Напоминание

Сюжетно-ролевая игра в развитии ребенка


Авторы: Никитина Вера Александровна, Васильева Мария Нестеровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Ладушки"
Населённый пункт: Удмуртская республика Кезский район п. Кез
Наименование материала: Статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра в развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




РУКОВОДСТВО

РУКОВОДСТВО

СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРОЙ

СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРОЙ

А.С. Макаренко писал: "Я, как педагог, должен с детьми

немножко играть. Если я буду только поучать,

настаивать, я буду посторонней силой, может быть

полезной, но не близкой..."

Психолог Д. Б. Эльконин даёт такое

Психолог Д. Б. Эльконин даёт такое

определение сюжетно-ролевой игры:

определение сюжетно-ролевой игры:

«Сюжетно-ролевая, или так называемая

творческая, игра детей дошкольного возраста

в развитом виде представляет деятельность, в

которой дети в обобщённой форме в

специально создаваемых игровых условиях

воспроизводят деятельность взрослых и

отношения между ними».

Содержание игры, как отмечает

Д.Б.Эльконин,

- это то, что воспроизводится ребенком в

качестве центрального и характерного

момента деятельности и отношений между

взрослыми в их бытовой, трудовой,

общественной деятельности.

Сюжет игры - это ряд событий,

объединенных жизненно мотивированными

связями. В сюжете раскрывается содержание

игры - характер тех действий и отношений,

которыми связаны участники событий

Содержание сюжетно-ролевой игры

воплощается ребенком с помощью роли,

которую он на себя берет.

Роль - средство реализации сюжета и главный

компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он

отождествляет себя с каким-либо персонажем

сюжета и действует в соответствии с

представлениями о данном персонаже. Всякая

роль содержит свои правила поведения, взятые

ребенком из окружающей жизни,

заимствованные из отношений в мире

взрослых

.

Сюжетно-ролевая игра способствует

Сюжетно-ролевая игра способствует

развитию творчества у детей дошкольного

развитию творчества у детей дошкольного

возраста

возраста

.

.

Особое значение в развитии творчества детей от

2 до 7 лет имеют ролевые игры. А. Н. Леонтьев,

Д. Б. Эльконин А. В. Запорожец называют

ролевую игру ведущей деятельностью ребенка

дошкольного возраста

.

Творческие сюжетно-ролевые игры как

Творческие сюжетно-ролевые игры как

основной

основной

вид игры дошкольника

вид игры дошкольника

Понятие «творческая игра» охватывает

сюжетно – ролевые игры, игры -драматизации,

строительно-конструктивные игры.

Творческие сюжетно-ролевые игры как

Творческие сюжетно-ролевые игры как

основной вид игры дошкольника

основной вид игры дошкольника

В творческих играх отражаются впечатления детей об

окружающей жизни, глубина понимания ими тех или

иных жизненных явлений.

Содержание творческих игр придумывают сами дети.

Свобода, самостоятельность, самоорганизация и

творчество детей

в этой группе игр проявляется с особой полнотой.

Разнообразные жизненные впечатления не копируются,

они перерабатываются детьми, одни из них заменяются

другими.

Живое воображение, характерное для любой

творческой деятельности, проявляется в создании

игрового замысла, построении сюжета, отборе

изобразительных средств, материала, игрушек и т. д.

Методика руководства игровой деятельностью

Методика руководства игровой деятельностью

в разных возрастных группах

в разных возрастных группах

П.Г.Саморукова, раскрывая методику руководства

сюжетно-ролевой игрой предложила разделить

все приемы на: косвенные и прямые приемы

Косвенные приёмы – направлены на обогащение

знаний об окружающей общественной жизни.

Используется при формировании новой игры или

тогда, когда игра развита недостаточно. Эти

приёмы связаны с различными видами

деятельности детей, занятиями, наблюдением.

Методика руководства игровой деятельностью

Методика руководства игровой деятельностью

в разных возрастных группах

в разных возрастных группах

Прямые приёмы – используется в процессе

непосредственного руководства игрой.

Направленно на развитие замысла игры, на

уточнение ролевых действий и

взаимоотношений.

Предполагает прямое вмешательство в игру

детей, поэтому использовать их нужно

осторожно, чтобы сохранить творческий

характер и самостоятельность детской игры.

Руководство игровой деятельностью

предполагает использование в

педагогическом процессе ряда

конкретных методов и приемом с

помощью которых воспитатель

осуществляет руководящую роль в

воспитании и развитии дошкольников в

процессе игры

Виды и направления

Виды и направления

руководства сюжетно – ролевой

руководства сюжетно – ролевой

игрой

игрой

Осуществляется в двух направлениях:

Косвенное руководство - осуществляется

без непосредственного вмешательства

воспитателя в игру детей, направлено на

обеспечение получения детьми

определенного практического и жизненного

опыта.

Основные приемы: наблюдение, целевая

прогулка, экскурсия, беседа, чтение,

просмотр фильмов, специальные занятия и

т.п

.

Виды и направления руководства сюжетно –

Виды и направления руководства сюжетно –

ролевой игрой

ролевой игрой

Прямое руководство - осуществляется

путем вмешательства воспитателя в игру

детей, либо он принимает в ней

непосредственное участие.

Основные приемы: роль в игре, показ

игрового действия, советы в процессе игры,

разьяснения, беседа, различная помощь в

ходе игры и т.п.

Методы и приемы руководства сюжетно –

Методы и приемы руководства сюжетно –

ролевыми играми

ролевыми играми

Косвенное руководство:

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Просмотр видеоматериалов

Рассказ воспитателя о труде взрослых

Чтение художественной литературы

Беседы, в том числе этические

Отгадывание загадок

Изучение интересов детей, их любимых игр

Наблюдения за игровыми объединениями

детей

Методы и приемы руководства сюжетно –

Методы и приемы руководства сюжетно –

ролевыми играми

ролевыми играми

Прямое руководство :

Обогащение содержания игры

Развитие дружеских взаимоотношений детей в игре.

Развитие творческих способностей детей –

Предложение темы игры, новых сюжетов

Обсуждение игрового сюжета

Создание игровой воображаемой ситуации

Создание игровой обстановки

Разработка плана игры

Распределение ролей

Разыгрывание игрового эпизода

Показ развертывания ролевого взаимодействия,

перехода от одной роли к другой.

Методика руководства, последовательность

Методика руководства, последовательность

действия воспитателя:

действия воспитателя:

1. организовать собственную игру с

игрушками, комментируя свои действия, тем

самым привлекая детей к игре.

2. предлагать полечить игрушку, которую

держит кто-нибудь из детей.

3. предлагать полечить одного из детей.

4. передаёт основную роль – доктор – одному

из детей, сам включается в дополнительную,

сначала с больной игрушкой, а за тем в

качестве пациента.

5. детям предлагают парные роли: два врача,

две мамы, т.о. воспитатель замыкает детей

друг на друге.

Структура сюжетно –ролевой игры

Структура сюжетно –ролевой игры

1. Выбор игры, сюжета ( сфера: быт семьи,

труд взрослых, и др.)

2. План игры - содержание

а) Создание воображаемой ситуации.

б)Распределение ролей.

3. Начало игры и сохранение игровой ситуации

4. Завершение игры.

Принципы организации сюжетно-ролевой

игры

Совместное взаимодействие

Учет возрастных и индивидуальных

особенностей детей

Принцип доступной коммуникации

Систематичность организации игры

Принцип научения и познавательного развития

Принцип добровольности

Принцип позитивности

Длительность сюжетной игры:

Длительность сюжетной игры:

- в младшем дошкольном возрасте (10-15

мин.);

- в среднем дошкольном возрасте (40-50

мин.);

- в старшем дошкольном возрасте (от

нескольких часов до дней).

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Первый такой этап – ознакомительная игра. 1 год

Взрослый организует предметно-игровую деятельность

малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка)

появляется отобразительная игра, в которой действия

ребенка направлены на выявление специфических свойств

предмета и на достижение с его помощью определенного

эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и

обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго –

началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-

отобразительная игра, в которой дети начинают активно

отображать впечатления, полученные в повседневной

жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет ) – собственная ролевая

игра.

Этапы проведения сюжетно-ролевой игры

Подготовительный.

Основной.

Заключительный. Рефлексия

Развитие сюжетной игры на разных

Развитие сюжетной игры на разных

возрастных этапах

возрастных этапах

Первая младшая группа.

Педагог решает задачи формирования у детей

условных действий с сюжетными игрушками и

предметами-заместителями, элементарного

предметно-игрового взаимодействия ребенка со

сверстником, включая одного-двух детей в игру со

взрослым, организуя групповые игры, требующие

от всех участников однотипных условных игровых

действий

«Купание куклы»,«Катя заболела»,«Куклы на

прогулке»,«Печем пирожки»,«Напоим Ваню чаем»

«Настя проснулась»

Во второй младшей группе

ребенок способен овладеть ролью. Освоение ролевого

поведения складывается из умения принять на себя

игровую роль и обозначить ее для партнера.

Овладение ролью складывается из умений

осуществлять условные предметные действия,

разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять

ролевое поведение исходя из роли партнера, менять

игровую роль в зависимости от развертывающегося

сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для

детей четырех лет достаточно уметь принимать и

обозначать игровую роль, реализовывать

специфические игровые действия, направленные на

партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое

взаимодействие, элементарный ролевой диалог со

сверстником.

«Больница»,«Парикмахерская»,«Автобус»

«Магазин»,«Покатаем куклу на машине»,«День

рождения куклы Кати»

Средняя группа.

Задача воспитателя на этом этапе – перевести

детей к более сложному ролевому поведению в

игре, формировать умение изменять свое

ролевое поведение в соответствии с разными

ролями партнеров, менять игровую роль и

обозначать новую роль для партнеров в ходе

игры.

Педагог на этом этапе развития сюжетно-

ролевой игры вступает со многими детьми в

ролевое взаимодействие, активизирует ролевой

диалог, “замыкает” детей на ролевом

взаимодействии друг с другом. Игра носит

характер свободной импровизации .

«Семья»,«Больница»,«Строители»,«Моряки»

,«Магазин»

«Парикмахерская»,«Шофер

»

Старший дошкольный возраст.

В этот период усиливается стремление ребенка играть

вместе со сверстниками, каждый из детей стремится

воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с

тем у детей увеличивается объем знаний об

окружающем, определяются интересы к разным

сторонам жизни. Для построения игр нового уровня

детей необходимо научить более сложному построению

игры – способу совместного сюжетосложения.

Сюжетосложение включает: – умение ребенка

выстраивать новые последовательности событий,

охватывающие разнообразное тематическое

содержание; – быть ориентированным на партнеров-

сверстников; – обозначать свои дальнейшие замыслы для

партеров, прислушиваться к их мнению; – умение

комбинировать предложенные самим ребенком и

партнерами по игре события в общем сюжете в процессе

игры.

« Поликлиника» , «Ветеринарная лечебница», «Библиотека»

«Железная дорога», «Кафе», «Салон красоты» «Дом, семья,

«Школа» и многие другие .

ВЫВОД

ВЫВОД

Таким образом, планируя работу

по руководству сюжетно-ролевыми играми

детей, педагогу необходимо предусматривать

обогащение содержания игры,

расширение игрового опыта, а также

разнообразить тематику игр в течение всего

года. «Важно, чтобы дети сами придумывали

игры, ставили себе цели: построить дом,

состряпать обед, поехать в Москву… В

процессе игры ребенок научается преодолевать

трудности, познает окружающее, ищет выход

из положения. Такие игры

вырабатывают детей-организаторов,

умеющих упорно стремиться к своей цели,

увлекать за собой других…»

Н. К. Крупская



В раздел образования