Автор: Быкова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 96 детский сад "Калинка"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.
Раздел: дошкольное образование
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
через знакомство с родным краем.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к
ее истории, к прошлому и настоящему,
ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
научно обоснованных, инновационных подходов к проблеме
патриотического воспитания подрастающего поколения. Это является
составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного
самоопределения и становления личности. Нравственно-патриотическое
воспитание в детском саду – процесс освоения, наследования традиционной
отечественной культуры.
Не случайно проблема патриотического воспитания выведена на уровень
государства, которым были разработаны: государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программа
духовно- нравственного воспитания детей и молодежи. Актуальность задачи
отражена в ФОП.
В
нашем
детском
саду
реализуется
программа
по
нравственно-
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста : «Мы родом из
Бурятии», ориентированная на воспитанников ДОУ. Одним из направлений
подпрограммы является музейная педагогика.
Музей является хранилищем культурного наследия человечества,
произведений искусства, поэтому он обладает огромным потенциалом в деле
воспитания и образования детей.
На базе сада был организован музей, в который вошли передвижные мини-
музеи - интерактивные экспозиции, созданные педагогами совместно с
родителями : «Бурятское подворье», «Русская игрушка - Матрешка»,
«Былинные Богатыри», «Байкал- жемчужина Сибири» и др.
Музей приглашает детей, родителей и педагогов в путешествие по
тропинкам, ведущих в мир Родного края. Тематика мини-музеев направлена
на знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей
страны, формированию нравственных ценностей и воспитанию патриотизма
дошкольников.
Расположен музей в отдельной небольшой комнате, где размещены макеты
озера Байкал, бурятской юрты и русской избы, предметы быта, посуда,
представлены народные промыслы бурятского и русского народов.
В нашем интерактивном музее есть постоянные выставки, например, «Куклы
в национальных костюмах». Наряду с ними существуют временные
экспозиции, такие как «Чудо пуговица», «Мандала», «Бабушкин самовар».
Так же существуют и кратковременные «экспресс-экспозиции». Например, в
мини-музее «Бурятское подворье» были организованы экспозиции:
«Бурятская юрта», «Кукла в национальном бурятском костюме».
Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Посетители могут
послушать бурятские и русские мелодии, песни, сказки в зависимости от
темы экскурсии.
Совместными усилиями были созданы развивающие лэпбуки, помогающие
детям узнавать новое о родном крае: «Береги Байкал», «Сагаалган».
Важная особенность нашего музея и интерактивных экспозиций – общение и
совместное участие в их создании детей, родителей и педагогов.
В настоящих музеях трогать экспонаты руками нельзя, а в мини-музеях
групп и музее ДОУ - можно! Экспонаты подобраны таким образом, что
посетители во время экскурсии могут их потрогать, подержать в руках. Для
маленьких детей это особенно важно, так как тактильные ощущения у них
все-таки стоят на первом месте.
Важное место в работе музея занимают игры-экскурсии. Как только дети
начинают посещать музей, носителем познаний становится экскурсовод.
Развитие метода музейной педагогики и наличие в ДОУ музея вызвала
необходимость подготовки юных экскурсоводов.
Старшие дошкольники не только знакомятся с профессией «экскурсовода»,
но и сами со временем активно начинают проводить экскурсии для своих
сверстников, для детей младших групп, родителей и гостей. Это формирует у
воспитанников навыки общения с аудиторией, культуру поведения в музеях,
развивает литературную речь, находчивость, умения оперативно отвечать на
вопросы и грамотно ставить их перед слушателями. Увлекательные
экскурсии в мир музея воспитывают у детей любовь к своей Родине,
вызывают интерес к историческому прошлому малой Родины.
Подготовка экскурсоводов проходит в три этапа :
1 этап
• Рассматривание картин, беседы о профессии экскурсовода.
• Посещение детьми городского музея. Беседа о работе экскурсовода по
следам экскурсии.
• Экскурсия в интерактивный музей ДОУ.
2 этап - подготовка детей - экскурсоводов.
• Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов,
обучение правильному произношению слов.
• Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.
• Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,
темпом речи.
3. Заключительный этап.
Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини –
музеях ДОУ.
• Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.
• Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей
разных возрастных групп.
• Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников ДОУ,
гостей детского сада.
Обучение детей – экскурсоводов уже дает положительные результаты.
У воспитанников улучшается внимание, восприятие, наблюдательность,
речь, формируется широкий кругозор.
Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый
ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много
интересного о родном крае посетителям музея. Со временем эту работу
будут продолжать младшие воспитанники, обучаясь у старших.
Принимают участие в работе нашего музея не только педагоги, дети и
родители, но и специалисты детско- юношеской библиотеки, Музея Природы
Бурятии, театр кукол Улигер и другие.
Помимо подготовки экскурсоводов, проводим разнообразную работу по
формированию нравственных качеств у детей своей старшей возрастной
группы, включая в этот процесс родителей воспитанников:
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей,
стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр,
литературы);
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников ;
-выставки совместного творчества.
На этих мероприятиях родители не только зрители, но и активные участники.
На занятиях по художественному творчеству знакомим детей с народно-
прикладным искусством, традициями народов нашей многонациональной
страны.
Воспитанники участвуют в традиционных народных праздниках,
проводимых в ДОУ: «Сагаалган», «Масленица» и др.
В течение года проводятся беседы с детьми о православных праздниках,
знакомство с обычаями и традициями, с природой родного края, с
республикой Бурятией и ее особенностями.
Родители всегда охотно откликаются на участие в различных конкурсах,
например региональный конкурс «Пасха красная», интеллектуальный
конкурс «Гуламта » и др.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного
воспитания дает заметные результаты.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в различных конкурсах и
акциях, показывая детям наглядный пример. Это участие в велопробеге,
посвященному Дню Победы, участие вместе с воспитанниками в акции
«Бессмертный полк» и т.д.
Несколько лет подряд являюсь участником городского поэтического
конкурса стихов собственного сочинения: «О природе с любовью», «Давайте
делать добрые дела», где не раз мои стихи являлись лучшими. Своим
творчеством пытаюсь донести важность воспитания патриотических чувств
с самого раннего детства.
Нравственные качества человека закладываются с самого раннего детства и
определяющее значение в их становлении играет среда, в которой ребёнок
развивается и растет. Поэтому переоценить важность детского сада и семьи в
нравственном воспитании дошкольников невозможно.
Список литературы:
1.И. И. Наседкина, Р. М. Абрамова «Здравствуй, русская сторонка» (ООП
«Тропинки под ред. В.Т. Кудрявцева)
2.Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Мы родом из Бурятии» МБДОУ №96 детский сад «Калинка» г.Улан-Удэ