Автор: Ольга Сергеевна Пичкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Фокинская СОШ №2"
Населённый пункт: город Фокино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приёмы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Проект
« Методы и формы использования
словарных слов на уроках русского языка в
начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ « Фокинская СОШ № 2»
Пичкова Ольга Сергеевна
2019 уч. г
Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов
Купайся ежечасно.
Актуальность проекта
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе
приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников
школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя
используют разнообразные методы и приёмы. И каждый педагог знает, с каким
трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного
повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в
словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется
орфографическим правилам. Изучение так называемых словарных слов в
начальной школе строится на основе традиционного принципа русской
орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у
школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную,
тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным,
познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность
детей перед словарным диктантом.
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только
обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия
психологически безопасного учебного взаимодействия, т.е. будут иметь
здоровьесберегающий контекст.
Цель проекта:
разработать методический материал для словарной работы на
уроках русского языка по повышению орфографической зоркости
при работе со словарными словами.
Задачи проекта:
1.Определить содержание и условия словарной работы
на уроках русского языка в начальной школе;
2.Выявить эффективные способы запоминания и
правописания словарных слов;
3. Обобщить методику словарной работы и разработать
разнообразные виды заданий для работы со словарными
словами на уроках русского языка
Работа со словами с непроверяемыми написаниями
проходит в три этапа:
•
I. Предъявление нового слова.
•
II. Работа над запоминанием правописания слова, включение его
в активный словарь младшего школьника.
•
III. Проверка уровня усвоения правописания слов с
непроверяемыми орфограммами.
I этап.
Предъявление нового слова.
Способы предъявления нового слова:
- чтение загадки, отгадывание ее обучающимися;
- рассматривание предметной картинки;
- описание признаков предмета.
1. Отгадывание загадки
.
Кто с рогами и хвостом
Пахнет сеном, молоком?
Кто мычит, наевшись травки
Возле дома у канавки?
Кто под вечер
нам парного
Молочка даёт?
•
корова
2. Картинный диктант
яблоко
3. Узнать предмет по описанию
.
Орудие труда с длинной ручкой и плоским
широким концом. Применяется для
рыхления земли.
ЛОПАТА
3. Отгадать ребусы, кроссворды.
5. Предъявление слова- синонима или
антонима.
быстро
конец
справа
медленно
начало
слева
6. Нахождение лишнего слова в
строке
.
Автомобиль, трамвай, урожай, самолёт;
Тетрадь, пенал, телефон, карандаш.
Капуста, помидор, солома, морковь.
8. «Собери слово».
Суб…ота, м…дведь, до…ога, п…сок,
се…одня.
Суббота, медведь, дорога, песок,
сегодня.
БЕРЕГ
9. Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан
первый слог нужного слова. Учащиеся
записывают составленные слова, начинающиеся
на слог «го-»
го- род
реть
ризонт
II этап.
Работа над слуховым образом
словарного слова.
Учащиеся проговаривают слово орфоэпически
правильно, без выделения слогов, определяют в
нём «трудное место». Таким образом,
учащиеся сами ставят орфографическую
задачу.
ЗАЯЦ
Проговаривание слова по слогам
(орфографическое проговаривание
)
ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА
Уточнение лексического значения слова
а) Обращение к толковому словарю
тетрадь
слово произошло от греческого тетро – «сложенный
вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом
ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и
сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре
листа. Именно такими были первые тетради.
б) через контекст(выявление многозначности слов)
гусеницы
Продырявят все листочки,
Все цветочки обгрызут
И по рытвинам да кочкам,
Пушку в битву повезут.
Этимологическая справка
Слово трамвай
Трам Вай
Фамилия человека означает путь
придумавшего тележку
которая ездила по рельсам
Включение нового слова в активный
словарь
А) подбор синонимов и антонимов
Б)подбор однокоренных слов
В)составление словосочетаний
Г)составление предложений
Лиса
Лисонька
Лисёнок
Лисий
Лисичка
лисица
Запоминание правописания
слова
П М И Д О Р
К Р З И Н А
П Р Т Р Е Т
2.Слова ассоциации
гАзета- бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бу
м
А
га
кАрман – дырА
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
мАшина – шинА
сОбака - хвОст
3.Рифмовки-ассоциации
Я лениться не привык,
Я учу родной язык.
Вам советую, друзья:
«Язык» пишите с буквой «Я».
4.Запоминание правописания групп
слов, связанных тематически
РАСТЕНИЯ:
БЕРЕЗА
ЗЕМЛЯНИКА
КАПУСТА
МАЛИНА
МОРКОВЬ
ОСИНА
ЩАВЕЛЬ
ЯБЛОКО
ЯБЛОНЯ
ШКОЛА:
АЛФАВИТ
ДЕЖУРНЫЙ
КАРАНДАШ
КЛАСС
ПЕНАЛ
ТЕТРАДЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИЦА
УЧИТЕЛЬ
ЖИВОТНЫЕ:
ЗАЯЦ
КОРОВА
ЛИСИЦА
ЛЯГУШКА
МЕДВЕДЬ
ОБЕЗЪЯНА
СОБАК
А
ПТИЦЫ:
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СНЕГИРЬ
СОРОКА
ПТИЦЫ:
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СНЕГИРЬ
СОРОКА
5. Разделить слова на слоги
медвежонок, воробей, соловей, заяц,
корова, ворона, лисица, медведь, петух,
медведица, сорока, лягушка, собака.
6. Записать по алфавиту
соловей, ворона, петушок,
петух, воробьиха, сорока,
воронёнок, воробей, ворон,
соловушка, воробушек
Поставь в словах знак ударения,
подчеркни буквы, которые надо
запомнить или проверить
7. Разделить слова на группы
воробей, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, петух,
собака, сорока, соловей.
Подумай, сколько разных вариантов
разделения слов на группы
ты можешь предложить?
Птицы и звери:
воробей
ворона
петух
сорока
соловей
воробей
ворона
петух
сорока
соловей
заяц
корова
лисица
медведь
собака
заяц
корова
лисица
медведь
собака
III этап
Проверка уровня усвоения правописания
слов с непроверяемыми орфограммами
1. Картинный диктант
Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой
последовательности:
называют изображённый предмет;
объясняют правописание слова;
записывают слово;
ставят знак ударения;
выделяют в нём безударную гласную
.
2.Слова с «окошками»
Учитель показывает карточки со словами, с
пропущенной орфограммой.
г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к*
п*нал
3.Выборочный диктант
Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова
по заданному признаку:
–
женского рода ( капуста, огурец, помидор)
–
единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
–
1 склонения (запад, сирень, осина)
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной
гласной.
По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер.
Дежурный следит за порядком в классе.
4.Зрительный диктант
Этапы работы
1)слова
записываются на
доске;
2)выделяются
орфограммы;
3) проговариваются
несколько раз;
4)записываются по
памяти.
Подбор слов
1) слова группируются
по определённой
тематике (карандаш,
пенал, тетрадь)
2) слова группируются
по определённой
орфограмме
(безударная гласная я
заяц, язык,
земляника )
5. Разгадывание кроссворда
з
е
м
л
я
н
и
к
а
г
о
д
а
м
с
д
и
н
а
6. Творческий диктант
Учащимся предлагается заменить определение
одним словом.
главный город России (Москва);
инструмент, которым забивают гвозди
(молоток);
диван, кровать – это…? (мебель)
7. Найди ошибки в словах.
Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий,
досведание, жолтый.
Результативность пед.опыта
Заключение
Словарно - орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с
непроверяемыми написаниями, придается большое значение в начальном курсе грамматики,
правописания и развития речи.
Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. В каждом из последующих
классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и
письменной речи, увеличивается
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и
основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. Чтобы эта работа была
для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.
Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность
приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию
правильного написания. Все описанные приёмы работы со словами, с непроверяемыми
написаниями, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно -
орфографической работы и урока русского языка в целом. А каждый учитель знает: чем
больше слов усвоит ученик, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и
прочнее его знания по всем предметам.
Спасибо
за внимание!