Автор: Егорова Ольга Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Судиславская СОШ
Населённый пункт: п.г.т.Судиславль,Костромская область
Наименование материала: конспект классного часа
Тема: Труд красит человека
Раздел: начальное образование
Классный час «Труд красит человека»
Цель:
Социокультурные наполнение категории «Сев и жатва».
Развитие целостного восприятия , общение на едином аналоговом уровне.
Развитие навыка работы в паре.
Расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
привить уважение и любовь к труду и людям труда;
показать необходимость труда в жизни человека;
убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор.
План классного часа.
I. Проблемная ситуация. «Два плуга».
II. Интерактивная беседа.
Мини-лекция «Что труд дает человеку».
VI. Игра «Угадай профессию».
VII. Презентация «Труд земледельца».
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I
.Присоединение.
Дорогие дети, мне приятно и радостно продолжить вместе свами
увлекательное путешествие в мир наших Истоков. Сегодня у нас с вами
праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.
В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-
14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в
некоторых областях до трех недель.
Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего
равноденствия.К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне
устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в
гости, выставляли на стол все самое вкусное.
1
27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных
работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами
кочанов.
Чтобы вырастить такой богатый урожай, овощей, фруктов ,собрать много
грибов и ягод.
Что нужно сделать?
- Нужно много потрудиться.
- Сегодня мы поговорим о том ,что «Труд красит человека». А начать наш
разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который
называется «Два плуга».
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
Послушайте, пожалуйста, этот рассказ .О чем он?
Учитель читает рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были
сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно
пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в
лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять
встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще
лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же,
пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг
у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже,
чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не
делая.
II. Беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме
нашего классного часа.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому
что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и
покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский,
говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
2
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
-Что труд дает человеку?
Труд – основа нашей жизни. Как много потрудились руки и душа
человека! Колосится пшеница , цветут сады, пасутся стада, возделывается
земля, белеют храмы.
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это
благородное отношение к труду.
-Какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?
Хлеба не куска, так и в тереме тоска.
Труд кормит ,а лень портит…
Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах, …(а людей смотри в делах)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Под лежачий камень…(и вода не течет)
Маленькое дело …(лучше большого безделья).
Горька работа, …(да сладок хлеб)
Не везде сила: где уменье, …(а где и терпенье)
Не сиди сложа руки- …(не будет и скуки)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься- …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Ищи невесту не в хороводе, …(а в огороде)
Труд - это источник радости, удовольствия. От труда зависит его
благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как
счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как
несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
3
Обобщение по нашей выставке.(О труде наших родителей..)
-Как вы думаете нужно ли детей приучать к труду?
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду.
Труд и жизнь – это неразделимые понятия.
Нам, живущим в нынешнем обществе, порой даже невозможно
представить, насколько много и тяжело трудились люди прошлых веков,
когда жизнь их неразрывно была связана с землей, полностью зависела от
капризов природы. Яркий пример тому – крестьянский труд. Земля-
матушка, Земля-кормилица – недаром говорят в народе. Она обласкана и
ухожена. И за доброе отношение человек получал благодарение-
УРОЖАЙ. Земля умеет воздать благодарность за пот пахаря весной ,за
жаркую уборочную пору летом и осенью. «Хочешь есть калачи , не сиди
на печи»-,так гласит народная мудрость. В крестьянском труде нет
перерывов. Она кормит и поит, одевает и нежит.
Издавна наш народ считал СЕВ и ЖАТВУ главнейшими из всех людских
дел.
СЕВ и ЖАТВА…Из века в век ,из года в год выходит человек на хлебную
ниву, но земля кормилица кормит недаром. В поте лица добывается
хлеб. А хлеб –всему голова.
Песня «Русское поле», «Хлеб всему голова». (Об отношение к хлебу в
столовой)
Крестьянский труд и крестьянский быт были так переплетены, так тесно
слиты, что часто и разделить их было нельзя. Одно вытекает из другого,
только успевай поворачиваться. Но труд всегда был благом, а не обузой. И
во все времена с уважением относились к труженику.
V. Ресурсный круг.
-Какую помощь оказывает каждый из вас своим родным и близким ?
VI.Итог урока.
Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти.
Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
4
Приложение….Физкультминутка.
Ведущий:
Кто с нами, кто с нами?
Пашенку пахати?
Кто с нами?
(Дети изображают пахарей, идущих за сохой).
Дети:
Мы с вами. Мы с вами.
Пашенку пахати
Мы с вами!
Ведущий:
Кто с нами, кто с нами?
Жито рассевати?
Кто с нами?
(Дети изображают сеяльщиков).
Дети:
Мы с вами. Мы с вами.
Жито рассевати.
Мы с вами!
Ведущий:
Кто с нами, кто с нами?
Жито косити?
Кто с нами?
(Дети изображают косарей).
Дети:
Мы с вами. Мы с вами.
Жито косити.
Мы с вами!
Ведущий:
Кто с нами, кто с нами?
Жито молотити?
Кто с нами?
(Дети изображают молотильщиков).
Дети:
Мы с вами. Мы с вами.
Жито молотити.
5