Напоминание

Развивающие тематические альбомы как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта


Автор: Балацкая Лилиана Григорьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ №5 "Теремок"
Населённый пункт: г. Ковдор, Мурманская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развивающие тематические альбомы как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развивающие тематические альбомы как средство развития

познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта

В процессе развития системы дошкольного воспитания и образования одним из

наиболее

приоритетных

направлений

является

стимулирование

и

активизация

познавательной деятельности детей.

Познавательная

активность

представляет

собой

ключевой

фактор,

детерминирующий развитие ребенка, в особенности на этапе дошкольного онтогенеза. Для

детей с интеллектуальными нарушениями и особенностями психофизического развития

активизация

познавательной

сферы

приобретает

особую

значимость,

поскольку

способствует преодолению ограничений и трудностей в процессе обучения, обусловленных

спецификой их развития и функционирования высших психических функций. Одним из

наиболее

эффективных средств

развития

познавательной активности дошкольников с

нарушением

интеллекта

являются

развивающие тематические

альбомы. Тематические

альбомы

представляют

собой

специально

организованный

комплекс

дидактических

материалов, объединенных определенной темой и направленных на формирование у детей

знаний, умений и навыков в той или иной области.

Теоретической

основой

применения

развивающих

тематических

альбомов

в

педагогической деятельности с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения,

составляют научные труды таких ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Я.

Рубинштейн и других исследователей в области психологии и педагогики. В своих работах

они

акцентировали

внимание

на

исключительной

значимости

целенаправленного

педагогического воздействия и специально организованного образовательного процесса

для

полноценного

развития

когнитивной

сферы

детей

с

особыми

образовательными

потребностям.

Использование

развивающих

тематических

альбомов

в

качестве

дидактического

инструмента

позволяет

в

полной

мере

реализовать

принцип

дифференцированного подхода в обучении, учитывая индивидуальные особенности и

потенциальные возможности каждого ребенка, что является необходимым условием для

достижения оптимальных результатов коррекционно-развивающей работы.

Применение

тематических

альбомов

в

работе

с

детьми

с

интеллектуальными

нарушениями позволяет в доступной и увлекательной форме расширять их кругозор,

обогащать

представления

об

окружающем

мире,

развивать

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение),

стимулировать

речевую

активность

и

совершенствовать

коммуникативные

навыки.

Каждый

альбом

включает

в

себя

разнообразные

задания

и

упражнения,

адаптированные

к

возможностям

детей

с

нарушением

интеллекта.

Структура и

содержание

данных дидактических материалов

варьируются в зависимости от возраста детей, уровня их интеллектуального развития и

конкретных

образовательных

задач,

что

позволяет

обеспечить

индивидуальный

и

дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания дошкольников с особыми

образовательными потребностями. Методика работы с развивающими тематическими

альбомами

предполагает

систематическое

и

последовательное

использование

предложенных

материалов

в

процессе

коррекционно-развивающих

занятий.

Педагог,

учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирает соответствующие

задания и упражнения, обеспечивая тем самым постепенное развитие познавательных

процессов. Важным условием эффективности работы является создание положительного

эмоционального

фона,

использование

игровых

приемов

и

методов

стимулирования

познавательной активности дошкольников.

Для достижения максимальной результативности коррекционно-развивающей работы с

использованием

тематических

альбомов,

необходимо

учитывать

ряд

ключевых

рекомендаций при их разработке. Прежде всего, содержание и сложность заданий должны

быть

адаптированы

к

текущему

уровню

когнитивного

развития

ребенка

с

интеллектуальными

нарушениями,

что

позволит

обеспечить

успешное

выполнение

упражнений и поддержать мотивацию к обучению. Включение в дизайн альбома ярких

цветовых

акцентов

и

простых

геометрических

форм

способствует

привлечению

и

удержанию внимания ребенка, а также улучшает концентрацию на выполняемых заданиях.

Применение

в

упражнениях

хорошо

знакомых

ребенку

предметов

и

ситуаций

из

повседневной жизни облегчает понимание инструкций и улучшает качество выполнения

познавательных

задач.

Для

более

эффективной обработки

информации

и

улучшения

процесса запоминания, в дополнение к визуальным и текстовым элементам в альбоме,

целесообразно

включать

интерактивные

компоненты,

стимулирующие

тактильное

восприятие и мелкую моторику. Такие элементы, как кубики различных форм и размеров,

пирамидки,

колокольчики

с

приятным

звучанием,

фигурки

животных

и

куклы,

способствуют

активному

вовлечению

ребенка

в

процесс

обучения

через

игру

и

исследование.

Кроме

того,

добавление

в

альбом

деталей,

требующих

манипуляций,

например, пуговиц, молний, шнуровок и застежек-липучек, не только развивает мелкую

моторику, но и помогает установить прочные ассоциативные связи между изучаемым

материалом и сенсорным опытом. Подобный мультисенсорный подход к организации

обучающего пространства альбома способствует более глубокой переработке информации

и

прочному

закреплению

полученных

знаний

в

долговременной

памяти

ребенка.

Вариативность типов познавательных заданий позволяет предотвратить монотонность и

снижение

познавательной

активности,

стимулируя

различные

аспекты

когнитивного

развития

ребенка.

Для обеспечения

правильности понимания инструкций и

точности

выполнения заданий, рекомендуется осуществлять совместную проверку результатов с

ребенком после завершения каждого упражнения. Своевременное поощрение ребенка за

успешное выполнение заданий альбома создает позитивные ассоциации с познавательной

активностью и усиливает внутреннюю мотивацию к обучению.

В ходе нашего исследования были разработаны тематические альбомы по темам:

дикие и домашние птицы, дикие и домашние животные, посуда, продукты питания и др.

Данные дидактические разработки представлены в приложение (тематический альбом

«Зима. Зимние забавы»). Представленные в альбомах тематические разработки включают

в

себя

разнообразные

задания

и

игры,

направленные

на

комплексное

развитие

интеллектуальных способностей дошкольников с особенностями развития. В альбомы

вошли такие упражнения, как пальчиковая и дыхательная гимнастики, способствующие

развитию

мелкой

моторики

и

улучшению

дыхания;

гимнастика

для

мозга

(нейрогимнастика),

стимулирующая

работу

головного

мозга;

задания

на

развитие

графомоторных навыков, необходимых для подготовки к письму; загадки и лабиринты,

развивающие

логическое

мышление

и

пространственное

восприятие;

упражнения

на

освоение

счёта

и

цифр

до

10;

задания

для

развития

эмоционального

интеллекта,

помогающие

детям

лучше

понимать

свои

эмоции

и

эмоции

окружающих;

а

также

упражнения на понимание и развитие речи, внимания, памяти и мышления. Для удобства

использования

материалов

занятия

подробно

расписаны

и

снабжены

развёрнутыми

комментариями и советами, что позволяет педагогам и родителям эффективно применять

предложенные задания и игры в работе с детьми, имеющими особые потребности. Альбомы

предназначены для детей с интеллектуальными нарушениями.

Таким

образом,

развивающие

тематические

альбомы

являются

эффективным

средством развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта.

Их

использование

в

коррекционно-развивающей

работе

позволяет

учитывать

индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать постепенное усложнение

материала и способствует формированию необходимых умений и навыков. Дальнейшее

совершенствование

и

внедрение

развивающих

тематических

альбомов

в

практику

дошкольного

образования

будет

способствовать

повышению

качества

обучения

и

воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

1.

Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Выготский

Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 41–531

2.

Выготский Л. С. Педагогическая психология (Глава XV. Ненормальное поведение)

// Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – С. 71–81

3.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. // Санкт-Петербург: Питер, 2018.-713с

4.

Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Метод.

пособие / Г.И. Филипповых и др.; под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. – М.:

Логомаг, 2013. –247 с.

5.

Е.А.

Стребелева,

Е.А.

Воспитание

и

обучение

детей

дошкольного

возраста

с

нарушением интеллекта. – Волгоград: Парадигма, 2012. – 256 с. 41

6.

Екжанова,

Е.А.,

Стребелева,

Е.А.

Коррекционно-развивающее

обучение

и

воспитание.

Программа

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение,

2005. – 272 с.

7.

Гришвина,

А.В.,

Пузыревская,

Е.Я.,

Сочеванова,

Е.В.

Игры-занятия

с

детьми

раннего

возраста

с

нарушениями

умственного

и

речевого

развития:

Кн.

для

логопеда. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988 г.– 93 с.

8.

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями:

Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Инфра-М, 2019.

– 158 с.

9.

Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых

дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.



В раздел образования