о
взаимосвязях
и
взаимозависимости
всех
компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных,
живой и неживой природы, человека и природы;
прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и
животными своего ближайшего окружения;
развивать художественные способности, эстетические чувства; умение
замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы,
оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной
природ;
развивать связную речь детей обогащать и активизировать словарный
запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать
составлению рассказов.
Культурно- патриотическое воспитание. Очень важно привить детям
чувство уважения и любви к культурным ценностям своей Родины, к ее
традициям.
Задачи культурно- патриотического воспитания:
приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через
устный
фольклор,
праздники
и
развлечения,
игровую
и
театрализованную деятельность;
формировать у детей чувство причастности к духовному наследию
прошлого, чувство соприкосновения с ним;
расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной
природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас;
создавать
благоприятный
психологический
климат
в
группе,
способствовать сплочению детского коллектива.
Однако
не
стоит
забывать,
что
современный
детский
сад-
многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети,
которые в свою очередь являются представителями разных национальных
культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым
культурным условиям нужно чтобы педагоги дошкольных образовательных
учреждений воспитывали в детях уважение, интерес, терпение, сопереживание
к другим национальным культурам. Приобщение к родной культуре может
происходить через чтение сказок, рассказов и фольклора. Обсуждение с детьми
поведения и поступков персонажей, помогает сформировать у них личностные
основы патриотизма, а также любовь к традициям. Большое место в
приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники
и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения
за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растений.
Причём
эти
наблюдения
непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной
жизни человека во всей их целостности и многообразии.
При организации работу по патриотическому воспитанию используются
следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно- патриотические
чувства.
Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе), беседы с
воспитанниками о родной стране, родном городе, важных событиях
нашего народа, традициях, народных праздниках, участие в этих
мероприятиях
Прогулка по окрестностям, посещение памятных мест, экскурсия в
местный краеведческий музей, виртуальные экскурсии, презентации.
Личный положительный и поучительный пример взрослого, беседы о
поступках взрослого и детей, положительные примеры поступков,
оценивание своих(детских) поступков.
Вовлечение детей в процесс посильного общественного полезного труда
(в группе – уборка, дежурство; на прогулке – уборка участка, уход за
зеленой зоной, очистка участка от мусора, снега) и поощрение за
добросовестно выполненные поручения.
Чтение отечественной художественной литературы, разучивание стихов,
потешек, песенок, знакомство с народным фольклором, с русским
народным промыслом.
Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами, организация
тематических выставок.
Тематические занятия, праздники.
Воспитать патриота своей Родины – сложная и ответственная задача,
решать которую нужно начинать в дошкольном возрасте. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и
поступки смогут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольников.