Напоминание

"Сошьем Дуне сарафан"


Автор: Князькина Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8
Населённый пункт: город Володарск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сошьем Дуне сарафан"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД

«Сошьем Дуне сарафан»

Цель:
Знакомство детей с традиционными видами женского рукоделия – прядение и ткачество.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре. - Расширять знания детей о предметах старины, их назначении. - Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха, кудель и др. - Развивать двигательную активность. - Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи - Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.
Предварительная работа:
знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»; чтение рассказа К.Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по содержанию; знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр ( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок», «Ткацкий станок» и др.)
Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие
Цель: закрепить знание детей с предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким станком, рубелем, вальком.

Речевое развитие
Цель: активизировать в речи слова: прялка, прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т.д. Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Социально-коммуникативное развитие
Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Виды деятельности
: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:

1.
Аудиозаписи с русской народной музыкой;
2.
«Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа, моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и т.д. и деревенской утварью.
3.
«Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка, холщовые онучи, суконные онучи, лапти.
Ход НОД(в «уголке русской избы»):
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, гости желанные! Вовремя вы к нам пришли! Заходя в нашу избу, вы оказываетесь в круговороте времени, где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и
как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу. - Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года?
(Ответ детей)
Правильно, осень. Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран, к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что делал?
(Ответы детей)
- Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали, рукодельниц развлекали. Давайте мы с вами посмотрим как все это было происходило. Садитесь, пожалуйста.
(Дети садятся)
- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает волокна
(показ)
и донце, на которое садится пряха
(показ)
. Но для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше кручусь – тем больше становлюсь». Правильно, веретено. Я вам покажу: как надо прясть.
(Показ.)
Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми: лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь.
(Вызов ребенка. Практическая работа)
- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать. - Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать? (
Ответ детей)
Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка». Ей помогала добрая коровушка-матушка.
Вспомните, ребята, как обращалась Крошечка-Хаврошечка к коровушке?
(Ребята вспоминая сказку, отвечают)
- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.) напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать. - Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст – грубую ткань - на специальном станке из дерева, который называется ткацкий станок. (
Показ)
Сначала в стан заправляли нити (
показ)
, потом вручную при помощи челнока протягивали поперечную нить
(показ)
, и движением решетки ее уплотняли
(показ).
Нажимая на педаль, меняли уровни нитей
(показ)
. Так постепенно рождалось полотно.
(Показ)

(Вызов ребенка. Практическая работа)
- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка – Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это 80 кг.
(Ответы детей)

Физкультминутка:


«Уж вы, девицы» Уж вы, девицы, Милые подруженьки! Ты скажи-ка, девица, Расскажи, красавица, Как лен сеют, Как лен сеют, Вот так, вот сяк, Вот и эдак, вот и так! ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за руки. То же самое «дробным» шагом. – сужают круг; – расходятся.
Имитируют движение: «сеяние льна». (в последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют», «чешут», «прядут», «ткут»)

- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое.
(Дать

потрогать).


Стирать руками это полотно было тяжело. И поэтому придумали такой инструмент, как валек. спросить - А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали деревянным вальком.
(Показ)
Так выбивалась грязь. Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку. - Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов инструмент для глажки.
(Ответ детей)
- В давние времена не было железных утюгов и, тем более, электричества. Утюг заменяли скалка и рубель.
(Показ).
Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот таким образом прокатывали.
(Показ. Вызов ребенка.

Практическая работа)
- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка?
(Ответ детей)
- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти.
(Показ

манекена).
А кто шил одежду?
(Ответы детей)
- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет учились рукодельничать.
- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в праздничный русский народный костюм.
(Вызов девочки)
- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой, и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой поверх холщовых наматывались суконные. (
Вызов ребенка)


Все это привязывалось крест-накрест к ноге (
Показ).
Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней. - Ребята, сегодня мы с вами познакомились с предметами старины, которые хранятся в нашей сказочной избе. Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала?
(Ответы детей)
- Из дерева. -А как вы думаете, почему в старину многие инструменты изготовлялись именно из дерева?
(Ответы детей)
- Каждый человек должен был многое уметь делать.
Рефлексия с показом предметов старины:
Чтобы прясть нити – придумал что?
(ответ детей)
Правильно, прялку и веретено, соткать полотно? -
(ответ детей)
, постирать одежду?
(ответ детей)
Скалка и рубель для чего? (
ответ детей)
И все это было сделано из дерева. Самый доступный материал, как известно, было дерево. Каждый предмет имеет свою ценность, потому что
рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать, как это было. Сохраняя предметы старины, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного. - Спасибо вам, ребята, за внимание. До новых встреч!
Список используемой литературы:


Э. Емельянова. Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки шили одежду».- Москва. Мозаика-Синтез, 2012 О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург. Издательство «Детство Пресс».- 2010 И.Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском саду.- Санкт-Петербург. Издательство «Издательство «Детство Пресс».- 2010


В раздел образования