Автор: Балацкая Лилиана Григорьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ №5 "Теремок"
Населённый пункт: г. Ковдор, Мурманская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развивающие тематические альбомы как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта
Раздел: среднее профессиональное
Развивающие тематические альбомы как средство развития
познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта
В процессе развития системы дошкольного воспитания и образования одним из
наиболее
приоритетных
направлений
является
стимулирование
и
активизация
познавательной деятельности детей.
Познавательная
активность
представляет
собой
ключевой
фактор,
детерминирующий развитие ребенка, в особенности на этапе дошкольного онтогенеза. Для
детей с интеллектуальными нарушениями и особенностями психофизического развития
активизация
познавательной
сферы
приобретает
особую
значимость,
поскольку
способствует преодолению ограничений и трудностей в процессе обучения, обусловленных
спецификой их развития и функционирования высших психических функций. Одним из
наиболее
эффективных средств
развития
познавательной активности дошкольников с
нарушением
интеллекта
являются
развивающие тематические
альбомы. Тематические
альбомы
представляют
собой
специально
организованный
комплекс
дидактических
материалов, объединенных определенной темой и направленных на формирование у детей
знаний, умений и навыков в той или иной области.
Теоретической
основой
применения
развивающих
тематических
альбомов
в
педагогической деятельности с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения,
составляют научные труды таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Я.
Рубинштейн и других исследователей в области психологии и педагогики. В своих работах
они
акцентировали
внимание
на
исключительной
значимости
целенаправленного
педагогического воздействия и специально организованного образовательного процесса
для
полноценного
развития
когнитивной
сферы
детей
с
особыми
образовательными
потребностям.
Использование
развивающих
тематических
альбомов
в
качестве
дидактического
инструмента
позволяет
в
полной
мере
реализовать
принцип
дифференцированного подхода в обучении, учитывая индивидуальные особенности и
потенциальные возможности каждого ребенка, что является необходимым условием для
достижения оптимальных результатов коррекционно-развивающей работы.
Применение
тематических
альбомов
в
работе
с
детьми
с
интеллектуальными
нарушениями позволяет в доступной и увлекательной форме расширять их кругозор,
обогащать
представления
об
окружающем
мире,
развивать
мыслительные
операции
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение),
стимулировать
речевую
активность
и
совершенствовать
коммуникативные
навыки.
Каждый
альбом
включает
в
себя
разнообразные
задания
и
упражнения,
адаптированные
к
возможностям
детей
с
нарушением
интеллекта.
Структура и
содержание
данных дидактических материалов
варьируются в зависимости от возраста детей, уровня их интеллектуального развития и
конкретных
образовательных
задач,
что
позволяет
обеспечить
индивидуальный
и
дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания дошкольников с особыми
образовательными потребностями. Методика работы с развивающими тематическими
альбомами
предполагает
систематическое
и
последовательное
использование
предложенных
материалов
в
процессе
коррекционно-развивающих
занятий.
Педагог,
учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирает соответствующие
задания и упражнения, обеспечивая тем самым постепенное развитие познавательных
процессов. Важным условием эффективности работы является создание положительного
эмоционального
фона,
использование
игровых
приемов
и
методов
стимулирования
познавательной активности дошкольников.
Для достижения максимальной результативности коррекционно-развивающей работы с
использованием
тематических
альбомов,
необходимо
учитывать
ряд
ключевых
рекомендаций при их разработке. Прежде всего, содержание и сложность заданий должны
быть
адаптированы
к
текущему
уровню
когнитивного
развития
ребенка
с
интеллектуальными
нарушениями,
что
позволит
обеспечить
успешное
выполнение
упражнений и поддержать мотивацию к обучению. Включение в дизайн альбома ярких
цветовых
акцентов
и
простых
геометрических
форм
способствует
привлечению
и
удержанию внимания ребенка, а также улучшает концентрацию на выполняемых заданиях.
Применение
в
упражнениях
хорошо
знакомых
ребенку
предметов
и
ситуаций
из
повседневной жизни облегчает понимание инструкций и улучшает качество выполнения
познавательных
задач.
Для
более
эффективной обработки
информации
и
улучшения
процесса запоминания, в дополнение к визуальным и текстовым элементам в альбоме,
целесообразно
включать
интерактивные
компоненты,
стимулирующие
тактильное
восприятие и мелкую моторику. Такие элементы, как кубики различных форм и размеров,
пирамидки,
колокольчики
с
приятным
звучанием,
фигурки
животных
и
куклы,
способствуют
активному
вовлечению
ребенка
в
процесс
обучения
через
игру
и
исследование.
Кроме
того,
добавление
в
альбом
деталей,
требующих
манипуляций,
например, пуговиц, молний, шнуровок и застежек-липучек, не только развивает мелкую
моторику, но и помогает установить прочные ассоциативные связи между изучаемым
материалом и сенсорным опытом. Подобный мультисенсорный подход к организации
обучающего пространства альбома способствует более глубокой переработке информации
и
прочному
закреплению
полученных
знаний
в
долговременной
памяти
ребенка.
Вариативность типов познавательных заданий позволяет предотвратить монотонность и
снижение
познавательной
активности,
стимулируя
различные
аспекты
когнитивного
развития
ребенка.
Для обеспечения
правильности понимания инструкций и
точности
выполнения заданий, рекомендуется осуществлять совместную проверку результатов с
ребенком после завершения каждого упражнения. Своевременное поощрение ребенка за
успешное выполнение заданий альбома создает позитивные ассоциации с познавательной
активностью и усиливает внутреннюю мотивацию к обучению.
В ходе нашего исследования были разработаны тематические альбомы по темам:
дикие и домашние птицы, дикие и домашние животные, посуда, продукты питания и др.
Данные дидактические разработки представлены в приложение (тематический альбом
«Зима. Зимние забавы»). Представленные в альбомах тематические разработки включают
в
себя
разнообразные
задания
и
игры,
направленные
на
комплексное
развитие
интеллектуальных способностей дошкольников с особенностями развития. В альбомы
вошли такие упражнения, как пальчиковая и дыхательная гимнастики, способствующие
развитию
мелкой
моторики
и
улучшению
дыхания;
гимнастика
для
мозга
(нейрогимнастика),
стимулирующая
работу
головного
мозга;
задания
на
развитие
графомоторных навыков, необходимых для подготовки к письму; загадки и лабиринты,
развивающие
логическое
мышление
и
пространственное
восприятие;
упражнения
на
освоение
счёта
и
цифр
до
10;
задания
для
развития
эмоционального
интеллекта,
помогающие
детям
лучше
понимать
свои
эмоции
и
эмоции
окружающих;
а
также
упражнения на понимание и развитие речи, внимания, памяти и мышления. Для удобства
использования
материалов
занятия
подробно
расписаны
и
снабжены
развёрнутыми
комментариями и советами, что позволяет педагогам и родителям эффективно применять
предложенные задания и игры в работе с детьми, имеющими особые потребности. Альбомы
предназначены для детей с интеллектуальными нарушениями.
Таким
образом,
развивающие
тематические
альбомы
являются
эффективным
средством развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта.
Их
использование
в
коррекционно-развивающей
работе
позволяет
учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать постепенное усложнение
материала и способствует формированию необходимых умений и навыков. Дальнейшее
совершенствование
и
внедрение
развивающих
тематических
альбомов
в
практику
дошкольного
образования
будет
способствовать
повышению
качества
обучения
и
воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Литература:
1.
Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Выготский
Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 41–531
2.
Выготский Л. С. Педагогическая психология (Глава XV. Ненормальное поведение)
// Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 71–81
3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. // Санкт-Петербург: Питер, 2018.-713с
4.
Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Метод.
пособие / Г.И. Филипповых и др.; под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. – М.:
Логомаг, 2013. –247 с.
5.
Е.А.
Стребелева,
Е.А.
Воспитание
и
обучение
детей
дошкольного
возраста
с
нарушением интеллекта. – Волгоград: Парадигма, 2012. – 256 с. 41
6.
Екжанова,
Е.А.,
Стребелева,
Е.А.
Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение,
2005. – 272 с.
7.
Гришвина,
А.В.,
Пузыревская,
Е.Я.,
Сочеванова,
Е.В.
Игры-занятия
с
детьми
раннего
возраста
с
нарушениями
умственного
и
речевого
развития:
Кн.
для
логопеда. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988 г.– 93 с.
8.
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:
Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Инфра-М, 2019.
– 158 с.
9.
Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых
дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.