Автор: Клеймёнова Татьяна Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №40
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Добро и зло в современном мире"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г. ЛИПЕЦКА
Классный час на тему:
«Добро и зло в современном мире»
Разработал:
классный руководитель 9-А класса
учитель математики
Клеймёнова Т.М.
Липецк
2024
1
Классный час для 7 класса на тему:
«Добро и зло в современном мире»
Цель:
- воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на
примерах
великолепную
силу
доброты;
Задачи:
– формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным
ценностям;
–
учить
задумываться
о
своем
месте
в
жизни;
– развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их
чувства,
мотивы
поведения.
Оборудование:
проектор,
презентации,
пословицы
о
доброте.
Исцеление добротой
ДОБРОТА душевно лечит,
От всех ХВОРЕЙ исцелит,
Эликсир ЛЮБВИ сердечный
СВЕТОМ душу озарит.
ДОБРОТА - любви микстура,
Пить ее назначил Бог,
Вылечить души простуду
Каждый ВЕРОЙ чистой смог б.
ДОБРОТА - сестра УДАЧИ,
Дочь УСПЕХА и ЛЮБВИ,
Чтоб решились все ЗАДАЧИ,
Ты ПРОБЛЕМЫ обними!!!
Сбрось все СТРАХИ и СОМНЕНИЯ,
В высоту кинь гордо взгляд,
Солнце льет лучей стремления,
Чтоб ты был ЗДОРОВ и РАД!!!
Проявляй ДОБРО земное,
МИЛОСЕРДСТВУЙ, ПОМОГАЙ,
Будешь ты СЧАСТЛИВЫМ вдвое,
БОЖЬЯ правда, так и знай!!!
ДОБРОТА душевно лечит,
От всех ХВОРЕЙ исцелит,
Эликсир ЛЮБВИ сердечный
СВЕТОМ душу озарит!!!
Учитель: Здравствуйте, ребята!
- иногда можно услышать такое выражение: “Поговорил с человеком, что
родниковой
воды
испил”.
Как
вы
понимаете
это
выражение?
2
(На
душе
стало
приятно,
радостно,
легко
и
т.д.)
- А почему?
(Этот
человек
добрый,
умный,
с
чувством
юмора
и
т.д.)
- А иногда бывает наоборот. Человек и внешне красив, и одет прилично, а
поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок, как будто прикоснулся к
чему-то, неприятному. Почему?
(Человек
злой,
всех
обсуждает,
завидует
и
т.д.)
- Вот сегодня наш разговор на тему добра и зла, узнаем новые пословицы,
прочитаем мудрую притчу, и, я надеюсь, вы будете стараться приучать себя к
добрым поступкам.
Учитель:
- Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи
народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни
одного, даже самого дикого племени, которому были бы чужды понятия о
добре и зле.
Многие нецивилизованные дикие племена стоят также высоко по своим
понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы.
Значит, каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и
удовлетворение, когда делает добро. И, напротив, чувствует беспокойство,
скорбь, душевный дискомфорт, когда делает зло. Хорошо, если человек
задумывается, что он несетлюдям – мир, радость, тепло или от него веет
холодом, злобой.
-
С
какими
словами
ассоциируются
слова
добро
и
зло?
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет,
любовь.Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.
-
А
как
вы
думаете,
какому
человеку
легче
живется
и
почему?
(Злой
человек
плохо
ест,
беспокойно
спит,
злится,
завидует)
Добрые слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что
они
обладают
большой,
поистине
чудодейственной
силой?
Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия
между людьми и там, где только что царило непонимание и страх, посеять
зерна теплого чувства!
2.
Воспользуемся
толковым
словарем
Ожегова.
ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро…
ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый
человек…
Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая
традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых
десять километров пути. Добрый малый…
3
3. Много замечательных слов о добре и доброте сказано великими людьми
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта» М.Сервантес
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» Б.Паскаль
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»
Л.Толстой
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего
мужество, бесстрашие души» В.Сухомлинский
4.Какие
пословицы
и
поговорки
знаете
вы
о
добре?
Доброе
дело
и
в
воде
не
тонет.
Доброта
без
разума
пуста.
Доброе
братство
дороже
богатства.
Добрый
гость
всегда
в
пору.
Добро
помни,
а
зло
забывай.
Добро
не
умрет,
а
зло
пропадет.
От добра добра не ищут.
5. А сейчас послушайте притчу. «Прекрасное в сердце»
В один солнечный день красивый парень стоял на площади в центре города
и с
гордостью
хвастался
самым
прекрасным
сердцем
в
округе.
Он
был
окружен
толпой
людей,
которые
искренне
восхищались
безупречностью его сердца. Оно было, действительно, идеально - ни
вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое
прекрасное
сердце,
которое
они
когда-либо
видели.
Парень
был
очень
этим
горд
и
просто
сиял
от
счастья.
Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
-
Твое
сердце
по
красоте
и
близко
не
стояло
рядом
с
моим…
Тогда
вся
толпа
взглянула
на
сердце
старика.
Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были
вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не
подходили,
некоторые
края
сердца
были
рваными…
К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков.
Толпа уставилась на старика - как он мог сказать такую нелепость, что его
сердце красивее?
Парень
взглянул
на
сердце
старика
и
рассмеялся:
- Ты вероятно шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А
твое!
Твое
-
это
набор
шрамов,
и
в
нем
не
хватает
кусочков.
- Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не
согласился обменяться нашими сердцами... Смотри! Каждый шрам на моем
сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего
сердца и отдавал этому человеку.
И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое
заполняло пустые пространства в моем.
Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу,
поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они
напоминают мне о любви, которой мы делились…
4
Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне
свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в моём сердце - когда ты
отдаешь
свою
любовь
не
всегда
есть
гарантии
на
взаимность.
И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я
делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне
вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла и безмолвствовала.
Молодой человек тоже притих и стоял ошеломленный...
На его глазах показались слезы.
– Как вы поняли смысл притчи?
– Каким человека делает добро?
– Кого называют добрым?
– А бывает такое? Почему?
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
6. Учитель: Доброта. Все время, пока существует человек, это качество
ценилось всегда.
Еще в поучении Владимира Мономаха мы читаем:
“А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите
всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не
пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече
доброе слово”.
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть,
именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.
А – аз, Ж – житие,
Б – буки, З – земля,
В – веди, Л – люди,
Г – глаголь (говорить), М – мыслить,
Д – добро, Т – творить.
Азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро”.
Учитель: А сейчас мы с вами рассмотрим еще одну ситуацию, «Афоризмы и
притчи о доброте»
«Притча о доброте»
Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы
иметь возможность оплатить проезд в школу (у него в поселке была только
начальная
школа),
совсем
обессилел,
замерз
и
очень
проголодался.
Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда
ему
открыли
дверь,
он
постеснялся
и
попросил
только
попить.
Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и
принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко
и спросил:
- Сколько я вам должен?
5
- Ничего, - улыбнувшись,
ответила женщина, -
мама учила нас не брать плату
за добрые дела.
- Тогда я буду за Вас молится, –
тихонько сказал мальчик.
Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее
физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в
самый тяжелый момент Бог помогает страждущим.
Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно
заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в
главную
городскую
больницу.
Но
и
там
врачи
сомневались в диагнозе. Специально для консультации вызвали доктора
медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда
приехала
больная, глаза
его
засветились
мягким
светом.
И он ни секунды не мешкая решил взглянуть на пациентку. Как вы, наверное,
уже догадались, звали его Адам Закир. Войдя в палату, он сразу узнал ту
женщину.
Он
решил
помочь
ей,
во
что
бы
то
ни
стало…
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни.
Но
доктор
не
сдавался
и,
в
конце
концов,
болезнь
отступила.
Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно
показан ему. Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы
его передали женщине. Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она
провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется
продать все имущество, чтобы заплатить.
Обратившись с мольбой к
Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг,
внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено
полностью
одним
стаканом
молока.»
и
подпись
доктора
Закира.
Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и
стакан молока… Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо
Тебе, о Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою
милость
и
доброту
без
границ
через
людские
сердца
и
умы».
Пророк Мухаммад сказал: «У того, кто искренне даст милостыню из своего
честного заработка, пусть это даже всего один финик, Аллах примет благое
деяние, а затем увеличит награду за это, так что финик станет равен горе»
Мораль Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас
людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и
беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир
искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.
Мир
–
это
то,
что
у
нас
внутри,
в
сердце.
Учитель:Я прошу вас назвать хотя бы одно доброе дело, которое вы сделали,
от
которого
вы
испытали
счастье
и
радость.
Учитель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас поиграть. Встаньте в круг,
вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно
6
слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать. В
моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра. Сейчас я
каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не
упало.
(Учитель подходит к каждому и нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в
них
невидимое
зернышко).
Тихо
звучит
музыка.
• А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его
внутрь себя. Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро
входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и
сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда,
когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
• Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони.
Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От
него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее
послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого
цветка внутрь себя, в свое сердечко.
• Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу
настроение.
• Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе
вопросы:
1. Кому может быть нужна наша помощь?
2. Кому не хватает нашей доброты и участия?
3. Чем мы можем помочь другим людям?
4. Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придете домой?
Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда - как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Михайличенко
Доброта-это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие
добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и
подобны небесам на земле. Ребята, творите добро!
7
Классный час.
Тема: «Добро и зло».
Цели: формирование представлений о взаимосвязи добра и зла в мире;
развитие представления о том, что добро, прежде всего находится внутри нас
и зависит от духовно-нравственного содержания человека;
отработка методики ведения дискуссии и работы в группах.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
Ход классного часа
1. Вызов.
- Мы сегодня снова встретились на нашем классном часе . Я рада, что все
здоровы и все у вас хорошо.
- Послушайте притчу. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел
доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам
думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец,
подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Как вы думаете, что хотел сказать этими словами мудрец?
- Как вы думаете, для чего нужны людям руки?
- А можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?
8
- Могут ли руки быть добрыми?
- А злыми?
- Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
- Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки?
- Какие руки бывают, когда они злые?
- Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидетъ кого-нибудь
из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить?
Сообщение темы. Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из тем.
Называется она "Добро. Зло. ".
Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Осмысление. Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Добро и зло -
важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее
обсуждение?
Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок,
приносящий пользу. Помнить добро.
Зло - все дурное, плохое, вредное ; беда, несчастье, неприятность; злое
чувство, гнев, досада.
Каким характером обладает добрый человек? (Добрый человек - человек,
обладающим мягким характером, расположенным к людям сострадательный,
сердечный) .
А злой человек?
(Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой,
ненавистью).
- Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему?
(высказывания детей)
- А может ли добро победить зло?
Выберите цветочек и напишите на нём добрые качества и поступки,
которыми можно исправить и уничтожить зло. (закрепляем сверху на
капельках зла и уничтожаем их) У нас получилась «Поляна добра» “ Грин
сказал: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок
добродетели”. Произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в
жизни все происходит так просто.
Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
* Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои
действия?
* В подъезд ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?
Раздумье, размышление: Добро должно быть с кулаками…
Дети: Многоточие заставляет задуматься, поразмышлять.
Вопрос-проблема:
Учитель: Мнения разделились. Утвердительных ответов не было, поэтому,
сегодня мы постараемся ответить на вопрос: “Добро должно быть с
кулаками…”.
Так ли это?
Пути решения проблемы
9
Учитель: Как понимаете слова “Добро должно быть с кулаками”?
Рассуждения детей.
Учитель: Выделите из предложения два слова противоположных по
значению.
Дети: Добро. Кулак.
Учитель: Почему?
Дети: Кулак - это зло.
Докажите (дети подбирают ассоциации). Работаем в группах
Дети: Кулак: драка, слёзы, боль, обида, оскорбление….
Учитель: Молодцы! А что вам представляется при слове добро?
Дети: Радость, улыбка, солнце, мама, цветы….
Учитель: Может ли добро и зло быть рядом?
Дети: Нет.
Учитель: Обоснуйте.
Дети: Зло - нечто дурное, вредное, тёмное …
Добро – всё положительное, хорошее, светлое …
Чтение и обсуждение рассказа К. Киршина “Заступился”.
Учитель: Предлагаю познакомиться с рассказом К. Киршина.
Определите по заголовку, о чём пойдёт речь в рассказе?
Предположения детей.
Учитель: Может картинка точнее поможет предположить, о ком пойдёт речь
в рассказе? Высказывания ребят.
Учитель: Познакомьтесь с рассказом и проверьте свои предположения
(раздаёт каждому ученику напечатанный текст).
Заступился.
Подружились ребята с бродячим псом Бельчиком. Хороший был пёсик. Я
хотел его домой взять, но бабушка не разрешила.
Возвращался я однажды из школы. У нашего подъезда стоит длинный
парень. Он чмокает губами, протягивает Бельчику руку. Пёсик потянулся к
ней. И вдруг как взвизгнет! Отбежал, нос лапой трёт. Это парень ткнул
горячим окурком в нос.
Я стукнул длинного тяжёлым портфелем. Конечно, он сдачи не пожалел.
Пошёл я домой с разбитым носом.
Навстречу мне – бабушка. Сейчас будет ругать за драку. Но бабушка велела
забрать Бельчика домой, а про драку – ни слова.
К. Киршин
Беседа по содержанию.
- С кем подружились ребята?
- Каким был Бельчик?
- Какую картину увидел мальчик у подъезда своего дома?
- Как вы оцениваете поступок длинного парня?
- Как поступил герой рассказа?
- Одобряете ли вы поступок мальчика?
- Из чего вы сделали такой вывод?
10
- Какие черты характера проявил герой рассказа?
- Как бы вы поступили на его месте?
Учитель: Изменилось ли ваше мнение о выражении “Добро должно быть с
кулаками”?
Чтение хором отрывка из стихотворения
С. Куняева “Добро должно быть с кулаками”.
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Почему это необходимо?
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Согласны ли вы с автором?
Добру противостоит зло. В жизни между добром и злом идёт борьба.
Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей:
добра и зла, белого и черного. Правая половина тела - добрая. Неслучайно
говорят наше дело правое, справедливое. Люди говорят, что за правым
плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой
стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть,
правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей
дороге. А вот левая сторона человека -темная. И приметы не очень приятные:
левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к
плохой дороге.
Игра “Сказочные герои”.
А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем
народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и
злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или
злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно
хлопаете.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-
Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка,
Мальвина)
Инсценирование русской народной сказки «Белка и волк».
Ведущий: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.
Волк вскочил и хотел её съесть.
Волк: Ах ты, негодница, сейчас я тебя съем!
Белка: Отпусти меня!
Волк: Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так
веселы! Мне всегда скучно, а вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка: Пусти меня прежде на дерево, я от туда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк: Хорошо, иди.
Белка: (ускакала на дерево) Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость
сердце жжет. А нам весело оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
11
Вывод: представления о добре и зле во всем мире одинаковы. Они
объединяют людей всего мира (Это нравственные ценности человечества)
Доскажи пословицу;
Доброе слово и кошке приятно.
При солнышке тепло, при матери добро.
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Рефлексия.
Музыкальный круг “Сердце доброты”.
Учитель: Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви
и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на
них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу.
Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает
добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими (дети по очереди
прикладывают ладошки друг к другу) По-настоящему добрым человеком, на
мой взгляд, можно назвать такого человека, у которого открытое и доброе
сердце. На память о нашей встрече я хотела бы подарить вам памятку.
Наш классный час подходит к концу.
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого–то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому–то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
12