Автор: Белова Ольга Владимировна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "Елизовская средняя школа №3"
Населённый пункт: город Елизово
Наименование материала: статья по теме "Настаничество"
Тема: Опыт работы наставничества по модели "учитель-учитель"
Раздел: среднее образование
Опыт работы наставничества по модели «учитель-учитель»
Сегодня в современной педагогической практике всё большее внимание уделяется
такому явлению, как наставничество. Наставничество — это важный инструмент в
образовательном процессе, обеспечивающий поддержку и наставления молодым
специалистам или малоопытным. Его цель – помочь новым педагогам успешно
адаптироваться в профессиональной среде, развивать педагогические навыки и
умения. Задачи наставничества могут включать содействие профессиональному росту,
предоставление обратной связи и менторство (способ неформального обучения).
Наставничество
понимается
как
адресное,
мобильное,
эффективное
обучение,
консультирование, поддержка и сопровождение педагога более опытным коллегой.
Формы наставничества педагогических работников:
-педагог-педагог;
-руководитель-педагог;
-социальный партнер-педагог ОО.
Виды наставничества:
-традиционное;
-реверсивное (предполагает не односторонний поток информации, а двусторонний
обмен знаниями и опытом профессионалов разных поколений);
-партнерское
(подразумевает
взаимодействие
между
субъектами,
имеющими
одинаковое положение, одинаковый статус, специалистах примерно одного возраста и
стажа)
-групповое (форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой
наставляемых одновременно (от двух и более человек). Реализуется в процессе работы
наставника с группой педагогов, испытывающими схожие затруднения.)
-виртуальное (дистанционная форма организации наставничества с использованием
информационно-коммуникационных
технологий,
таких
как
видеоконференции,
платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн- сообщества,
тематические интернет-порталы и др.)
-краткосрочное
-ситуационное
- скоростное (это однократные встречи сотрудников с наставником более высокого
уровня
или
специалистом
по
развитию
персонала
с
целью
построения
взаимоотношений с другими людьми, объединенными общими проблемами и
интересами.)
- комплекс видов
Направления реализуемых персонализированных программ наставничества:
сопровождение молодого педагога;
преодоление профессиональных затруднений педагога;
сопровождение педагога в конкурсном движении;
сопровождение педагога в процессе аттестации;
сопровождение педагога при переходе на новую должность;
сопровождение педагога при переходе на новое место работы
Кто привлекается в качестве наставника:
сотрудник своей образовательной организации.
Условия, созданные в образовательной организации для продуктивной работы
наставнических пар.
1.
Кадровые условия
2.
Организационно-методические и организационно-педагогические условия и
ресурсы включают:
подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс
наставничества педагогических работников;
разработку персонализированных программ наставнической деятельности;
оказание
консультационной
и
методической
помощи
наставникам
и
наставляемым
в
разработке
перечня
мероприятий
дорожной
карты
по
реализации персонализированных программ наставничества;
изучение,
обобщение
и
распространение
положительного
опыта
работы
наставников,
обмен
инновационным
опытом
в
сфере
наставничества
педагогических работников;
координирование
вертикальных
и
горизонтальных
связей
в
управлении
наставнической деятельностью;
осуществление мониторинга результатов наставнической деятельности.
3.
Материально-технические условия:
для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников
и наставляемых выделены кабинеты;
для размещения информации по наставничеству педагогических работников
созданы чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях;
широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;
другие материально-технические ресурсы.
4.
Финансово-экономические условия:
В настоящий момент в школу приходят два типа учителей математики:
-приезжие
с
материка,
уже
достаточно
опытные
педагоги,
имеющие
педагогический стаж, но испытывающие трудности
с адаптацией с новым
коллективом.
-педагоги, пришедшие из других профессий, прошедшие переподготовку, в
основном дистанционную. Они испытывают трудности с адаптацией к новым
условиям трудовой деятельности.
Трудности наставников:
-загруженность (большое количество часов, отчетов, классное руководство,
внеурочная деятельность, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторство)
С чем сталкиваются педагоги в школе:
- низкая заработная плата;
-родители (они могут делать замечания по поводу и без, общение 24/7, если не
отвечают обижаются и жалуются руководству, контроль учителя).
-чаты и группы школы.
-много бумажной работы (списки учеников, ОВЗ, мигрантов, журналы посещений,
питание, рассылка результатов (индивидуальная), передавать через общие чаты
нельзя, защита персональных данных, заполнение отчетов, дневников наблюдений,
листов уведомлений родителей, планов работы, сетевой город.
Помощь наставника:
-помощь в ориентировании по школе (экскурсия, познакомить с коллегами)
-анкетирование?
-установить комфортные отношения. Предполагается помощь психолога, но чаще
всего он загружен работой с детьми, особенно если школа не большая.
-посещение уроков наставляемого и наставника и опытных учителей.
-Помощь: методическая (на уроках, современные образовательные технологии,
материалы, контрольно-измерительные материалы)
С родителями (создание групп, установление правил общения, правил
общения с родителями)
Вовлечение в профессиональные сообщества, конкурсы.