Напоминание

"Создание оптимальных условий в семье для развития личности приемного ребенка"


Автор: Погонина Дарья Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: Брошюра
Тема: "Создание оптимальных условий в семье для развития личности приемного ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям»

СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ

УСЛОВИЙ В СЕМЬЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА

г. Южно-Сахалинск

2023

2

В данном пособии содержится краткий обзор теоретических аспектов,

касающихся потребностей, стилей и особенностей воспитания приемного

ребенка с учетом пережитого им травматичного опыта.

Брошюра

адресована

кандидатам

в

замещающие

родители

и

уже

существующим замещающим семьям, а так же специалистам органов опеки и

попечительства,

педагогам-психологам,

социальным

педагогам

и

другим

специалистам, работающим с замещающими семьями.

Составители:

Д.И. Погонина,

старший

методист

ГБУ

«Центр

психолого-педагогической помощи семье и детям»

3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

В чем нуждается приемный ребенок?

5

Критерии благополучия ребенка в замещающей семье.

Как воспитывать и на что обращать внимание приемным родителям?

8

Особенности воспитания приемного ребенка

11

Заключение

14

4

ВВЕДЕНИЕ

Благополучие ребенка в приемной семье напрямую связанно с тем,

насколько

условия

воспитания,

созданные

в

замещающей

семье,

благоприятны для его развития. Воспитание закладывает основы восприятия

ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видения себя

и своих ближних. Именно приемные родители играют первостепенную роль

в становлении человека как личности.

Замещающий родитель – один в двух лицах: и воспитатель, и родитель.

Как родитель – социализирует детей, организует их жизнедеятельность,

включая

удовлетворение

всех

потребностей

от

физиологических

до

самореализации.

Как

воспитатель

дисциплинирует

детей,

обучает

социальным

умениям

и

навыкам,

организует

воспитывающую,

обучающую

среду,

согласно потребностям и возможностям ребенка.

Детско-родительские отношения в замещающей семье не идентичны

аналогичным

отношениям

в

кровной

семье.

Важнейшим

условием

благополучия ребенка в приемной семье является освобождение ребенка от

груза негативного прошлого, от травмы вызванной расставанием с родными

и приходом в новые условия. Для приемного ребенка важно интегрироваться

в новую семью, почувствовать себя в ней принятым, понятым и уверенным в

своем будущем.

5

В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК?

Приемные дети, в тот или иной жизненный период, были лишены

постоянной любви и заботы значимого для них взрослого, поэтому основной

направленностью

детско-родительских

отношении

в

замещающей

семье

должна

стать

удовлетворение

потребностей

ребенка

в

постоянном

эмоционально-теплом общении.

Благополучие

приемного

ребенка

в

замещающей

семье,

в-первую

очередь, состоит в грамотном удовлетворении потребности ребенка. С точки

зрения создания оптимальных

условий для развития ребенка

основными

можно признать следующие потребности:

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана

на

инстинкте

самосохранения.

Именно,

повышенная

потребность

в

безопасности

делает

многих

детей,

с

точки

зрения

родителей,

такими

«невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность

ребенка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она

отходит

на

второй

план,

превращаясь

в

столь

полезное

качество,

как

осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то

ребенок

становится

тревожным.

И

тогда

он

пытается

удовлетворить

потребность

в

безопасности

путем

выбора

определенной

стратегии

поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью

расплаты с отвергающим взрослым; сверх послушание для возврата любви

значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация

себя

как

компенсация

чувства

неполноценности.

Результатом

является

невротизация потребностей ребенка.

К чему приводит неудовлетворенная потребность в безопасности:

неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти

явления

очень

сложно

контролировать

сознательно,

поскольку

они

инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем).

Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник

потенциальной

опасности,

что

значительно

снизит

его

социальную

активность и ухудшит качество жизни.

Потребность

ребенка

в

здоровье

подразумевает

сохранение

телесной и духовной гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов

придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о

здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы».

Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим

особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди

встречающихся заболеваний на первом месте – нервно-психические, затем –

болезни органов дыхания, пищеварения.

Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители

могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом

6

воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно

уделяться

формированию

здорового

образа

жизни

у

детей.

Под

формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания,

движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды,

гигиена

сна

и

отдыха,

психогигиена

и

здоровая

жизнедеятельность,

профилактика вредных привычек и половое созревание.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает

необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное

представление

и

получать

соответствующее

образование.

Необходимо

отметить, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и

эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены.

Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания и если

взрослые не отобьют у него к этому желание – то и всю жизнь!

К чему приводят неудовлетворенные познавательные потребности:

узкий

кругозор,

примитивность

мышления,

отсутствие

стремления

к

личностному росту и развитию.

Потребность в привязанности в общей форме можно определить

как

«близкую

связь

между

двумя

людьми,

не

зависящую

от

их

местонахождения,

длящуюся

во

времени

и

служащую

источником

их

эмоциональной близости». Привязанность – стремление к близости с другим

человеком

и

старание эту близость

сохранить. Глубокие эмоциональные

связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил

для каждого из нас. Для детей же эти связи – это жизненная необходимость в

буквальном

смысле

слова:

младенцы,

оставленные

без

эмоционального

тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего

возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к ребенку

дает

возможность

развить

базовое

доверие

к

миру

и

положительную

самооценку.

Сила

и

качество

привязанностей

во

многом

зависят

от

поведения

родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.

К чему приводит нереализованная потребность в привязанности:

ребенок растет с чувством ненужности, хронического одиночества, может

возникнуть травма привязанности, избегающий

(ребенок угрюм, замкнут,

не

допускает

доверительных

отношений

со

взрослыми

и

детьми.

Основной

мотив

«никому

нельзя

доверять»)

или

тревожный

тип

привязанности

(ребенку

сложно

расставаться,

такие

дети

склонны

не

доверять

другим

взрослым,

желают

постоянно

находится

рядом

с

определенным

родителем

(мамой

или

папой).

Они

боятся

упустить

родителей, пытаются каким-либо образом зацепиться за них, чтобы их не дай

бог

не

оставили,

не

бросили.

По

большому

счету,

тревожный

тип

привязанности – это большой страх ребенка, что его оставят. Это отсутствие

уверенности в том, что о нем позаботятся и будут рядом тогда, когда это

необходимо.

7

Эмоциональные

потребности

это

потребности

ребенка

в

хорошем

отношении,

во

взаимодействии

с

окружающими.

Большинство

специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже

относит их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс

коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы

жизни.

В

первый

год

эмоциональные потребности

тесно

связаны

с

его

потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен); с возрастом

они значительно усложняются. Примерно после 3-х лет, когда ребенок уже

начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую

очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он

есть.

Потребность

«быть

безоговорочно принятым»

психологи называют

одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.

К чему приводят нереализованные эмоциональные потребности:

стремление

любой

ценой

заслужить

хорошее

отношение

окружающих,

неразборчивость

в

знакомствах,

во

взрослом

возрасте

в

сексуальных

контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто «примет меня таким, какой я

есть», человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под

влияние

недостойных

личностей.

Второй

вариант

развития

событий

эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление

реализоваться

в

любой

области,

кроме

сферы

человеческих

взаимоотношений;

чрезмерная

привязанность

к

вещам

в

качестве

компенсации теплого человеческого общения.

Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою

уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье.

Идентичность можно определить как знание того, из каких разных

частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того,

чтобы

успешно

продвигаться

по

жизни

с

ощущением

собственной

целостности.

Сумма знаний о себе эмоционально питает и защищает ребенка.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос

«Кто

я?»

по

сути,

значит

«Чей

я?».

Ощущение

принадлежности

это

альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: «Я – их, я нужен, меня

любят – Я ЕСТЬ».

Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и

задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного

опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но

отношение к этому знанию, принятие себя, возникает благодаря соотнесению

с системой социальных координат, нормами и ценностями той семьи и того

общества, в котором живет человек.

Потребность в социальной адаптации – социализация ребенка в

обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных

ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и

бытовые навыки.

8

Примерно

после

3-4

лет

у

ребенка

появляется

потребность

в

социальном

самоутверждении;

духовные

потребности

обычно

актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Потребность

в

устойчивых

позитивных

отношениях

со

значимым взрослым и ближайшим окружением так же является базовой, т.е.

жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием

психики. Важно и качество родительского отношения к ребенку.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их

интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия

уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального

тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни

именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи

ребенка.

Отсутствие

адекватной

развивающей

среды,

плохая

забота

о

физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к

отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

В

новой

семье

нарушенность

родительского

(материнского

и

отцовского) отношения к ребенку может служить источником различных

психических и поведенческих расстройств и непосредственно определять

успешность

адаптации

ребенка,

поэтому

установление

теплых,

принимающих и стабильных отношений между ребенком и замещающими

родителями также можно рассматривать как механизм адаптации.

КРИТЕРИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ. КАК ВОСПИТЫВАТЬ И НА ЧТО

ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЯМ?

Судить об уровне благополучия ребенка в замещающей семье можно

по тем изменениям, которые произошли с приемным ребенком за время

пребывания в семье.

Наличие каких критерий дает право говорить о благополучии детей в

приемной семье?

Положительная

динамика

в

обучении,

развитии,

воспитании,

оздоровлении.

Эмоциональный

комфорт

детско-родительских

отношений,

безопасность и благоприятность условий жизнедеятельности детей.

Готовность ребенка к самостоятельной жизни.

Предъявление завышенных требований, неадекватных возможностям

ребенка,

постоянная

критика

негативно

сказывается

на

формировании

личности ребенка, ведут к утрате веры в себя, развитию тревожности.

Только воспитание в любящей семье может обеспечить благоприятные

условия

для

детей,

перенесших

тяжелые

психологические

травмы

и

негативный опыт семейных отношений в кровной семье.

Что необходимо ребенку в первую очередь:

9

атмосфера тепла и принятия;

возможность выражать свои чувства;

новая модель отношений в семье (доверие, доброжелательность,

уважение, эмоциональная поддержка, разумные требования и обязанности,

оптимистичный настрой);

помощь психолога;

повышение

родительской

компетентности

в

вопросах

развития,

воспитания и социализации приемных детей;

общение с другими приемными семьями.

По большому счёту приёмных детей нужно воспитывать так же, как

своих,

но

с

поправкой

на

детскую

травму.

Приёмного

ребёнка

нужно

уважать,

слушать

и

слышать.

Важно

выстраивать

отношения

через

диалог, терпеливо донося свою мысль и принимая ответные высказывания.

Какой

стиль

воспитания

выбрать

родителям?

Давайте

в

этом

разбираться…

Семейное

воспитание

это

целенаправленные,

сознательные

воспитательные

воздействия,

осуществляемые

родителями

с

целью

формирования определенных качеств, умений у детей.

Воспитательные воздействия осуществляются:

за

счет

поощрения

поведения,

которое

взрослые

считают

правильным;

за счет наказания за нарушение установленных правил (родители

внедряют

в

сознание

ребенка

определенную

систему

норм,

соблюдение

которых

постепенно

становится

для

ребенка

привычкой

и

внутренней

потребностью, ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

старается стать таким же).

На ребенка также воздействуют:

ближайшее семейное окружение, уровень жизни;

отношения

в

семье,

социальное

положение

родителей,

род

их

занятий, материальный уровень,

качества родителей - уровень образования, ценностные ориентации

членов семьи, темперамент, характер, физическое и психическое состояние,

личный опыт.

Существует несколько стилей воспитания.

Авторитарный стиль

Ребенок

во

всем

подчиняется

воле

родителей,

их

авторитету.

Родительский контроль преобладает, а

поддержка минимальна.

Родители

ограничивают самостоятельность ребенка, не обосновывая свои требования,

сопровождая

их

жесткими

проверками,

запретами,

выговорами

и

физическими

наказаниями.

В

подростковом

возрасте

это

порождает

конфликты и враждебность. Авторитарность родителей формирует у детей

чувство вины или страх перед наказанием, а как только угроза наказания

исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным.

Демократический стиль (сотрудничество)

10

Родители

поощряют

ответственность

и

самостоятельность

детей

в

соответствии с их возрастными возможностями. Поддержка сочетается с

разумным контролем. Дети постепенно включаются в обсуждение семейных

проблем,

участвуют

в

принятии

решений.

Родители

требуют

от

детей

осмысленного

поведения

и

стараются

помочь

им,

чутко

относясь

к

их

запросам,

заботясь

о

справедливости

и

соблюдении

дисциплины,

что

формирует ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль

Может

выражаться

в

гипоопеке

или

гиперопеке.

При

гипоопеке

действия

ребенка

не

контролируются,

ребенок

не

знает

запретов

и

ограничений, не выполняет указаний родителей, для которых характерно

неумение или нежелание руководить детьми. Родительский контроль снижен

до минимума, поддержка в виде потакания, попустительства. Неспособность

семьи контролировать поведение своих детей может привести к вовлечению

их в асоциальные группы. При гиперопеке повышенная забота о ребенке

сочетается

с

мелочным

контролем,

что

усиливает

несамостоятельность

ребенка, нерешительность, неумение постоять за себя. Гиперопека вызвана

навязчивым

желанием

привязать

к

себе

ребенка,

лишить

его

самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ним в будущем, что

формирует у него тревожность, беспомощность, запаздывание социальной

зрелости.

Анархический стиль (непоследовательный)

Отсутствие единого подхода к воспитанию, конкретных требований к

ребенку или наличие разногласий в выборе воспитательных средств между

родителями,

действия

которых

непоследовательны,

лишены

логики.

Это

лишает ребенка ощущения стабильности и ведет к повышенной тревожности,

неуверенности, агрессивности и неуправляемости. При таком воспитании

самоконтроль

и

ответственность

не

формируются,

суждения

незрелы,

самооценка занижена.

Чего нельзя допускать по отношению к приемному ребенку?

1.

Эмоционально отвергать ребенка.

Это

проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном

ощущении у родителей, что он не «тот», не «такой». Иногда это маскируется

преувеличенной

заботой

и

вниманием,

но

выдает

себя

раздражением,

недостатком искренности в общении, бессознательным избегании тесных

контактов, желанием освободиться как от обузы. Эмоциональное отвержение

одинаково пагубно для всех детей.

2.

Требовать

высокой

моральной

ответственности,

не

соответствующей возрасту и возможностям ребенка.

Требования

абсолютной

честности,

чувства

долга,

возложение

на

ребенка

ответственности

за

благополучие

других,

ожидания

больших

успехов

в

жизни

-

все

это

сочетается

с

игнорированием

реальных

11

потребностей

ребенка,

его

собственных

интересов,

недостаточным

вниманием к его особенностям.

3. Осуществлять воспитательный контроль путем лишения любви.

Нежелательное

поведение

(например,

непослушание),

недостаточные

достижения

или

неаккуратность

в

быту

наказываются

тем,

что

ребенку

демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом

родители прямо не выражают недовольства ребенком, не демонстрируют

негативные

чувства,

которые

они

переживают

в

связи

с

его

плохим

поведением. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о

ребенке

в

третьем

лице

-

как

об

отсутствующем.

У

ребенка

подобное

отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки агрессии,

за

которыми

стоит

стремление

доказать

свое

существование.

Подобное

поведение

родителей

у

детей

может

порождать

глубокое

чувство

собственной ненужности, одиночества.

4.

Осуществлять

воспитательный

контроль

посредством

вызова

чувства вины.

Ребенок,

нарушающий

запрет,

клеймится

родителями

как

«неблагодарный»,

«доставляющий

столько

огорчений»,

«доводящий

до

сердечных

приступов»

и

т.

д.

Развитие

самостоятельности

сковывается

постоянным

страхом

ребенка

оказаться

виноватым

в

неблагополучии

родителя, отношениями зависимости.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

Говоря

о

воспитании

приемных

детей,

следует

подчеркнуть,

что

зачастую

замещающим

родителям

приходится

иметь

дело

с «перевоспитанием». Поэтому любой стиль

воспитания может быть

как

ресурсным, так и неподходящим в зависимости от состояния ребенка. Так,

безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен либеральный

стиль

с

преобладанием

поддержки

над

контролем,

а

ребенку

с

низким

самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет строгий контроль и

четкие, жесткие правила.

Семейное

воспитание

приемного

ребенка

имеет

свою

специфику,

обусловленную

психологическими

особенностями

детей-сирот.

Все

приемные

дети ,

в

тот

или

иной

жизненный

период,

были

лишены

постоянной любви и заботы значимого для них взрослого. Воспитание таких

детей без учета их прошлого травмирующего опыта малоэффективно.

Основной

направленностью

детско-родительских

отношений

в

замещающей семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в

постоянном,

эмоционально

теплом,

понимающем

общении

с

взрослым,

который любит и принимает его.

Воспитательные умения замещающих родителей:

1.

Постепенная градация трудностей

12

Для

формирования

определенных

навыков

необходимо,

чтобы

желательные

действия

ребенка

в

окружающем

мире

находили

систематическое

подкрепление.

В

условиях

интернатного

воспитания

находят подкрепление послушание, подчинение и следование правилам, на

которые

ребенок

повлиять

не

может.

Монотонная

и

строго

регламентированная

жизнь

в

детском

доме

приводит

к

формированию

социально неэффективного, зависимого поведения, страху ответственности,

неумению строить отношения с людьми.

Необходимость

исправить

подобное

положение

вещей

требует систематического

стимулирования

новых

навыков,

таких

как

собственная

активность,

целеполагание,

жизненное

планирование,

систематические усилия и личностная ответственность.

Усвоение

новых

навыков

может

опираться

только

на

уже

сформированные, в

нашем

случае

это

подчинение и

послушание,

но

необходимо

учитывать,

что

эти

навыки

сформировались

в

условиях

психологического

насилия

(непринятие

личности

ребенка,

обедненные

индивидуализированные

отношения),

что,

в

свою

очередь,

формирует

негативизм, пассивное сопротивление, имитацию деятельности.

Таким образом, контроль и опека взрослых обязательна на начальном

этапе формирования новых навыков самостоятельности, при тщательной

градации трудностей, чтобы исключить чрезмерное сопротивление, и при

систематической стимуляции новых жизненных навыков.

2.

Помощь приемному ребенку в расширении круга общения

Одной

из

целей

воспитания

является

обучение

навыкам

взаимодействия и общения с различными людьми в процессе игровой и

учебной деятельности. На предыдущих жизненных этапах социальная среда

приемных

детей

была

ограничена

либо

закрытым

государственным

учреждением, либо асоциальным окружением.

Безусловно, новая семейная обстановка, семейные правила, здоровые

отношения внутри семьи несут большую воспитательную нагрузку, однако

ребенок

будет

стремиться

найти

себе

друзей

из

числа

«трудных

и

неблагополучных детей», это объясняется тем, что когда среда меняется,

человек, чтобы создать комфортную среду, тяготеет к себе подобным, тем,

кто живет по законам и правилам, которые он усвоил прежде.

Умение

родителей

постепенно

включать

ребенка

в

более

продуктивную

и

благополучную

среду

сверстников

может

стать

переломным моментом в процессе воспитания.

3.

Сохранение позиции значимого взрослого

Все приемные дети в тот или иной момент своей жизни были лишены

любви,

заботы

и

внимания

значимого

взрослого,

т.е.

воспитывались

в

условиях материнской депривации.

В

условиях

материнской

депривации

неизбежно

идет

искажение

основных социальных ролей «ребенок», «взрослый». Взрослый становился

13

для ребенка источником опасности или опеки. Приемному ребенку следует

понять

и

осознать,

что

родитель

управляет

ситуацией,

обеспечивая

безопасность и

заботу, и

ребенок не может

контролировать ситуации и

управлять взрослым.

Процесс восстановления этих ролей в любом возрасте очень трудный,

но особенно тяжело он протекает для подростков. Подростку необходимо три

основных условия для нормального развития: принятие родителями ребенка,

установление

ясных

и

однозначных

правил,

регламентирующих

его

поведение,

и

предоставление

ему

свободы

действий

в

установленных

родителями границах.

Через совместную стабильную деятельность ребенка и взрослого, где

взрослый

несет

ответственность

за

ребенка,

обеспечивает

его

безопасность,

заостряет

ситуации

успешности

ребенка,

отделяет

поступок

от

личности

ребенка,

идет

процесс

построение

доверия

к

взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается и

доверие к миру.

4.

Стимулирование активной позиции ребенка

В

прошлом

эти

дети,

в

основном,

ощущали

себя

как

объекты

воспитания

и

дисциплинарного

воздействия.

Переход

к

активной,

ответственной

жизненной

позиции

должен

проходить

при

активном

личностном участии самого ребенка. Мотивацией к этому переходу могут

послужить восполнение потребности в личностной значимости, ощущение

возможности

самому

повлиять

на

изменение

ситуации

к

лучшему

и

комфортные ощущения в ситуации успеха.

5.

Стимулирование социальной компетентности ребенка

Здесь

нужно

различать

два

понятия: социальная

компетентность

и

функциональная грамотность.

Функциональная

грамотность

обеспечивает

усвоение

социально-

бытовых

и

академических

навыков,

умение

эффективно

и

безопасно

пользоваться

общественным

транспортом,

средствами

связи,

домашними

бытовыми приборами, ориентироваться в районе проживания, заботиться о

своем здоровье, а также отбирать необходимую информацию из книг и

работать на компьютере.

6.

Социальная компетентность

Позволяет выстраивать эффективные отношения с людьми, правильно

ориентироваться в различных социальных ситуациях.

Семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной

компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приемных детей

ощущением

пользы

для

себя

и

других,

акцентировать ситуацию

успеха

ребенка

на

ежедневном

уровне

делает

воспитание

приемных

детей

эффективным.

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейное

воспитание

приемного

ребенка

имеет

специфику,

обусловленную психологическими особенностями детей-сирот.

Конечно,

приемные

родители,

как

и

любые

родители,

реализуют

общечеловеческие ценности семьи, проявляя к ребенку материнскую заботу

и любовь, но вместе с тем, они, как профессионалы, обеспечивают ребенку

особую помощь и поддержку

.

Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии

помочь ему в настоящем – и тем самым повлиять на его будущее.

Принимающая

семья

способна

дать

ребенку

«путевку

в

жизнь».

Удовлетворяя потребности ребенка, приемные родители закладывают основу

его

гармоничного

развития,

становления

личности

и

полноценной

жизнедеятельности в дальнейшем.

Для

нормального

развития

и

формирования

личности

ребёнку

необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и

любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью,

одними интересами.

Маленькому ребенку, в

первую очередь,

нужна мать

или

человек,

полностью

её

заменяющий.

Психические

потребности

ребёнка

любого

возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья

предоставляет

ребёнку

не

только

оптимальные

возможности

для

формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно

расширяющиеся

социальные

отношения,

создает

предпосылки

для

вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую

семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта

через

взаимодействие

с

членами

семьи,

взаимное

влияние,

общение

с

представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется

положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать

эффективными родителями.



В раздел образования