Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнёрство"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Из опыта работы
«Семья как субъект образовательных отношений: взаи-
модействие, сотрудничество, партнёрство»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2024
Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта не-
оспоримая прописная истина знакома любому педагогу – как опытному, так
и начинающему. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, ка-
кой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной,
единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Си-
туация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родитель-
ской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной лично-
сти, готовой к жизни в социуме. Современные педагоги порой сталкиваются
с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят свое чадо в
детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль закан-
чивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специали-
стам по дошкольному образованию. ии
Но прежде чем говорить о направлениях и содержании работы, о возни-
кающих трудностях, выделим принципиальное положение: эффективно по-
строить работу в данном направлении возможно только при условии приня-
тия педагогом семьи как субъекта образовательных отношений, поскольку
термин «работа с родителями» остался в прошлом. Субъект – это активный
участник какой-либо совместной деятельности, в процессе которой он само-
реализуется.
Взаимодействие, согласно общепринятому определению, понимается как
непосредственная или опосредованная связь нескольких объектов в некий
вид целостности, зачастую совершенно нового вида. Являясь универсальной
формой движения, взаимодействие определяет существование и структурную
организацию любой системы. Это на первый взгляд философское определе-
ние как нельзя лучше раскрывает сущность рассматриваемой проблемы: вза-
имосвязь общественного и семейного воспитания осуществляется как непо-
средственно – в ходе повседневного общения, так и опосредованно – через
различные источники информированиясс(сайт образовательной организации,
наглядные формы, тематическая справочная литература, предлагаемая семье
педагогом для ознакомления, и др.). Новый вид целостности тоже имеет ме-
сто – ребенок воспитывался в семье, а с момента поступления в группу стал
вместе со своими родителями участником новой системы под названием
«детский сад и семья». И наконец, понимая взаимодействие как движение
вперед, мы можем и должны определить форму существования и структуру
данного процесса. Взаимодействие всегда характеризуется согласованностью
и слаженностью действий. Исходя из вышесказанного, взаимодействие мы
будем понимать как целостную систему «семья–ребенок–педагог», в которой
каждый участник является равноправным субъектом общения. Поскольку
речь идет о взаимодействии в образовательном процессе, следует учитывать
его двусторонний характер: а) функционально-ролевая сторона – подразуме-
вается, что все стороны понимают и принимают функции друг друга; б) лич-
ностная – предполагается обоюдное признание индивидуальности и неповто-
римости каждого.
Таким образом:
педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и разви-
тии дошкольника, иметь четкую установку на то, что семья каждого воспи-
танника уникальна, неповторима и самоценна;
родители должны четко осознавать роль дошкольной образовательной ор-
ганизации в развитии личности ребенка; принимать педагога как личность,
уважать его интересы.
Сотрудничество, согласно общепринятому определению, – это комплекс
взаимовыгодных отношений нескольких субъектов. Педагог нацелен на ре-
шение задач образовательной программы, удовлетворение социального
запроса на образовательные услуги, обеспечение своих профессиональных
потребностей. Родитель стремится обеспечить своему ребенку возможность
для гармоничного, всестороннего развития, повысить свой воспитательный
потенциал и педагогическую компетентность. Ребенок дошкольного возрас-
та, взаимодействуя с родителем, педагогом, сверстниками, удовлетворяет
свои потребности: физиологические, эмоционально-коммуникативные, ду-
ховные, познавательные и др. Таким образом, сотрудничество в контексте
нашей темы мы определим как систему взаимоотношений педагога и семьи,
представленную целями, задачами, формами и методами работы.
Партнерство – форма организации деятельности сторон, созданная на осно-
ве взаимных договоренностей, включающих права, обязанности, ответствен-
ность. Данное определение прекрасно характеризует суть понятия примени-
тельно к теме нашего разговора. В соответствии с положениями федерально-
го государственного образовательного стандарта дошкольная образователь-
ная организация призвана: обеспечить психолого-педагогическую поддержку
семьи; содействовать повышению компетентности родителей; помочь семье
в воспитании и образовании ребенка; создать условия для участия родителей
в образовательной деятельности ДОО. Возьмем за основу рассмотренные по-
нятия и попытаемся выстроить на этих трех китах эффективную систему под
названием «Педагог–ребенок–родитель», представив их в виде блоков.
1-й блок. Партнерство
Цель. Определение прав и обязанностей педагогов и родителей в совместном
решении задач всестороннего развития детей в условиях семьи и дошкольной
образовательной организации.
Задачи. Познакомить родителей с основными законодательными актами в
области семейного воспитания, системы образования (Закон «Об образова-
нии в РФ», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав
ребенка и др.). Определить и закрепить права и обязанности педагогов и ро-
дителей по воспитанию, развитию и образованию дошкольников на период
посещения дошкольной организации.
Направления и формы работы
1. Диагностическое направление:
анкетирование «Роль семьи и образовательной организации в развитии ре-
бенка».
2. Информационное направление:
папка-передвижка «Законодательные основы современного семейного и
общественного воспитания»;
информационный материал на сайте ДОО «Законодательные основы
современного семейного и общественного воспитания»;
буклеты «Права ребенка в современном мире», «Роль семьи в формирова-
нии личности», «Роль отца в семейном воспитании», «Преемственность по-
колений в семейном воспитании»;
тематические стенды (ширмы) «Задачи семьи по социализации ребенка
младшего (старшего) возраста», «Что должны знать родители о подготовке к
школе в семье», «Задачи семьи по речевому и коммуникативному развитию
дошкольника», «Физическое развитие ребенка в семье», «Родителям – о по-
знавательном развитии ребенка трех–четырех (4–5, 5–6, 6–7) лет в семье»,
«Семья на страже детского здоровья».
3. Рекламное направление:
открытые просмотры различных видов образовательного взаимодействия
педагога с дошкольниками;
выставки детского творчества;
фотоотчеты, видеоролики (на сайте, с помощью электронной фоторамки);
дни открытых дверей.
4. Мероприятия для родителей:
коллоквиум «Воспитание и образование дошкольника: права и обязанно-
сти педагогов и родителей»;
деловая игра «Я – лучший родитель»;
семинар «Мастера воспитания: педагогика сотрудничества»;
деловая игра «На защите прав ребенка»;
тренинг педагогического общения.
5. Совместные мероприятия:
конкурс плаката «Права ребенка в картинках»;
конкурс проектных работ «Моя семья»;
конкурс на лучший коллаж «Воспитание в нашей семье».
2-й блок. Сотрудничество
Цель.
Формулирование задач совместной деятельности, определение ее
направлений, а также форм и методов реализации.
Задачи. Изучить представления родителей о задачах и содержании воспита-
ния и образования детей дошкольного возраста. Определить: задачи совмест-
ной работы педагогов и родителей по реализации основных направлений раз-
вития и образования дошкольников, направления и формы реализации по-
ставленных задач, формы определения и представления промежуточных и
итоговых результатов совместной работы.
Направления и формы работы
1. Диагностическое направление:
родительское сочинение «История о том, как мы вместе воспитаем моего
ребенка»;
подгрупповые и индивидуальные беседы с родителями о возможных
направлениях совместной деятельности;
почтовый ящик для вопросов, пожеланий, замечаний по совместной дея-
тельности.
2. Информационное направление:
информационная папка-передвижка «Наши общие задачи»;
стенд «Работаем вместе над…» (по текущим задачам);
стенд «Наши общие достижения».
3. Рекламное направление:
выставки семейного творчества;
фотоотчеты, видеоролики (на сайте, с помощью электронной фото-рамки,
в интернет-пространстве).
4. Мероприятия для родителей:
коллоквиум «Педагог и семья: решаем общие задачи»;
тренинг «Мы – команда»;
круглый стол «Что такое доверие».
5. Совместные мероприятия:
создание Свода честных правил «Педагог–ребенок–родитель» (в котором
будут отражены результаты поставленных в данном блоке задач);
конкурс на лучшую символику группы;
конкурсы «А ну-ка, папы!», «А ну-ка, мамы!», «Гостиная для бабушек и
дедушек»;
фотовыставка «Семейное счастье».
3-й блок. Взаимодействие
Цель. Выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений в системе «се-
мья– ребенок–педагог».
Задачи. Построить комплексную систему взаимодействия на основе постав-
ленных целей, задач, направлений в соответствии со спецификой группы,
особенностями контингента детей. Создать условия для повышения воспита-
тельного потенциала семьи, повышения родительской компетентности в во-
просах развития дошкольников, укрепления их здоровья.
Направления и формы работы
1. Диагностическое направление:
тематическое анкетирование (в соответствии с воспитательно-образова-
тельными задачами данной возрастной группы);
письменный опрос «Наши достижения и трудности в семейном воспита-
нии»;
другие формы изучения семьи.
2. Информационное направление:
информационный материал (папка-передвижка, стенд, ширма) «Ваш ребе-
нок … лет»;
стенд «Для семейного чтения»;
«Родительская библиотека»: тематические выставки книг, статей, букле-
тов; размещение информационных материалов на сайте образовательной
организации;
обмен информацией с помощью ИКТ-средств (электронная почта,
WhatsApp, Viber, Skype и др.).
3. Рекламное направление:
Неделя дошколенка (в ходе которой родители могут посмотреть любую
форму детской деятельности в любой возрастной группе, у любого воспита-
теля).
4. Мероприятия для родителей:
родительские собрания (в соответствии с возрастной группой).
индивидуальные консультации (по запросу).
групповые и подгрупповые консультации (по запросам).
5. Совместные мероприятия:
физкультурно-оздоровительной направленности: «Папа, мама, я – спортив-
ная семья», «Подари игру», «Веселые старты»;
познавательной направленности: «Интеллектуальный марафон», «Конкурс
проектов»;
художественно-эстетической
направленности:
«Вечер
литературных
инсценировок», «Конкурс чтецов», «Конкурс семейных творческих работ»,
«Музыкально-поэтическая гостиная», «Музыкальный салон» и др.
Следует подчеркнуть, что деление на блоки условно, содержание каждого
из них интегрируется в остальное. Кроме того, указанные формы и тематика
мероприятий представлены в качестве примера и могут варьироваться в зави-
симости от специфики ДОО, возрастной группы и др.