"Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК "Перспектива"
Автор: Кравцова Галина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №16 Населённый пункт: город Уссурийск, Приморский край Наименование материала: конспект урока Тема: "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное" 4 класс УМК "Перспектива" Раздел: начальное образование
Цель урока: Сформировать способность к умножению многозначного числа на
однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на
однозначное.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Предметные УУД: выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное;
повторять табличное умножение;
нумерацию многозначных чисел;
распределительное свойство умножения (умножение суммы на число);
развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
математическую речь, мыслительные операции.
Метапредметные УУД: выполнять задания по образцу;
помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения
трёхзначного числа на однозначное и многозначного на однозначное;
находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе
поиска информации.
Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности;
объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;
понимать практическую значимость уроков математики.
Задачи урока:
1.
Помочь учащимся составить алгоритм умножения многозначного на однозначное.
2.
Повторить табличное умножение; нумерацию многозначных чисел;
распределительное свойство умножения; решение уравнений.
3.
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь,
мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Дорофеев Г.В. Математика. 4 класс. Учебник, рабочая тетрадь в 2-х ч. – М.:
Издательство «Просвещение», 2014.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Примечание
I.
Самоопреде
ление к
учебной
деятельност
и. (1-2 мин.)
Мотивация учащихся к учебной
деятельности посредством анализа девиза
урока: “Математику уже затем изучать
нужно, что она ум в порядок приводит”.
Михаил Васильевич Ломоносов, русский
ученый-энциклопедист, поэт.
– Как вы понимаете эти слова?
(Слайд 1)
II.
Актуализац
ия знаний и
фиксация
затруднени
й в пробном
действии.
(5-6 мин.)
(Математика учит наблюдать, думать,
делать выводы, приводить “ум в порядок”).
М. Ломоносову исполнилось бы 305 лет –
19 ноября.
– Попытаемся привести в порядок то, что
уже имеем. Назовите тему нашего
большого раздела, которую мы изучаем.
– С чего все начиналось?
– Очень многое узнали. Как думаете все ли
“полочки” заполнили знаниями?
– Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?
– Чтобы узнать что-то новое, сначала что
надо сделать?
– Поможет нам веселый человечек –
Смайлик.
Находясь в учебной деятельности, мы
выполним два шага учебной деятельности:
что я не знаю, сам найду способ.
– Вы готовы к работе? Тогда в путь.
– Пожелайте друг другу удачи!
(3-4 хором- «Удачи»)
- А начнем мы наше повторение с
математического диктанта.
1.
Математический диктант:
Множители 9 и 3, Найди
произведение.
5 умножили на 3 и получили.
Делимое 24, делитель 3. Найди
частное.
На какое число надо умножить 3,
чтобы получилось 27.
Число 6 увеличь в 4 раза.
Многозначные
числа
Чтение,
сравнение,
запись, сумма
разрядных
слагаемых,
сложение,
вычитание,
умножение на
однозначное
число
Повторить
старое
(Слайд 2).
(Слайды
3-4).
III
Физминутк
а.
Число 48 уменьши в 8 раз.
Во сколько раз число 49 больше,
чем число7?
Найди произведение 8 и 4.
Проверка с помощью перфокарт:
Нет ошибок – 5
1-2 ош – 4
3 ош – 3
Более 4 ош – 2
Фронтальная проверка «Светофор».
2.
– Продолжи ряд чисел
29 780, 28 780, 27 789, 26 780, …, …
-Почему ты решил, что следующее
число будет именно таким?
-Изменился ли план, по которому находим
следующее число?
3. – Решите круговые примеры:
Знак вопроса стоит. Какое-то число
спряталось?
Нам необходимо немного отдохнуть. Если
согласны с высказыванием хлопаете сидя
на месте, а если не согласны – встать и
потянуться.
Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да)
Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет)
А что это вы встали все вместе? Расскажи.
Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да)
Верно ли, что у 25 лошадей, 120 ног? (нет)
Верно ли, что если одно яйцо варится 5
минут, то 23 яйца будут вариться 5 минут?
(да)
3.
Прочитайте числа, какую
закономерность увидели?
15, 158, 1582
(разряд тысяч
уменьшается)
Нет
(Слайды
5)
(Слайд 6).
(Слайд 7).
IV.
Выявление
места и
причины
затруднени
я. (1 мин.)
V.
Построение
проекта
выхода из
затруднени
я.
Постановка
цели. (1-2
мин.)
VI. Проекти
рование и
фиксация
нового
знания. (8-
10 мин).
– Умножьте каждое из этих чисел на 3
15*3=45
158*3=474
1582*3=
А почему мы молчим?
Затруднение!!!/
-Что случилось?
– Вы смогли выполнить задание?
-Почему?
У нас возникла такая проблема, что мы не
проходили какую тему?
А вы хотели бы научиться решать такие
примеры?
– Что же вызвало у вас затруднение?
– Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
– Сформулируйте тему урока.
а) – Давайте будем думать.
не можем
решить
последний
пример
не проходили
эту тему
как
многозначное
число умножить
на однозначное)
Научиться
умножать
многозначное
число на
однозначное,
найти новый.)
Умножение на
однозначное
число
Слайд 9-10
(слайд 10)
(слайд 11)
VII. Первич
ное
закреплени
е с
проговарив
анием. (4-5
мин.)
Как нашли значение выражения 158*3?
Используя распределительное свойство
умножения или умножение суммы на
число
100*3+50*3+8*3=300+150+24=450+24=474
Еще можно решить в столбик.
– Кто напомнит алгоритм умножения
трехзначного числа на однозначное?
А помогут ли нам старые алгоритмы
открыть новую тему, как же умножать
многозначное число на однозначное?
Какими знаниями мы можем
воспользоваться?
Скажите, пожалуйста, а не поможет ли
нам этот алгоритм умножить
многозначное число на однозначное?
Какой пункт вы добавили к нашему
старому алгоритму?
Итак, давайте попробуем повторить, что за
алгоритм вы получили сами? Как
умножить многозначное число на
однозначное?
Первое что нужно сделать? (умножать
единицы)
Потом? (десятки)
Затем? (сотни)
И в конце? (тысячи)
Прослушивают объяснение алгоритма
на диске «Математика 4 класс.
(Дорофеев, Миракова)»
Так давайте вернемся к нерешенному
примеру и решим его теперь в столбик
Пишу:
Умножаю
единицы:
Умножаю
десятки:
Умножаю
сотни:
умножал на
тысячи)
(слайд 13)
(слайд 14-
15)
VIII.
Физминутк
а для глаз.
(из
инфоурока)
( 2-3 мин.)
IX. Включе
ние в
систему
знаний и
повторения
(4-5 мин.)
X. Итог
учебной
деятельност
и.
XI.
Домашнее
задание.
XII.
Рефлексия
– Давайте закреплять умение умножать
многозначное число на однозначное.
– Решить примеры в столбик из учебника
на стр. 14 №1
– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь
умножать многозначные числа на
однозначные?
– Решим задачу (на диске про туфли и
куртку - Баскетбол)
Оцените свой ответ
! нет ошибок
+
-
Давайте проверим правильность вашего
решения. (на ноутбуке)
Верно ли вы себя оценили?
Итак, давайте подведем итог нашего
сегодняшнего урока.
– Огромное трудолюбие и ваша тяга к
знаниям помогла нам сделать на уроке
открытие.
Какое открытие мы сделали?
Какую цель мы поставим с вами на
следующий урок?
– Вспомните, с каких слов мы начали
урок?
– Чему научились?
– Довольны ли вы своей работой?
(Слайд 16)
учебной
деятельност
и.
– Вы поняли, что нужно потренировать
дома?
РТ стр.16 №1, 2
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
(учащиеся выходят по рядам и ставят магнитик
около тех слов, которые им больше всего
подходят по окончании урока).
(Слайд 17)