Автор: Князькина Марина Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8 Населённый пункт: город Володарск, Нижегородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Сошьем Дуне сарафан" Раздел: дошкольное образование
Цель: Знакомство детей с традиционными видами женского
рукоделия – прядение и ткачество.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и
народной культуре.
- Расширять знания детей о предметах старины, их
назначении.
- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, пряха,
кудель и др.
- Развивать двигательную активность.
- Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
- Создавать на занятии атмосферу радости от общения с
прошлым.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и
традициями на других занятиях в « уголке русской избы»; чтение
рассказа К.Д Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по
содержанию; знакомство детей с технологией изготовления
крестьянами одежды; чтение русских народных сказок, потешек,
пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской
народной музыки; организация и проведение русских народных игр
( «Заря –заряница», «Горелки» , «Клубок», «Ткацкий станок» и др.)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие Цель: закрепить знание детей с
предметами крестьянского быта: прялкой, веретеном, ткацким
станком, рубелем, вальком.
Речевое развитие Цель: активизировать в речи слова: прялка,
прясть, веретено, ткацкий станок, ткать, рубель, валек и т.д.
Обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками,
потешками.
Социально-коммуникативное развитие Цель: прививать
интерес к культуре родного народа, народным традициям,
русскому фольклору, вызвать атмосферу радости от общения
с прошлым.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-исследовательская, трудовая,
восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование:
1.
Аудиозаписи с русской народной музыкой;
2.
«Уголок русской избы» с предметами быта: прялка, веретено, пряжа,
моток ниток, ткацкий станок, валек, скалка, рубель, угольный утюг и
т.д. и деревенской утварью.
3.
«Уголок ряжения»: русский народный сарафан, девичья повязка,
холщовые онучи, суконные онучи, лапти.
Ход НОД(в «уголке русской избы»):
- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные,
гости желанные! Вовремя вы к нам пришли! Заходя в нашу
избу, вы оказываетесь в круговороте времени,
где связано настоящее и прошлое. Каждый предмет здесь
рассказывает о себе, имеет свою историю: откуда он появился и
как человек им работал. Я вам все расскажу и покажу.
- Сначала я вам хочу задать вопрос: какое сейчас время года?
(Ответ детей) Правильно, осень.
Значит, закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран,
к зиме все подготовлено. Начинаются в деревнях веселые
посиделки. А что такое посиделки? Кто это где сидел и что
делал? (Ответы детей)
- Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме,
чтобы рукодельничать: прясть, вязать, вышивать, а чтоб не
скучно было работать – песни пели. Приходили парни, плясали,
рукодельниц развлекали. Давайте мы с вами посмотрим как все
это было происходило. Садитесь, пожалуйста. (Дети садятся)
- Вот девушки сели за прялки. А что это такое? Найдите среди
экспонатов прялку. У нее есть гребень, который расчесывает
волокна (показ) и донце, на которое садится пряха (показ) . Но
для того, чтобы спрясть нить, одной прялки недостаточно,
нужен еще один предмет. Вот и загадка про него: «Чем больше
кручусь – тем больше становлюсь». Правильно, веретено.
Я вам покажу: как надо прясть. (Показ.) Пальцы проворно
тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот
скручивался одним движением, а родившаяся тонкая нить
наматывалась на веретено. Учились прясть еще детьми:
лет с 8-ми, 9-ти, а потом уже с прялкой не расставались всю
жизнь. (Вызов ребенка. Практическая работа)
- Когда спрядено было много ниток, начинали ткать.
- Ребята, а в какой сказке животные помогают людям ткать?
( Ответ детей) Правильно, сказка «Крошечка – Хаврошечка».
Ей помогала добрая коровушка-матушка.
Вспомните, ребята, как обращалась Крошечка-Хаврошечка к
коровушке? (Ребята вспоминая сказку, отвечают)
- Коровушка – матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать
не велят. К завтрашнему дню надо пять пудов (80 кг.)
напрясть, наткать, побелить, погладить и в трубы скатать.
- Давайте, ребята, посмотрим, как же ткали? Ткали холст –
грубую ткань - на специальном станке из дерева, который
называется ткацкий станок. ( Показ) Сначала в стан заправляли
нити ( показ) , потом вручную при помощи челнока
протягивали поперечную нить (показ) , и движением решетки
ее уплотняли (показ). Нажимая на педаль, меняли уровни
нитей (показ) . Так постепенно рождалось полотно. (Показ)
(Вызов ребенка. Практическая работа)
- Ну, как? Быстро ли ткать? Могла ли Крошечка –
Хаврошечка пять пудов ткани за ночь наткать? А ведь это
80 кг. (Ответы детей)
Физкультминутка:
«Уж вы, девицы»
Уж вы, девицы,
Милые подруженьки!
Ты скажи-ка, девица,
Расскажи, красавица,
Как лен сеют,
Как лен сеют,
Вот так, вот сяк,
Вот и эдак, вот и так!
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ: Идут по кругу хороводным шагом, взявшись за
руки.
То же самое «дробным» шагом.
– сужают круг;
– расходятся.
Имитируют движение: «сеяние льна».
(в последующих куплетах – имитация движения, как лет «терплют»,
«чешут»,
«прядут», «ткут»)
- Вот наткали полотна, оно у вас получилось грубоватое. (Дать
потрогать).
Стирать руками это полотно было тяжело. И
поэтому придумали такой инструмент, как валек. спросить
- А знаете ли вы, ребята, что одежду отстирывали при
помощи речного песка? Ведь в те времена не было стиральных
порошков. Посыпали чистый песок на полотно и отбивали
деревянным вальком. (Показ) Так выбивалась грязь.
Посмотрите на валек, от ударов он даже изогнулся, когда-то он
был прямым. Видимо, он много стирок видел на своем веку.
- Нитки мы напряли, из них ткань соткали, ее постирали, а
погладить чем же? Вот вам и задание: найти среди экспонатов
инструмент для глажки. (Ответ детей)
- В давние времена не было железных утюгов и, тем более,
электричества. Утюг заменяли скалка и рубель. (Показ).
Слегка влажную ткань наматывали на скалку и рубелем вот
таким образом прокатывали. (Показ. Вызов ребенка.
Практическая работа)
- А во что была одета Крошечка - Хаврошечка? (Ответ детей)
- Правильно, в сарафан, рубаху, плато, лапти. (Показ
манекена). А кто шил одежду? (Ответы детей)
- Девочки сами шили себе сарафаны, потому что с пяти лет
учились рукодельничать.
- А сейчас выберем Крошечку - Хаврошечку и оденем ее в
праздничный русский народный костюм. (Вызов девочки)
- Сейчас вы носите летом летнюю обувь, зимой – зимнюю
обувь. А в старину были только лапти, носили лапти и зимой,
и летом. Летом лапти надевались на холщовые онучи, а зимой
поверх холщовых наматывались суконные. ( Вызов ребенка)
Все это привязывалось крест-накрест к ноге ( Показ).
Плетение лаптей занимались мужчины. Лапти старались
делать прочными, чтобы дольше носились, потому, как срок
годности их был недолгий – от 3-х до 10 дней.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с предметами
старины, которые хранятся в нашей сказочной избе.
Это были предметы хозяйственные, которые были необходимы
для человека. Все они сделаны из чего? Из какого материала?
(Ответы детей)
- Из дерева.
-А как вы думаете, почему в старину многие инструменты
изготовлялись именно из дерева? (Ответы детей)
- Каждый человек должен был многое уметь делать.
Рефлексия с показом предметов старины:
Чтобы прясть нити – придумал что? (ответ детей) Правильно,
прялку и веретено, соткать полотно? - (ответ детей) ,
постирать одежду? (ответ детей) Скалка и рубель для чего?
( ответ детей) И все это было сделано из дерева.
Самый доступный материал, как известно, было дерево.
Каждый предмет имеет свою ценность, потому что
рассказывает о жизни в давние времена. И мы должны знать,
как это было. Сохраняя предметы старины, мы сохраняем
историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы
можете открыть для себя много нового и интересного.
- Спасибо вам, ребята, за внимание. До новых встреч!
Список используемой литературы:
Э. Емельянова. Наглядно-дидактическое пособие «Как наши
предки шили одежду».- Москва. Мозаика-Синтез, 2012
О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.- Санкт-Петербург. Издательство
«Детство Пресс».- 2010
И.Г. Гаврилова Истоки русской народной культуры в детском
саду.- Санкт-Петербург. Издательство «Издательство
«Детство Пресс».- 2010