Напоминание

Патриотическое воспитание в детском саду


Автор: Спиридонова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАПОУ ТКСТП с/ ЦДО
Населённый пункт: г. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Спиридонова Наталья Евгеньевна, воспитатель

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж

сервисных технологий и предпринимательства»

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно

начинать с самого детства. Подрастающее поколение – это будущее нашей

страны. У нашей страны великая история, язык, культура. Россией можно

восхищаться бесконечно. Очень важно привить это детям еще в дошкольном

возрасте.

Поэтому патриотическое воспитание можно выделить как самое важное

направление в воспитании в целом.

В Законе РФ« Об образовании» No 273- ФЗ отмечается, что содержание

образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на

воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание

детей является одной из основных задач дошкольного образовательного

учреждения.

В

Федеральном

государственным

образовательном

стандарте

дошкольного образования обозначено, что основным принципом дошкольного

образования

является

приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям семьи, общества и государства.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации

процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском

возрасте

закладываются

чувство

любви

к

Родине,

система

ценностей,

жизненные

ориентиры.

Своевременное

и

грамотно

организованное

нравственно- патриотическое воспитание дошкольников- основа формирования

будущего гражданина своей страны.

Патриотическое воспитание дошкольников - это воспитание любви к

родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному

достоянию

своего

народа,

своей

нации,

толерантного

отношения

к

представителям

других

национальностей,

воспитание

уважительного

отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам

Отечества,

государственной

символике,

традициям

государства

и

общенародным праздникам.

В дошкольном образовательном учреждении существует такие виды

направлений патриотического воспитания, как нравственно- патриотическое,

историко- краеведческое, культурно- патриотическое и экологическое.

Нравственно- патриотическое воспитание. Детство – это то время,

когда

формируются

нравственные

навыки

и

привычки,

происходит

приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека,

как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное

накопление

жизненного

опыта

нравственного,

социального,

духовного.

Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько,

сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом

возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя

пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных

эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Задачи нравственного воспитания

формировать

способность

к

духовному

развитию,

реализации

творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной

деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

воспитать у детей чувство уважения и любви к родителям и другим

людям, бережного отношения к окружающему миру;

воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных

традиций;

развивать

трудолюбие,

способность

к

преодолению

трудностей,

целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

развивать

познавательную

активность,

любознательность,

доброжелательность,

эмоциональную

отзывчивость,

сопереживания

другим людям.

Краеведение

в дошкольном учреждении — один из источников

обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и

формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с

Родиной.

Основные задачи краеведческой работы в дошкольном учреждении

формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и

настоящему;

развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице,

району, городу, краю, стране;

воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё,

что происходит в городе, сопричастности к этому;

развивать бережное отношение к городу (природе);

формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и

культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Экологическое

воспитание

предполагает

формирование

у

дошкольников экологической культуры, под которой следует понимать

совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической

деятельности.

Задачи экологического воспитания

обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности

живого организма, его потребностях, отличительных особенностях,

чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;

формировать

понятия

о

взаимосвязях

и

взаимозависимости

всех

компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных,

живой и неживой природы, человека и природы;

прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и

животными своего ближайшего окружения;

развивать художественные способности, эстетические чувства; умение

замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы,

оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной

природ;

развивать связную речь детей обогащать и активизировать словарный

запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать

составлению рассказов.

Культурно- патриотическое воспитание. Очень важно привить детям

чувство уважения и любви к культурным ценностям своей Родины, к ее

традициям.

Задачи культурно- патриотического воспитания:

приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через

устный

фольклор,

праздники

и

развлечения,

игровую

и

театрализованную деятельность;

формировать у детей чувство причастности к духовному наследию

прошлого, чувство соприкосновения с ним;

расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной

природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас;

создавать

благоприятный

психологический

климат

в

группе,

способствовать сплочению детского коллектива.

Однако

не

стоит

забывать,

что

современный

детский

сад-

многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети,

которые в свою очередь являются представителями разных национальных

культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым

культурным условиям нужно чтобы педагоги дошкольных образовательных

учреждений воспитывали в детях уважение, интерес, терпение, сопереживание

к другим национальным культурам. Приобщение к родной культуре может

происходить через чтение сказок, рассказов и фольклора. Обсуждение с детьми

поведения и поступков персонажей, помогает сформировать у них личностные

основы патриотизма, а также любовь к традициям. Большое место в

приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники

и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения

за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,

поведением

птиц,

насекомых,

растений.

Причём

эти

наблюдения

непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной

жизни человека во всей их целостности и многообразии.

При организации работу по патриотическому воспитанию используются

следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно- патриотические

чувства.

Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе), беседы с

воспитанниками о родной стране, родном городе, важных событиях

нашего народа, традициях, народных праздниках, участие в этих

мероприятиях

Прогулка по окрестностям, посещение памятных мест, экскурсия в

местный краеведческий музей, виртуальные экскурсии, презентации.

Личный положительный и поучительный пример взрослого, беседы о

поступках взрослого и детей, положительные примеры поступков,

оценивание своих(детских) поступков.

Вовлечение детей в процесс посильного общественного полезного труда

(в группе – уборка, дежурство; на прогулке – уборка участка, уход за

зеленой зоной, очистка участка от мусора, снега) и поощрение за

добросовестно выполненные поручения.

Чтение отечественной художественной литературы, разучивание стихов,

потешек, песенок, знакомство с народным фольклором, с русским

народным промыслом.

Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами, организация

тематических выставок.

Тематические занятия, праздники.

Воспитать патриота своей Родины – сложная и ответственная задача,

решать которую нужно начинать в дошкольном возрасте. Планомерная,

систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,

общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и

поступки смогут дать положительные результаты и стать основой для

дальнейшей работы по патриотическому воспитанию дошкольников.



В раздел образования