Напоминание

"Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнёрство"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнёрство"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Из опыта работы

«Семья как субъект образовательных отношений: взаи-

модействие, сотрудничество, партнёрство»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2024

Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта не-

оспоримая прописная истина знакома любому педагогу – как опытному, так

и начинающему. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, ка-

кой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной,

единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Си-

туация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родитель-

ской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной лично-

сти, готовой к жизни в социуме. Современные педагоги порой сталкиваются

с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят свое чадо в

детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль закан-

чивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специали-

стам по дошкольному образованию. ии

Но прежде чем говорить о направлениях и содержании работы, о возни-

кающих трудностях, выделим принципиальное положение: эффективно по-

строить работу в данном направлении возможно только при условии приня-

тия педагогом семьи как субъекта образовательных отношений, поскольку

термин «работа с родителями» остался в прошлом. Субъект – это активный

участник какой-либо совместной деятельности, в процессе которой он само-

реализуется.

Взаимодействие, согласно общепринятому определению, понимается как

непосредственная или опосредованная связь нескольких объектов в некий

вид целостности, зачастую совершенно нового вида. Являясь универсальной

формой движения, взаимодействие определяет существование и структурную

организацию любой системы. Это на первый взгляд философское определе-

ние как нельзя лучше раскрывает сущность рассматриваемой проблемы: вза-

имосвязь общественного и семейного воспитания осуществляется как непо-

средственно – в ходе повседневного общения, так и опосредованно – через

различные источники информированиясс(сайт образовательной организации,

наглядные формы, тематическая справочная литература, предлагаемая семье

педагогом для ознакомления, и др.). Новый вид целостности тоже имеет ме-

сто – ребенок воспитывался в семье, а с момента поступления в группу стал

вместе со своими родителями участником новой системы под названием

«детский сад и семья». И наконец, понимая взаимодействие как движение

вперед, мы можем и должны определить форму существования и структуру

данного процесса. Взаимодействие всегда характеризуется согласованностью

и слаженностью действий. Исходя из вышесказанного, взаимодействие мы

будем понимать как целостную систему «семья–ребенок–педагог», в которой

каждый участник является равноправным субъектом общения. Поскольку

речь идет о взаимодействии в образовательном процессе, следует учитывать

его двусторонний характер: а) функционально-ролевая сторона – подразуме-

вается, что все стороны понимают и принимают функции друг друга; б) лич-

ностная – предполагается обоюдное признание индивидуальности и неповто-

римости каждого.

Таким образом:

 педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и разви-

тии дошкольника, иметь четкую установку на то, что семья каждого воспи-

танника уникальна, неповторима и самоценна;

 родители должны четко осознавать роль дошкольной образовательной ор-

ганизации в развитии личности ребенка; принимать педагога как личность,

уважать его интересы.

Сотрудничество, согласно общепринятому определению, – это комплекс

взаимовыгодных отношений нескольких субъектов. Педагог нацелен на ре-

шение задач образовательной программы, удовлетворение социального

запроса на образовательные услуги, обеспечение своих профессиональных

потребностей. Родитель стремится обеспечить своему ребенку возможность

для гармоничного, всестороннего развития, повысить свой воспитательный

потенциал и педагогическую компетентность. Ребенок дошкольного возрас-

та, взаимодействуя с родителем, педагогом, сверстниками, удовлетворяет

свои потребности: физиологические, эмоционально-коммуникативные, ду-

ховные, познавательные и др. Таким образом, сотрудничество в контексте

нашей темы мы определим как систему взаимоотношений педагога и семьи,

представленную целями, задачами, формами и методами работы.

Партнерство – форма организации деятельности сторон, созданная на осно-

ве взаимных договоренностей, включающих права, обязанности, ответствен-

ность. Данное определение прекрасно характеризует суть понятия примени-

тельно к теме нашего разговора. В соответствии с положениями федерально-

го государственного образовательного стандарта дошкольная образователь-

ная организация призвана: обеспечить психолого-педагогическую поддержку

семьи; содействовать повышению компетентности родителей; помочь семье

в воспитании и образовании ребенка; создать условия для участия родителей

в образовательной деятельности ДОО. Возьмем за основу рассмотренные по-

нятия и попытаемся выстроить на этих трех китах эффективную систему под

названием «Педагог–ребенок–родитель», представив их в виде блоков.

1-й блок. Партнерство

Цель. Определение прав и обязанностей педагогов и родителей в совместном

решении задач всестороннего развития детей в условиях семьи и дошкольной

образовательной организации.

Задачи. Познакомить родителей с основными законодательными актами в

области семейного воспитания, системы образования (Закон «Об образова-

нии в РФ», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав

ребенка и др.). Определить и закрепить права и обязанности педагогов и ро-

дителей по воспитанию, развитию и образованию дошкольников на период

посещения дошкольной организации.

Направления и формы работы

1. Диагностическое направление:

 анкетирование «Роль семьи и образовательной организации в развитии ре-

бенка».

2. Информационное направление:

 папка-передвижка «Законодательные основы современного семейного и

общественного воспитания»;

 информационный материал на сайте ДОО «Законодательные основы

современного семейного и общественного воспитания»;

 буклеты «Права ребенка в современном мире», «Роль семьи в формирова-

нии личности», «Роль отца в семейном воспитании», «Преемственность по-

колений в семейном воспитании»;

 тематические стенды (ширмы) «Задачи семьи по социализации ребенка

младшего (старшего) возраста», «Что должны знать родители о подготовке к

школе в семье», «Задачи семьи по речевому и коммуникативному развитию

дошкольника», «Физическое развитие ребенка в семье», «Родителям – о по-

знавательном развитии ребенка трех–четырех (4–5, 5–6, 6–7) лет в семье»,

«Семья на страже детского здоровья».

3. Рекламное направление:

 открытые просмотры различных видов образовательного взаимодействия

педагога с дошкольниками;

 выставки детского творчества;

 фотоотчеты, видеоролики (на сайте, с помощью электронной фоторамки);

 дни открытых дверей.

4. Мероприятия для родителей:

 коллоквиум «Воспитание и образование дошкольника: права и обязанно-

сти педагогов и родителей»;

 деловая игра «Я – лучший родитель»;

 семинар «Мастера воспитания: педагогика сотрудничества»;

 деловая игра «На защите прав ребенка»;

 тренинг педагогического общения.

5. Совместные мероприятия:

 конкурс плаката «Права ребенка в картинках»;

 конкурс проектных работ «Моя семья»;

 конкурс на лучший коллаж «Воспитание в нашей семье».

2-й блок. Сотрудничество

Цель.

Формулирование задач совместной деятельности, определение ее

направлений, а также форм и методов реализации.

Задачи. Изучить представления родителей о задачах и содержании воспита-

ния и образования детей дошкольного возраста. Определить: задачи совмест-

ной работы педагогов и родителей по реализации основных направлений раз-

вития и образования дошкольников, направления и формы реализации по-

ставленных задач, формы определения и представления промежуточных и

итоговых результатов совместной работы.

Направления и формы работы

1. Диагностическое направление:

 родительское сочинение «История о том, как мы вместе воспитаем моего

ребенка»;

 подгрупповые и индивидуальные беседы с родителями о возможных

направлениях совместной деятельности;

 почтовый ящик для вопросов, пожеланий, замечаний по совместной дея-

тельности.

2. Информационное направление:

 информационная папка-передвижка «Наши общие задачи»;

 стенд «Работаем вместе над…» (по текущим задачам);

 стенд «Наши общие достижения».

3. Рекламное направление:

 выставки семейного творчества;

 фотоотчеты, видеоролики (на сайте, с помощью электронной фото-рамки,

в интернет-пространстве).

4. Мероприятия для родителей:

 коллоквиум «Педагог и семья: решаем общие задачи»;

 тренинг «Мы – команда»;

 круглый стол «Что такое доверие».

5. Совместные мероприятия:

 создание Свода честных правил «Педагог–ребенок–родитель» (в котором

будут отражены результаты поставленных в данном блоке задач);

 конкурс на лучшую символику группы;

 конкурсы «А ну-ка, папы!», «А ну-ка, мамы!», «Гостиная для бабушек и

дедушек»;

 фотовыставка «Семейное счастье».

3-й блок. Взаимодействие

Цель. Выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений в системе «се-

мья– ребенок–педагог».

Задачи. Построить комплексную систему взаимодействия на основе постав-

ленных целей, задач, направлений в соответствии со спецификой группы,

особенностями контингента детей. Создать условия для повышения воспита-

тельного потенциала семьи, повышения родительской компетентности в во-

просах развития дошкольников, укрепления их здоровья.

Направления и формы работы

1. Диагностическое направление:

 тематическое анкетирование (в соответствии с воспитательно-образова-

тельными задачами данной возрастной группы);

 письменный опрос «Наши достижения и трудности в семейном воспита-

нии»;

 другие формы изучения семьи.

2. Информационное направление:

 информационный материал (папка-передвижка, стенд, ширма) «Ваш ребе-

нок … лет»;

 стенд «Для семейного чтения»;

 «Родительская библиотека»: тематические выставки книг, статей, букле-

тов;  размещение информационных материалов на сайте образовательной

организации;

 обмен информацией с помощью ИКТ-средств (электронная почта,

WhatsApp, Viber, Skype и др.).

3. Рекламное направление:

 Неделя дошколенка (в ходе которой родители могут посмотреть любую

форму детской деятельности в любой возрастной группе, у любого воспита-

теля).

4. Мероприятия для родителей:

 родительские собрания (в соответствии с возрастной группой).

 индивидуальные консультации (по запросу).

 групповые и подгрупповые консультации (по запросам).

5. Совместные мероприятия:

 физкультурно-оздоровительной направленности: «Папа, мама, я – спортив-

ная семья», «Подари игру», «Веселые старты»;

 познавательной направленности: «Интеллектуальный марафон», «Конкурс

проектов»;



художественно-эстетической

направленности:

«Вечер

литературных

инсценировок», «Конкурс чтецов», «Конкурс семейных творческих работ»,

«Музыкально-поэтическая гостиная», «Музыкальный салон» и др.

Следует подчеркнуть, что деление на блоки условно, содержание каждого

из них интегрируется в остальное. Кроме того, указанные формы и тематика

мероприятий представлены в качестве примера и могут варьироваться в зави-

симости от специфики ДОО, возрастной группы и др.



В раздел образования