Напоминание

"Неделя психологии в ДОУ"


Автор: Олохова Альбина Фариховна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ДСКВ №19 поселок Рощино"
Населённый пункт: п. Рощино. Сосновский район, Челябинская Область
Наименование материала: проект
Тема: "Неделя психологии в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 19 п. Рощино»

ПРОЕКТ

«НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ»

Педагог-психолог: Олохова Альбина Фариховна

2023 г

Девиз недели

«Если ваша жизнь потускнела- разукрасьте её в разные цвета»

Участники проекта:

педагоги, воспитанники ДОУ, родители.

Сроки реализации

2 -24 ноября 2023г.

Тип проекта

Совместный, творческий, краткосрочный.

Актуальность

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей

дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и

количественные характеристики будущего поколения. Важной предпосылкой

физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы

растет количество детей с нарушением психоэмоционального развития.

Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического

здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия. Проект

«Неделя

психологии»

направлен

на

создание

развивающей

среды,

способствующей повышению психологической культуры взрослых и детей

через проведение нетрадиционных мероприятий с целью формирования

ценностного

отношения

участников

воспитательно-образовательного

процесса к своему психологическому здоровью.

Неделя

психологии

это

интересная,

творческая

форма

работы

взаимодействия ДОУ и семьи. Это актуально в рамках работы дошкольного

учреждения по новым требованиям ФГОС ДО ФОП ДО

Проведение

мероприятий

в

рамках

этого

проекта

способствует

повышению

психолого

педагогической

компетенции

педагогов

и

родителей, что в свою очередь является фактором повышения качества

образовательного процесса. В проекте задействованы все сотрудники,

родители и дети детского сада.

Цель мероприятия

Улучшение психологического микроклимата в дошкольном учреждении.

Задачи

Установить партнерские отношения с семьей своих воспитанников.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов,

эмоциональной взаимоподдержки.

Создать условия для обеспечения психологического здоровья всех

участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов).

Формировать интерес взрослых к миру ребенка.

Проведение

недели

психологии

направлено

на создание

благоприятного психологического климата в ДОУ, вовлечение всех

участников образовательного процесса в совместную деятельность,

повышение общественного позитивного эмоционального настроения.

Предварительная работа

утверждение плана недели психологии;

оформление помещения ДОУ;

распространение объявлений о неделе психологии по группам, беседы

с воспитателями;

разработка конспектов занятий и бесед;

изготовление необходимого материала («Тайный друг», «Дерево

добра», «Дудлинг», «Тропа примирения», «Ласковое слово»);

подготовка раздаточного материала, буклетов, листов для

анкетирования и опросники для родителей, по заявленным темам.

Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.

Подготовительный этап:

o

определение цели и задач проекта;

o

подбор методического материала, изучение литературы;

o

разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей

и педагогов;

o

поиск иллюстрационного материала;

o

подготовка анкет для родителей;

o

разработка тематического плана проекта «Неделя психологии»;

o

преобразование предметно-пространственной среды, создание

атрибутов.

Основной этап:

реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами

и родителями;

психологические акции: «Цвет дня», «Дерево добра», «Тайный друг»;

Заключительный этап:

подведение итогов реализации проекта и выступление на педсовете

выставки рисунков «Моя семья», фотоколлажи «Семейные выходные»

анкетирование родителей и педагогов по итогам проекта.

План Недели психологии

Понедельник – «День добра»

Вторник – «День семьи»

Среда – «День Дружбы»

Четверг – «День хорошего настроения»

Пятница – «День добрых пожеланий»

День недели

Тема и форма мероприятия

Понедельник

«День добра»

Цвет дня -

жёлтый

Психологическая акция «Дерево добра» (см.

приложение 1)

Акция «Цвет дня» (см. приложение 2)

Занятие «Доброта живет повсюду»

Старшая группа «Звездочки» (см.

приложение 3)

Тренинг для педагогов "Позитивная гимнастика"

(см. приложение 4)

Вторник

Творческий семейный конкурс «Фотоколлаж

Семейные выходные»

«День семьи»

Цвет дня -

красный

(см.приложение 5)

Создание и выставка детских рисунков «Моя семья»

(старшая и подготовительные группы «Цветочки»,

«Ромашки»)

Среда

«День дружбы»

Цвет дня - синий

Игра-развлечение «Дружба начинается с улыбки» для

детей средней группы. (см. приложение 8)

«Тропа примирения» для старших, подготовительных

групп. (см. приложение 9)

«Подари подарок другу» - Ребята старших групп дарят

рисунки малышам.

Акция «Тайный друг» для коллектива ДОУ. (см.

приложение 7)

Четверг

«День хорошего

настроения»

Цвет дня - зелёный

«Минутка релаксации» в течении дня в старших

группах

(см. приложение 6)

Арт- терапия при помощи психологической раскраски

«Дудлинг – мое настроение» (см. приложение 10)

Игровое упражнение по пути до группы «Ласковые

слова» для родителей.

Буклеты для родителей «Стресс и

стрессоустойчивость»

Пятница

«День добрых

пожеланий»

Цвет дня - белый

Подведение итогов:

Опросник для родителей Психолого -

педагогический опросник для родителей

«Особенности развития ребенка» (см.

приложение 11)

Анкета для педагогов «Итоги „Недели психологии“»

см. приложение 11

Ожидаемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического

процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность

педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии

ребёнка у родителей, сформирует осознанное отношение к

родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций.

Список использованной литературы

1.

Арт-терапия. Часть вторая /сост. Е.Е. Литвинова. - М.: Формат-М,

2013. - 208с.

2.

Арт-терапия /сост. Г.В. Черемных. - М.: Формат-М, 2012. - 208с.

3.

Кураев, Г. А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология

[текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 2002. – 146 с.

4.

Князева. П., “Неделя психологии в детском саду” газета

“Школьный психолог” № 24, 2007 года.

5.

Комарова Т. С. “Формирование графических навыков у

дошкольников”. – М., 1970. – с. 206 Киселёва Л. С., Данилина Т.

А.

6.

Лопатина А.А., М.В. Скребцова. Серия: Психологические

беседы “Воспитание нравственных качеств у детей”

7.

Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с

детьми [текст] /К. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь, 2005.

– 190с.

8.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия.

Игры. Пособие для практических работников дошкольных

учреждений. = М.: АРКИ, 2001

9.

Островская Л. Ф. Правильно ли воспитываем малыша?

Пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.

10 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в

детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.

10.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога:

Учеб. пособие [текст] / Е. И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2002. – 384 с.

Приложение 1

Акция «Дерево Добра»

«Доброта – она от века

украшенье человека…»

Цель:

Психопрофилактика, создания благоприятного психологического климата в

детском саду и поднятия общего эмоционального фона, среди участников акции.

Участники акции: педагоги, родители и воспитанники ДОУ.

Оборудование и материалы: плакат с изображением дерева без листвы (1,5 – 2 м);

заготовки - «листья» - для пожеланий разных формы сердца; набор маркеров; клей-

карандаш.

Предварительная работа: в день проведения акции в группах разместить объявления и

объяснить родителям суть акции; изготовить плакат и листья-заготовки; составить

короткие инструкции-напоминания для размещения в месте начала акции.

Место и время проведения: «Дерево добра» можно разместить в фойе детского сада,

чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости

и хорошего настроения, принять участие в акции можнов любое удобное для участников

время (согласно графику работы ДОУ).

Описание акции: педагог-психолог, перед приходом родителей и детей в детский сад,

размещает плакат с «Деревом добра» в месте проведения акции, подготавливает

заготовки сердечек. Задача участников акции – ознакомиться с инструкцией, написать на

листе-заготовке доброе пожелание, приятные слова, позитивное высказывание, можно

поделиться на листе совершенными хорошими поступками и т.п., затем приклеить свой

лист на плакат туда куда пожелается.

Данная акция способствует поднятию настроения родителей, построению позитивных

взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада.

На дверях и стенах коридора ДОУ (на видном и доступном для взгляда участников

акции месте) педагог-психолог размещает карточки изречениями о ДОБРЕ (пословицы,

поговорки, цитаты).

Приложение2

Психологическая акция «Цвет дня»

Концепция Цветных дней во время проведения Недели Психологии заключается в том,

что дети и взрослые используют в своей одежде цвета, которым соответствует день

недели!

Каждому дню недели соответствовал ЦВЕТ ДНЯ.

ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ДОБРА, ЦВЕТ ДНЯ - ЖЁЛТЫЙ.

Жёлтый цвет всегда ассоциируется с СОЛНЦЕМ, поэтому значение этого цвета для нас — тепло,

свет, счастье, душевная лёгкость.

В этот день прошли прошли беседы и мероприятия на тему доброты, "Копилка добрых дел, "Дерево

пожеланий".

ВТОРНИК - ДЕНЬ СЕМЬИ, ЦВЕТ ДНЯ - КРАСНЫЙ.

Красный цвет - самый горячий из всех цветов, цвет ОГНЯ. Он символизирует храбрость, красоту,

любовь и полноту жизни. Обогащает нас зарядом СЧАСТЬЯ, жизненной ЭНЕРГИИ, которая «бьёт

ключом».

В этот день дети рассуждали о ценностях семьи, прошёл конкурс рисунков.

СРЕДА - ДЕНЬ ДРУЖБЫ, ЦВЕТ ДНЯ - СИНИЙ.

Синий цвет воспринимается как СПОКОЙНЫЙ и сильный цвет. Способствует расслаблению и

приносит ощущение МИРА и ГАРМОНИИ.

В этот день учились дружить и мириться в игре "Тропа примирения".

ЧЕТВЕРГ - ДЕНЬ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ, ЦВЕТ ДНЯ - ЗЕЛЁНЫЙ.

В психологии зелёный цвет даёт ощущение продолжающейся ЖИЗНИ, олицетворяет ПРИРОДУ,

рост, ОБНОВЛЕНИЕ и гармонию, вызывая в нас целый спектр чувств, от спокойствия до восторга.

В этот день все делились друг с другом своим хорошим настроением, старшие группы готовили

подарки и сюрпризы для малышей!

ПЯТНИЦА - 1 ДЕКАБРЯ - ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЗИМЫ и символичный ЦВЕТ ДНЯ - БЕЛЫЙ.

Белый - один из самых ЗАГАДОЧНЫХ и МНОГОГРАННЫХ цветов. Он обладает особым местом в

мире психологии, олицетворяя ЧИСТОТУ, СВЕТ и гармонию. Этот цвет напоминает нам о важности

ясности МЫСЛИ, невинности ДУШИ и БАЛАНСЕ в нашей жизни.

Нам удалось сплотить всех участников образовательного процесса и создать положительный

эмоциональный настрой в детском саду

Приложение 3

Конспект занятия «Доброта живёт повсюду» для детей старшей группы.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека,

развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Задачи: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к

окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и

доброжелательном отношении; активизировать словарь детей (добро, радость, счастье,

забота, внимание); воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми по средствам

речевой, игровой деятельности;

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре,

просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.

Ход занятия

Ритуал приветствия «Здравствуй мой дружочек!»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки

внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с

психологом произносят такие слова, при этом пары выполняют движения:

Здравствуй, здравствуй,

Мой дружочек! (Здороваемся за руку)

Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга)

Как животик? (Ладонью гладим себя по животику)

За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся! ( Улыбаемся друг другу)

Мы с тобой два друга. (хлопаем друг друга по ладошке)

Любим мы друг друга (обнять друг друга)

Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Психолог: Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте. А сейчас давайте разберемся:

– Что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям,

стремление делать добро другим).

– Что значит «добрый человек»? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый;

Несущий благо, добро, благополучие;

Хороший, нравственный;

Безукоризненный, честный)

Ребята называют свои варианты ответов.

Психолог: Ребята, а какие слова делают нашу жизнь радостнее и краше?

Ответы ребят.

Психолог: Правильно! Вежливые! А вы часто их употребляете?

Ответы ребят.

Психолог: Поиграем свами в игру “Вежливые слова” (на ковре)

Я начинаю фразу, а вы продолжаете: – Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …

(Спасибо.)

– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Психолог: - Молодцы, ребята. Знаете вежливые слова.

Но ведь есть слова, которые могут обидеть человека (грубые слова).Вам когда-нибудь

говорили такие слова (ответы детей).Я помогу вам их сейчас забыть, и вы никогда не

будете о них вспоминать.

Псих. техника «Забудь плохие слова».

Детям раздаются чёрные листы бумаги, они их комкают (сминают, рвут и бросают в

чёрный мешок)

Психолог: - Всё, ребята, забыты все неприятные, грубые слова. Я думаю, что вы о них

больше вспоминать не будете.

Психолог: Скажите, всегда приятно находиться в обществе добрых людей? Но для этого

мы должны быть сами добрыми людьми. Есть правила доброты, пользуясь которыми

можно стать по-настоящему добрым:

Давайте, ребята, громко повторим и запомним эти правила.

Делись последним с другом.

Помогай людям

Защищай слабого

Не завидуй

Прощай ошибки другим

Психолог: А какие еще добрые дела вы знаете? Давайте поиграем в игру «Добрые

дела». Называйте доброе дело, которое мы можем с вами совершить.

Ребята перечисляют добрые дела: спасти котенка, перевести через дорогу пожилого

человека, покормить кошечку, помочь другу, заступиться за младшего и др

Психолог: Вот сколько добрых дел мы с вами можем совершить! Можно собрать

огромную копилку.

Психолог: Давайте все вместе нарисуем «Копилку Добрых Дел» и в эту копилку напишем

те добрые дела, которые каждый из вас совершил.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Психолог: Я предлагаю разместить «Копилку Добрых Дел» в приёмной вашей группы и

пополнять его добрыми делами и поступками, чтобы не только родители, но и гости

выдели какие добрые, вежливые и сердечные дети в вашей группе. А в конце недели мы

посмотрим кто сколько успел сделать добрых дел.

Рефлексия в кругу:

Психолог: Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свою улыбку. А теперь

расскажите, что вы сегодня для себя поняли самое главное? (Ответы детей)

Психолог: Никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые

поступки. Говорите ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому

что от улыбки хмурый день становится светлей.

А теперь давайте возьмемся за руки.

А теперь держа друг друга за руки улыбнитесь друг другу и вместе со мной повторите

слова: «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты».

Дорогие, ребята! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего

настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Приложение 4

Тренинг для воспитателей "Позитивная гимнастика"

Цель тренинга: сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов,

овладение навыками позитивного мышления и умение применять методы

способствующие снятию напряжения при стрессах.

В зале звучит спокойная музыка

Упражнение «Поздороваемся»

Психолог: Добрый день коллеги! Предлагаю вам активизироваться и

поздороваться друг с другом разными способами. Я буду вам говорить, какими частями

тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом, и поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Носок к носку!

- Спина к спине!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Бедро к бедру!

- Пятка к пятке!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Отлично, теперь прошу вас рассаживайтесь удобно.

Каждый день все люди испытывают различные эмоции и чувства, о чем-то думают.

Каждая мысль не проходит бесследно, она оказывает влияние на весь наш организм.

Ученые доказали, что интенсивность мыслей различной эмоциональной окраски, смена

настроений могут менять даже химический состав крови, влиять на скорость и другие

признаки работы органов.

В ходе проведения многочисленных исследований, было зафиксировано, что

мысли негативного характера снижают работоспособность человеческого организма.

Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, беспокойство, паника, раздражение и

др.) всегда вызывают мышечное напряжение. За примерами далеко ходить не надо:

вспомните, как у нас хмурятся брови, сжимаются кулаки, напрягаются плечи, когда мы с

вами оказываемся в стрессовой ситуации.

Для позитивного разрешения проблем стресса нужно уметь расслабляться. Хорошо

расслабляться умеют только дети и животные (вспомните, как расслабляется маленький

ребенок во время сна - "будто без костей"; или как нежится на солнышке Ваша кошка). А

все мы,

взрослые люди,

в этом полном суеты и вечно куда-то спешащем мире

постепенно накапливают в себе напряжение и разучиваемся расслабляться.

Сегодня мы с вами поговорим о навыках позитивного мышления, и о методах,

способствующих снятию напряжения при стрессах.

Тест «Стирка».

Представьте себе, что вы живёте в те времена, когда все стирали бельё вручную и

развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья,

и вам нужно обязательно сегодня его постирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что

небо покрыто тяжёлыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят в голову?

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА

1.«Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда, во что же

одеться?»

2.«Подожду немного, может быть, погода наладиться».

3.«Сегодня по прогнозу не должно быть такой погоды».

4.«Не важно, пойдёт дождь или нет, я всё-таки начну стирку».

ЕСЛИ ВЫ ВЫБРАЛИ:

Вариант 1 – значит, по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80.

Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь мелким неприятностям, которые могут с

вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие

препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора

взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние отрицательно не

отразилось на вашем здоровье.

Вариант 2 – вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит, уровень стресса,

испытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные

обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное

восприятие жизни даже при возникновении неприятных непредвиденных ситуаций. Вы

по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате всё

складывается благополучно. Не забывайте, что всякий стресс является отрицательным.

Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу,

побуждающему преодолевать их.

Вариант 3 – уровень испытываемого вами стресса близок к 0. Вы не позволяете

мелким неприятностям и проблемам испортить вам день и не видите причин тревожиться

по поводу их возникновения. Возможно, вы открыли для себя очень хорошую, мудрую

житейскую философию: моё волнение не станет препятствием дождя, он всё равно

пойдёт.

Вариант 4 – уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100.

Вы ощущаете гнёт такого количества неблагоприятных обстоятельств в жизни, что не

обращаете внимания на реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их

изменить. Когда вам удаётся, то вы сталкиваетесь с ещё более серьёзной проблемой и,

следовательно, испытываете ещё больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и

воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно

наступает прекрасный солнечный день. Мыслите позитивно!

Мыслить позитивно - не значит искоренить из своей жизни негативные эмоции

совсем. Неприятности все равно случаются, и запретить реагировать на них невозможно и

даже вредно для психики. Для снятия стресса и всего негативного можно использовать:

дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию,

снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

А для развития позитивного и креативного мышления психологи придумали

специальные упражнения.

Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок

или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях

хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение

надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—вы автоматически

будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев.

Метод «Креативного мышления»

- Креативное мышление это способность человека нестандартно решать стоящие перед

ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

- Представьте перед собой самый обычный кирпич, белый или красный. А теперь назовите

способы его нестандартного применения. Для чего еще может пригодиться простой

кирпич, кроме как для строительства? (продать, сидеть на нем, подложить под колесо

машины, использовать для самообороны, полка и др.)

Метод «Рефрейминга»

- Рефрейминг - это поиск позитивной стороны в неблагоприятной ситуации.

- Представьте, что внезапно начался проливной дождь, и Вы промокли до нитки. Ваша

реакция? Как позитивно посмотреть на ситуацию?

- Представьте, что после стирки испортилась ваша любимая вещь. Ваша реакция? Как

позитивно посмотреть на ситуацию?

Метод «Аффирмации»

- Аффирмация - это повторение позитивных фраз. Сначала они кажутся странными и

неуместными, через десятки повторений мозг адаптируется, начинает верить в сказанное

и старается находить ему подтверждения в жизни. «Я всегда спокойна и нахожу мудрые

решения в любых ситуациях», «Здоровье, сила, свет и радость наполняют меня»…

Утренние процедуры

Эту гимнастику можно делать ежедневно по утрам или по желанию несколько раз

в день.

Массаж точек на лице.

Массируем плавными круговыми движениями указательным и средним пальцем обеих

рук сначала по часовой стрелке, а затем против: 1-я точка – область лба «третий глаз»;

2-я т. – у крыльев носа; 3-я т. – область подбородка; 4-я т. – область висков;

5-я т. – около козелка уха; 6-я 7-я точки – в области затылка;

8-я т. – первый шейный позвонок (каждую точку 8 раз).

Массаж ушных раковин.

Оттягиваем ушные раковины вниз. Далее лёгкое расслабление чередуем с более

выраженным напряжением.

Возьмитесь за середину ушной раковины. Тянем её в стороны и чуть назад от

наружного слухового прихода.

С каждым новым движением оттягивайте уши как можно дальше.

Захватите ушную раковину полностью и делайте круговые движения вперёд и назад.

Уши горят? Значит, делаете всё правильно.

Приемы релаксации, связанные с дыханием.

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и

эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота)

понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е.

релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень

активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Дыхание

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и

сосредоточить внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох

(при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);На следующие

четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Голос – драгоценный дар природы.

Профессия педагога требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия

нервного напряжения.

Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через

нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с, пауза)

Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.

Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения,

каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая

гимнастика дает лечебный результат.

С покойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.

Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим

звук. Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение

При стрессе и в конце дня.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы,

напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую

напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления

всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных

частях тела.

Техника физического расслабления.

Попытайтесь сконцентрировать своё внимание на неестественно напряжённой группе

мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п. Далее постарайтесь ещё

сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб). Затем

начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши

мышцы. Получите от этого удовольствие.

Метод Аутотренинг и ароматерапия.

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в

ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль,

тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера»,

закрывают глаза и слушают слова

- Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох.

Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в

состоянии покоя.

Упражнение «Избавление от тревог»

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный

солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно

ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело,

разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором

растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и

предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный

дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены,

вам светло и радостно! Вы хотите, чтобы ваше душевное спокойствие сохранялось как

можно дольше. Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил. Вы отдохнули, у вас

прекрасное настроение..

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы улучшения настроения

и снятия психофизического напряжения вы будете вспоминать и дома, и на работе.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости

и гармонии с самим собой.

Улыбнитесь! Мир вокруг – зеркало нашего к нему отношения. Всем спасибо за

участие.

Приложение 5

Творческий конкурс семейных фотоколлажей

«Семейные выходные»

Одна из эффективных форм работы с родителями - это творческие конкурсы.

Они способствуют укреплению взаимоотношений семьи и детского сада, активному

включению родителей в жизнь ДОУ, а также раскрывают творческий потенциал их

участников. Цели конкурса :

Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;

Развитие и активизация творческого потенциала детей и родителей;

Укрепление взаимодействия семьи и детского сада.

Участники конкурса : в конкурсе принимают участие родители и

воспитанники ДОУ.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить оригинальные конкурсные работы,

соответствующие тематике конкурса. Конкурсанты должны раскрыть тему конкурса в

технике коллаж. В содержании работ рекомендуется акцентировать внимание на

позитивных сторонах жизни, активном время препровождении и пропаганде здорового

образа жизни.

Приложение 6

Игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение.

Все очень хорошо знают, что психическое состояние человека и его самочувствие

тесно взаимосвязаны. Отсутствие физической боли даёт человеку основу для

позитивного эмоционального состояния. В то же время

положительный психоэмоциональный настрой - мощное профилактическое средство для

различных заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и

психически благополучного человека способен более эффективно бороться с любым

вирусом.

В работе с детьми широко используются игры и упражнения,

снимающие психоэмоциональное напряжение. Всякого

рода «жужжалки», «рычалки», «пыхтелки» (и пр.) также снимают

отрицательные эмоции.

«Толкалки».

Дети выталкивают друг друга из круга диаметром 60-70 см, прыгая на одной ноге,

заложив руки за спину (старшие дети, дети помладше могут прыгать на двух ногах, руки

за спиной. При выполнении этого упражнения для фона можно привлекать спокойных,

доброжелательных детей.

«Круглый ушастик».

Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут

побросать мячом в «ушастика», представляя своего обидчика, снимая, таким образом,

негативное состояние.

«Перематывание клубочков».

Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закреплённых так, чтобы они

не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1-1,5 м. Ребёнок

перематывает нитку с одного клубочка на другой. Можно иметь несколько таких наборов

разного цвета, длины и толщины наматываемой нити.

Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.

«Хлопай – топай».

Предложить одному или нескольким детям, испытывающим психоэмоциональное

напряжение, чувство злости, выполнить простое упражнение – топаем ногами, хлопаем в

ладоши так сильно, как это кому нравится, в специально отведённом для этого уголке.

«Разрушители».

Вместе с детьми собрать крепость (башню, стену) из картонных кубиков (склеенные и

покрашенные коробочки из-под продуктов, парфюмерии). Потом дети разрушают эту

крепость, бросая в неё мячи. Упражнение выполняют до тех пор, пока есть желание

строить и разрушать.

«Секретики».

Сшить небольшие мешочки (примерно 10 на 15 см) одной расцветки. Насыпать в них

различную крупу (набивать не туго) – манка, рис, горох, фасоль, гречка и т. д.

Предлагаем детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать секрет, что же

такое в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность,

уходя таким образом от негативного состояния.

«Рваная бумага».

Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу (старые газеты, другую ненужную бумагу,

складывают всё это в большую кучу. Потом можно этой бумагой осыпать друг друга,

подбрасывать её вверх. Предварительно договориться с детьми, что после разбрасывания

все вместе собираем кусочки бумаги, моем руки.

«Месим тесто».

Манипуляции с тестом (дети просто мнут его в руках, «месят», по желанию они могут

лепить из него различные фигурки) отлично снимают психоэмоциональное напряжение,

развивают моторику. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоём или

поодиночке.

Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной

пищевым красителем воды, 2 столовые ложки растительного масла. Такое тесто можно

долгое время хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Если оно подсохнет,

добавить чуточку воды и хорошо размять его.

«Пушистые рисунки». (модификавция

Кусок искусственного меха (не очень короткого и густого) наклеить на плотную

основу – картон, фанера. Ребёнок пальцем рисует различные предметы на меху.

Это упражнение успокаивает ребёнка, снимает напряжение.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

"Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы

трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить

звук “у”.

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать,

как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть

воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть

воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-

сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать

несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

"Лимон"

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из

которого нужно выжать сок. Медленно сжимать, как можно сильнее, правую руку в кулак.

Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

“Вибрация”.

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

"Палуба"

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и

прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на

правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного

согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в

другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

"Слон"

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу

тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по

комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол.

Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую

вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она

стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и

снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает

голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.

Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

"Птички"

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу,

вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой

цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее

макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний

ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на

краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы,

поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко

на лесной полянке.

"Бубенчик"

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной

“Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Замедленное движение"

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на

колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время,

слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они

быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Приложение 7

Психологическая акция для педагогов «Тайный друг»

Описание акции:

В день Дружбы проведена психологическая игра «Тайный друг» Педагогам

предложено отправить 3 пожелания коллегам, указав только адресат, самому остаться инкогнито.

Письма нужно сложить в специальные ящики для обратной связи, которые подготовил педагог -

психолог. Задача педагога – психолога, собрать в конце недели пожелания оформить в конверты,

вручить торжественно каждому адресату.

ВАЖНО! Психолог заготавливает по одному письму для каждого члена коллектива и

опускает их в почтовый ящик, чтобы никто не остался без заветного пожелания.

Цель: способствовать психологической разгрузке, повышению общего позитивного

эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.

Участники: педагоги ДОУ

Материал: конверты и листики для записки.

Время проведения: в течении недели

Приложение 8

Занятие педагога-психолога с детьми

средней группы детского сада

«Дружба начинается с улыбки».

Цель:

формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского

коллектива.

Задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба” .

2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и

мешающими дружбе.

3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и

адекватно выражать свое.

4. Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

5. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в

различных ситуациях.

6. Развивать коммуникативные навыки и умения.

7.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к

взаимопомощи, сотрудничеству.

8. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре, работать в команде.

1.

Приветствие.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Психолог: Добрый день, ребята! Предлагаю вам поприветствовать друг друга,

повернитесь к соседу справа улыбнитесь, назовите его по имени и скажите, что вы рады

его видеть. Затем дети дружно говорят: «Всем, всем добрый день!».

2.

Беседа о дружбе.

Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.

Психолог:

Как вы думаете, что такое дружба?

Есть ли у вас друзья?

Зачем нам нужны друзья?

С кем можно дружить?

Каким должен быть настоящий друг?

С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?

Психолог: Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют,

общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей. Друзья - это люди, с которыми нам

интересно играть. Дружба-это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться

игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к

другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним,

если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (Дети поднимают

руки).

3.

Беседа «Настроение».

Психолог показывает детям 2 картинки (на одной грустное лицо, на другой веселое).

Психолог задаёт детям вопросы:

Ребята, посмотрите, одинаковые ли эти человечки? Чем они отличаются?

Какое у вас сегодня настроение?

Почему вам радостно, весело?

Как вы думаете, у какого из этих человечков много друзей?

Почему вы так думаете?

Психолог: Правильно, у человечка хорошее настроение, потому что у него много друзей.

Поэтому он улыбается.

4.

Игра «Моё настроение».

Психолог ладошками закрывает себе лицо, предлагает детям сделать то же самое, потом

просит детей открыть лицо и показать:

Какое у вас лицо, когда вы:

- Съели шоколад.

- Попробовали лимон.

- Увидели друга.

- Мама огорчена.

- Друг подарил вам подарок.

- Вас наказали.

- Вы с друзьями играете на прогулке.

- Когда друг вам улыбнулся.

Психолог: Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала

вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.

5.

Хмурый мишка.

Психолог: А сейчас ребята я познакомлю вас с мишкой. Психолог достает картинку

мишки.

Психолог:

Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,

Никого не замечая, песенку поет.

Он рычит, он ворчит, топает ногами.

Почему наш мишка злой

Мы не знаем сами?

Психолог задаёт детям вопросы:

Ребята, а как вы думаете, почему Мишка хмурый и злой?

Почему с ним никто не хочет дружить?

Как мишке можно помочь?

Ребята, вы хотите научить Мишку дружить?

7.

Правила дружбы.

Психолог: Давайте познакомим мишку с правилами дружбы. Как нужно правильно

дружить?

Дети:…(ответы детей).

Психолог: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают

ссоры?

Дети: …(ответы детей).

Психолог: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то. Я знаю

историю, как Мишка с ежиком поссорились. Ребята, а вы хотите ее услышать?

(Психолог показывает картинки Мишки, ежа и качелей.)

Психолог:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга - Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка: «Я первый! »

Ёжик: «Нет, я! »

Не уступают друг другу друзья.

Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,

Как друг мне совсем не хорош! ».

Психолог задает детям вопросы:

Что произошло, что друзья не поделили?

Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?

Ребята, а как вы думаете, ссориться с другом – это хорошо или плохо?

Почему плохо ссориться?

Психолог: Запомни Мишка первое правило дружбы:

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. (психолог показывает знак № 1).

Психолог: Как помирить Мишку и Ежика? Как быть, если качели одни, а друзей двое?

Дети:…(ответы детей).

Психолог: Давайте ещё раз я расскажу историю, ну уже с весёлым, добрым концом, когда

Мишка и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Мишка и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу качелям шагнул

Мишка качели к себе потянул

Мишка сказал: «Покачаю тебя,

мы ведь с тобою Ёжик друзья».

Психолог: Итак, что нужно делать, чтобы не ссориться?

Дети: Уступать, делиться.

Психолог: Мишка, запомни второе правило дружбы:

Уметь договариваться. Умей уступать. (Психолог показывает знак № 2).

Психолог: Ребята, а когда вы уступаете своим друзьям?

Дети: …(ответы детей)

Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки вверх,

постепенно опускают руки)

Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком)

Если есть хороший друг (хлопают в ладоши)

С делом справимся вдвоем (берутся за руки)

С облегчением вздохнем (вздыхают)

Настроение поднимаем (поднимают руки вверх)

И от пыли отряхнем (отряхиваются от пыли. Улыбаются друг другу) .

Психолог: Ребята, я вам расскажу сейчас другую историю, послушайте внимательно.

Нес однажды Зайка ловкий

Корзину полную морковки.

Была корзина не мала,

Очень – очень тяжела.

Ему навстречу Мишка шёл.

Зайка просит: «Помоги, мне корзину донести!».

«Сам неси свою корзину,

Я пошел искать малину».

Психолог: Как – бы в этой ситуации поступил друг?

Дети: Помог бы.

Психолог: Мишка, запомни третье правило дружбы:

Помогай другу (Психолог показывает знак № 3).

Психолог: Ребята, а вы помогаете своим друзьям? Как помогаете?

Психолог: Вот такие простые правила, Мишенька, соблюдают дети нашей группы, и если

ты их запомнишь, то у тебя будет много добрых и верных друзей.

Мишка: Спасибо ребята, что научили меня дружить и рассказали мне о правилах дружбы.

Я обязательно подружусь в лесу со всеми зверями.

Психолог: Ребята, давайте еще раз напомним Мишке, как звучат правила дружбы:

Дети:

1. Не ссориться с друзьями, играть дружно.

2. Уметь договариваться, уступать, делиться.

3. Помогать другу.

Психолог: И вы, ребята, никогда не забывайте эти правила! Какие бы еще правила вы

сюда добавили, ребята?

Дети: … (ответы детей). Уметь попросить прощения, если был не прав, быть вежливым и

т.д.

8.

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».

Психолог: Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это

проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-нет».

Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да!

Мы научимся играть?

Да-да-да!

Другу будем помогать?

Да-да-да!

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет!

А улыбку подарить?

Да-да-да!

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет!

Ну а споры разрешать?

Да-да-да!

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да!

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да!

10. Игра « Подари улыбку».

Психолог показывает детям большой улыбающийся смайлик.

Психолог: Вам нужно по очереди передавать смайлик своему соседу со словами: «Мне

нравиться с тобой дружить, потому что ты …..( какой?) и называть качество соседа».

Психолог: Молодцы ребята, я узнала, что вы все добрые, вежливые, красивые, веселые.

Значит, вы умеете дружить, и в вашей группе живет улыбка.

11. Дом дружбы.

Психолог каждому из ребят выдает по маленькому смайлику и предлагает каждому

приклеить свой смайлик на общий лист, на котором нарисован дом.

Психолог: Вот такой дом дружбы у нас с вами получился, на котором все рядом друг с

другом, улыбаются и у всех хорошее настроение. Этот дом я оставлю в вашей группе,

чтобы он напоминал вам о нашем занятии и о правилах дружбы.

12. Ритуал прощания. Ребята дружба начинается с улыбки. Попрощаемся мы

сегодня с вами улыбкой. Повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.

Приложение 9

Тропа примирения

Каждый ребенок двигается со своей стороны.

Когда один находится на остановке «Выслушай», а второй на остановке «Говори», он

имеет право высказаться.

На остановке «Вопрос»- задают друг другу вопросы.

Остановка «Эмоции» даёт возможность рассказать о своих эмоциях.

На остановке «Рукопожатие» мирятся. Произносят мирилки.

«Мизинчик».

Дай скорей мизинчик свой,

Зацепи его за мой.

1, 2, 3, 4, 5,

Мы друзья с тобой опять!

«Мячик».

Мячик прыгает по кругу!

Мы прощаем все друг другу!

Между нами уговор:

Дружим мы без драк и ссор!

«Лучик».

Солнце выйдет из-за тучек,

Нас согреет добрый лучик.

А ругаться нам нельзя,

Потому что мы друзья.

«Пальчик».

Пальчик, пальчик, выручай!

Помирить нас обещай!

Мизинчик с мизинчиком обнимитесь,

Катя с Таней (имена детей) помиритесь!

Приложение 10

Арт- терапия при помощи психологической раскраски

«Дудлинг – мое настроение»

В современном мире дети и взрослые все больше сталкиваются со стрессом и

эмоциональными вызовами. Однако, существуют методы, которые помогают справиться

со стрессом. Одним из таких методов является использование раскрасок антистресс -

«Дудлинг»".

«Дудлинг— это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек,

ромбиков, точечек, палочек и пр.). Однако из этих простых элементов могут складываться

сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный

рисунок, который открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. О

том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе.

Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические

фигуры — не важно.

Дудлинг — это полет фантазии, то, что принято называть воображением. Самый

простой вариант дудлинга — воспользоваться раскраской или контуром животного,

цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку

заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить.

Можно усложнить задачу — разбить рисунок на части и заполнить получившиеся

сегменты разными узорами. Еще вариант — предложить ребенку по-разному заполнить

одинаковые изображения животных, предметов и др. Дудлинг обладает своим особым

шармом и очарованием. Такое рисование важный этап в развитии ребёнка: развивается

детская фантазия, мелкая моторика руки, а рисовальный опыт ребёнка используется в

методике обучения первоначальному письму. И самое важное: современные графические

техники рисования- как, дудлинг- позволяют поддерживать интерес ребёнка к рисованию

вообще.

В дудлинге фантазия безгранична, нет никаких строгих правил и есть огромный

простор для творчества!

Приложение 11

Анкета для педагогов

«Итоги „Недели психологии“»

Уважаемые коллеги! В нашем детском саду завершилась Неделя психологии.

Поделитесть, пожалуйста, своим мнением о том, как все прошло.

Анкета заполняется анонимно.

Благодарим за сотрудничество!

1. Принимали ли Вы участие в реализации проекта «Неделя психологии»?

а) да б) нет

2. Какое мероприятие Вам понравилось/запомнилось больше всего?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. С какими трудностями столкнулись в процессе реализации проекта?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как реагировали родители и дети на проходившие мероприятия?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Как Вы оцениваете уровень подготовки и реализации проекта?

1 2 3 4 5

Аргументируйте, пожалуйста, вашу оценку

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Считаете ли Вы необходимым проведении в ДОУ аналогичных мероприятий?

Да Нет

7. Ваши пожелания

___________________________________________________

______________________________________________________________________

Психолого - педагогический опросник для родителей

«Особенности развития ребенка»

Уважаемые родители! В целях организации психоло - педагогической работы с Вашими детьми

просим ответить на вопросы данного опросника:

1 Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке?

А) его умение дружить успехи

В) когда чему-то научился новому

Г) и другое

2. Что Вы делаете вместе со своим ребенком?

А) украшаем дом к празднику

Б) вместе гуляем

В)вместе ездим отдыхать

Г) другое

3. Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?

А) играть

Б) читать, слушать сказки, рассказы,

В) смотреть ТВ и кинофильмы

Г) рисовать, лепить, конструировать

Д) спортивные занятия

4. Что сильнее всего расстраивает Вас в Вашем ребенке?

А) непослушание

Б) ничем не интересуется

В) плаксив, капризен

5. Когда ребенок меня не слушается, я..

А) срываюсь, кричу

Б) стараюсь держать себя в руках

В) затрудняюсь ответить

6. Укажите способы поощрения и наказания, обычно используемые Вами в воспитании ребенка.

Поощрения:

А) хвалим и говорим: «Ты лучше всех»

Б) покупаем игрушки

В) затрудняюсь ответить Наказания:

А) лишаем сладкого

Б) не разрешаем смотреть телевизор

В) ничего не покупаем



В раздел образования