Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитетель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Знакомство детей с живописью
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Знакомим детей с живописью»
Искусство несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим
миром, другими людьми, природой, вещами, а поэтому является для нас всех
важнейшим
средством
познания
общечеловеческих,
нравственных
и
эстетических
ценностей.
Эти
ценности
искусство
выражает
в
художественных образах, восприятие которых и связанные с ним душевные
переживания,
чувства,
воспитывают
и
развивают
нашу
духовно-
нравственную и эмоциональную сферу. В старшей группе работа по
знакомству с живописью расширяется и углубляется. Во-первых, знакомим
детей с разными жанрами живописи: пейзажем, натюрмортом, портретом.
Во-вторых, учим не только называть автора произведения, но, и развиваем
умение
замечать
средства
выразительности:
колорит,
композицию,
чувствовать настроение, переданное художником в картине.
Знакомясь с художественным произведением нужно научить детей понимать
ряд терминов, используемых в речи. Вот некоторые из них: «живопись» -
значит «живо писать», т. е. писать жизнь; - «колорит» - это сочетание
различных цветов в картине; - «композиция» - составление, правильное
расположение
предметов,
людей
на
картине;
-
«репродукция»
-
воспроизведение картины, её точное изображение в большом количестве
экземпляров; - «фон» - происходит от французского слова «дно», т. е.
основной цвет картины, он помогает понять замысел художника; - «пейзаж» -
изображение на картине окружающей нас природы; - «натюрморт» -
изображение не живых предметов. В натюрмортах изображают овощи,
фрукты, цветы, предметы обихода, снедь (рыба, дичь) ; - «портрет» -
изображение человека или группы людей.
Познакомившись с терминами, дети лучше будут понимать взрослых,
ориентироваться в живописи. Рассматривая пейзажи, мы обращаем внимание
детей на колорит, т. е. какие краски, оттенки использовал художник в
картине: тёплые или холодные. Тёплые тона вызываю в нас радость,
холодные – грусть. С помощью цветосочетаний можно рассказать о времени
года, о погоде, о своём настроении, отношении к изображаемому.
Так, рассматривая картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», мы
видим много жёлтого и оранжевого цветов, поэтому картина вызывает в нас
радостное настроение, мы чувствуем, что погода ясная, солнечная, хотя мы и
не видим солнца. Художник радовался, увидев красоту «Золотой осени».
Кроме «Золотой осени» Левитана, в старшей группе мы рассматриваем
пейзажи Ивана Ивановича Шишкина, знакомимся с биографией и его
творчеством, рассматриваем картины «Зима», «Утро в сосновом лесу».
Детей знакомим и с творчеством русского художника - пейзажиста Алексея
Кондратьевича
Саврасова,
с
его
самой
известной
картиной
«Грачи
прилетели».
Другим жанром живописи, с которым мы знакомим детей, является
«натюрморт». Дети должны знать, что некоторые художники любят рисовать
самые обычные предметы, которые окружают нас: посуду, домашнюю
утварь, фрукты, овощи, цветы, ягоды, грибы, что они умеют в этих предметах
увидеть и раскрыть неожиданное.
Можно предложить для рассматривания натюрморты: К. С. Петрова-Водкина
«Яблоки на красном фоне», «Черёмуха в стакане» Художник Пётр Петрович
Кончаловский, пожалуй, как никто из русских художников, не создал так
много натюрмортов с изображением цветов. Он писал цветы так, что,
кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой
естественный аромат. Особенно ему нравилась сирень, ей он посвятил
несколько работ. Вот одна из них - «Сирень в корзине». Как говорил о
картине художник «В этом букете всё цветёт и радуется».
Знакомя детей с этим произведением искусства, обратите внимание на
разнообразие цветов и оттенков цветов: белая, тёмно-малиновая, лиловая,
голубоватая, розовая с сиреневым оттенком, фиолетовая сирень.
У художника И. И. Машкова есть интересные натюрморты: «Две тёмные
розы и тарелка с клубникой», «Синие сливы». «Снедь московская. Хлебы»
При рассматривании натюрмортов обращайте внимание на то, что
одинаковые фрукты могут быть разного цвета (яблоки, груши, виноград) –
это поможет развить у детей способность различать оттенки цветов.
Знакомство с натюрмортом не только расширяет представление детей о
композиции рисунка, о цветовых сочетаниях, но и повышают интерес к
аппликации и рисованию композиций из ваз, овощей и фруктов, комнатных
растений и садовых цветов.
Работа над портретом занимает особое место. Это сложный жанр, т. к.
требует проникновения в образ. Практика работы показывает. Что дети уже
воспринимают портрет, высказывают свои суждения, понимают и некоторые
художественные средства. Самое трудное при восприятии портрета – умение
понять внутренний мир изображаемого человека. Поэтому лучше всего
начать с того, что предложить детям описать портрет мамы. Папы, бабушки и
т. д., т. е близких детям людей. Можно предложить ребёнку составить
портрет о себе, глядя в зеркало.
Прежде всего дети воспринимают внешнюю сторону – красивую одежду,
динамику, порой понимают и настроение человека грустное или радостное,
задумчивое. Значит, и портреты нужно подбирать соответственно, и хорошо,
если портрет вписан в пейзаж или несложный сюжет, как, например, у
Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», «Дети».
Для лучшего понимания выражения лиц у людей, можно поиграть в игру
«Какое выражение лица бывает у людей» (радостное, грустное, удивлённое,
злобное, испуганное, подобрав картинки или иллюстрации из книг и
рассмотрев их с детьми. Важно, чтобы работа по ознакомлению с живописью
велась не только в детском саду, но и дома, поэтому желательно оформить в
уголке
ребёнка
небольшой
мини-музей.
При
рассматривании
художественных произведений не нужно спешить и рассматривать за «один
присест» все произведения сразу. Делайте это постепенно. Предлагая
очередную репродукцию, сначала представьте ребёнку самостоятельно
рассмотреть её, полюбоваться ею. Проявите интерес к тому, понравилась ли
она им и чем понравилась. Затем начинайте беседу – диалог.
Уважительно
отнеситесь
к
чувствам
ребёнка,
выскажите
доброжелательность, радость, если ему удалось увидеть в картине что-то
интересное, особенное. При всяком удобном случае обращайтесь к картине
ещё и ещё.
Таким образом, мы расширим кругозор ребёнка, научим понимать
содержание произведений искусства и вообще замечать вокруг себя
прекрасное