Напоминание

Знакомство детей с живописью


Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитетель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство детей с живописью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Знакомим детей с живописью»

Искусство несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим

миром, другими людьми, природой, вещами, а поэтому является для нас всех

важнейшим

средством

познания

общечеловеческих,

нравственных

и

эстетических

ценностей.

Эти

ценности

искусство

выражает

в

художественных образах, восприятие которых и связанные с ним душевные

переживания,

чувства,

воспитывают

и

развивают

нашу

духовно-

нравственную и эмоциональную сферу. В старшей группе работа по

знакомству с живописью расширяется и углубляется. Во-первых, знакомим

детей с разными жанрами живописи: пейзажем, натюрмортом, портретом.

Во-вторых, учим не только называть автора произведения, но, и развиваем

умение

замечать

средства

выразительности:

колорит,

композицию,

чувствовать настроение, переданное художником в картине.

Знакомясь с художественным произведением нужно научить детей понимать

ряд терминов, используемых в речи. Вот некоторые из них: «живопись» -

значит «живо писать», т. е. писать жизнь; - «колорит» - это сочетание

различных цветов в картине; - «композиция» - составление, правильное

расположение

предметов,

людей

на

картине;

-

«репродукция»

-

воспроизведение картины, её точное изображение в большом количестве

экземпляров; - «фон» - происходит от французского слова «дно», т. е.

основной цвет картины, он помогает понять замысел художника; - «пейзаж» -

изображение на картине окружающей нас природы; - «натюрморт» -

изображение не живых предметов. В натюрмортах изображают овощи,

фрукты, цветы, предметы обихода, снедь (рыба, дичь) ; - «портрет» -

изображение человека или группы людей.

Познакомившись с терминами, дети лучше будут понимать взрослых,

ориентироваться в живописи. Рассматривая пейзажи, мы обращаем внимание

детей на колорит, т. е. какие краски, оттенки использовал художник в

картине: тёплые или холодные. Тёплые тона вызываю в нас радость,

холодные – грусть. С помощью цветосочетаний можно рассказать о времени

года, о погоде, о своём настроении, отношении к изображаемому.

Так, рассматривая картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы

видим много жёлтого и оранжевого цветов, поэтому картина вызывает в нас

радостное настроение, мы чувствуем, что погода ясная, солнечная, хотя мы и

не видим солнца. Художник радовался, увидев красоту «Золотой осени».

Кроме «Золотой осени» Левитана, в старшей группе мы рассматриваем

пейзажи Ивана Ивановича Шишкина, знакомимся с биографией и его

творчеством, рассматриваем картины «Зима», «Утро в сосновом лесу».

Детей знакомим и с творчеством русского художника - пейзажиста Алексея

Кондратьевича

Саврасова,

с

его

самой

известной

картиной

«Грачи

прилетели».

Другим жанром живописи, с которым мы знакомим детей, является

«натюрморт». Дети должны знать, что некоторые художники любят рисовать

самые обычные предметы, которые окружают нас: посуду, домашнюю

утварь, фрукты, овощи, цветы, ягоды, грибы, что они умеют в этих предметах

увидеть и раскрыть неожиданное.

Можно предложить для рассматривания натюрморты: К. С. Петрова-Водкина

«Яблоки на красном фоне», «Черёмуха в стакане» Художник Пётр Петрович

Кончаловский, пожалуй, как никто из русских художников, не создал так

много натюрмортов с изображением цветов. Он писал цветы так, что,

кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой

естественный аромат. Особенно ему нравилась сирень, ей он посвятил

несколько работ. Вот одна из них - «Сирень в корзине». Как говорил о

картине художник «В этом букете всё цветёт и радуется».

Знакомя детей с этим произведением искусства, обратите внимание на

разнообразие цветов и оттенков цветов: белая, тёмно-малиновая, лиловая,

голубоватая, розовая с сиреневым оттенком, фиолетовая сирень.

У художника И. И. Машкова есть интересные натюрморты: «Две тёмные

розы и тарелка с клубникой», «Синие сливы». «Снедь московская. Хлебы»

При рассматривании натюрмортов обращайте внимание на то, что

одинаковые фрукты могут быть разного цвета (яблоки, груши, виноград) –

это поможет развить у детей способность различать оттенки цветов.

Знакомство с натюрмортом не только расширяет представление детей о

композиции рисунка, о цветовых сочетаниях, но и повышают интерес к

аппликации и рисованию композиций из ваз, овощей и фруктов, комнатных

растений и садовых цветов.

Работа над портретом занимает особое место. Это сложный жанр, т. к.

требует проникновения в образ. Практика работы показывает. Что дети уже

воспринимают портрет, высказывают свои суждения, понимают и некоторые

художественные средства. Самое трудное при восприятии портрета – умение

понять внутренний мир изображаемого человека. Поэтому лучше всего

начать с того, что предложить детям описать портрет мамы. Папы, бабушки и

т. д., т. е близких детям людей. Можно предложить ребёнку составить

портрет о себе, глядя в зеркало.

Прежде всего дети воспринимают внешнюю сторону – красивую одежду,

динамику, порой понимают и настроение человека грустное или радостное,

задумчивое. Значит, и портреты нужно подбирать соответственно, и хорошо,

если портрет вписан в пейзаж или несложный сюжет, как, например, у

Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», «Дети».

Для лучшего понимания выражения лиц у людей, можно поиграть в игру

«Какое выражение лица бывает у людей» (радостное, грустное, удивлённое,

злобное, испуганное, подобрав картинки или иллюстрации из книг и

рассмотрев их с детьми. Важно, чтобы работа по ознакомлению с живописью

велась не только в детском саду, но и дома, поэтому желательно оформить в

уголке

ребёнка

небольшой

мини-музей.

При

рассматривании

художественных произведений не нужно спешить и рассматривать за «один

присест» все произведения сразу. Делайте это постепенно. Предлагая

очередную репродукцию, сначала представьте ребёнку самостоятельно

рассмотреть её, полюбоваться ею. Проявите интерес к тому, понравилась ли

она им и чем понравилась. Затем начинайте беседу – диалог.

Уважительно

отнеситесь

к

чувствам

ребёнка,

выскажите

доброжелательность, радость, если ему удалось увидеть в картине что-то

интересное, особенное. При всяком удобном случае обращайтесь к картине

ещё и ещё.

Таким образом, мы расширим кругозор ребёнка, научим понимать

содержание произведений искусства и вообще замечать вокруг себя

прекрасное



В раздел образования