Напоминание

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.


Автор: Быкова Светлана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 96 детский сад "Калинка"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

через знакомство с родным краем.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого

– с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к

ее истории, к прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».

Д.С. Лихачев

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

научно обоснованных, инновационных подходов к проблеме

патриотического воспитания подрастающего поколения. Это является

составной частью целостного процесса социальной адаптации, жизненного

самоопределения и становления личности. Нравственно-патриотическое

воспитание в детском саду – процесс освоения, наследования традиционной

отечественной культуры.

Не случайно проблема патриотического воспитания выведена на уровень

государства, которым были разработаны: государственная программа

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программа

духовно- нравственного воспитания детей и молодежи. Актуальность задачи

отражена в ФОП.

В

нашем

детском

саду

реализуется

программа

по

нравственно-

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста : «Мы родом из

Бурятии», ориентированная на воспитанников ДОУ. Одним из направлений

подпрограммы является музейная педагогика.

Музей является хранилищем культурного наследия человечества,

произведений искусства, поэтому он обладает огромным потенциалом в деле

воспитания и образования детей.

На базе сада был организован музей, в который вошли передвижные мини-

музеи - интерактивные экспозиции, созданные педагогами совместно с

родителями : «Бурятское подворье», «Русская игрушка - Матрешка»,

«Былинные Богатыри», «Байкал- жемчужина Сибири» и др.

Музей приглашает детей, родителей и педагогов в путешествие по

тропинкам, ведущих в мир Родного края. Тематика мини-музеев направлена

на знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей

страны, формированию нравственных ценностей и воспитанию патриотизма

дошкольников.

Расположен музей в отдельной небольшой комнате, где размещены макеты

озера Байкал, бурятской юрты и русской избы, предметы быта, посуда,

представлены народные промыслы бурятского и русского народов.

В нашем интерактивном музее есть постоянные выставки, например, «Куклы

в национальных костюмах». Наряду с ними существуют временные

экспозиции, такие как «Чудо пуговица», «Мандала», «Бабушкин самовар».

Так же существуют и кратковременные «экспресс-экспозиции». Например, в

мини-музее «Бурятское подворье» были организованы экспозиции:

«Бурятская юрта», «Кукла в национальном бурятском костюме».

Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Посетители могут

послушать бурятские и русские мелодии, песни, сказки в зависимости от

темы экскурсии.

Совместными усилиями были созданы развивающие лэпбуки, помогающие

детям узнавать новое о родном крае: «Береги Байкал», «Сагаалган».

Важная особенность нашего музея и интерактивных экспозиций – общение и

совместное участие в их создании детей, родителей и педагогов.

В настоящих музеях трогать экспонаты руками нельзя, а в мини-музеях

групп и музее ДОУ - можно! Экспонаты подобраны таким образом, что

посетители во время экскурсии могут их потрогать, подержать в руках. Для

маленьких детей это особенно важно, так как тактильные ощущения у них

все-таки стоят на первом месте.

Важное место в работе музея занимают игры-экскурсии. Как только дети

начинают посещать музей, носителем познаний становится экскурсовод.

Развитие метода музейной педагогики и наличие в ДОУ музея вызвала

необходимость подготовки юных экскурсоводов.

Старшие дошкольники не только знакомятся с профессией «экскурсовода»,

но и сами со временем активно начинают проводить экскурсии для своих

сверстников, для детей младших групп, родителей и гостей. Это формирует у

воспитанников навыки общения с аудиторией, культуру поведения в музеях,

развивает литературную речь, находчивость, умения оперативно отвечать на

вопросы и грамотно ставить их перед слушателями. Увлекательные

экскурсии в мир музея воспитывают у детей любовь к своей Родине,

вызывают интерес к историческому прошлому малой Родины.

Подготовка экскурсоводов проходит в три этапа :

1 этап

• Рассматривание картин, беседы о профессии экскурсовода.

• Посещение детьми городского музея. Беседа о работе экскурсовода по

следам экскурсии.

• Экскурсия в интерактивный музей ДОУ.

2 этап - подготовка детей - экскурсоводов.

• Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов,

обучение правильному произношению слов.

• Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.

• Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,

темпом речи.

3. Заключительный этап.

Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини –

музеях ДОУ.

• Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.

• Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей

разных возрастных групп.

• Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников ДОУ,

гостей детского сада.

Обучение детей – экскурсоводов уже дает положительные результаты.

У воспитанников улучшается внимание, восприятие, наблюдательность,

речь, формируется широкий кругозор.

Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый

ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много

интересного о родном крае посетителям музея. Со временем эту работу

будут продолжать младшие воспитанники, обучаясь у старших.

Принимают участие в работе нашего музея не только педагоги, дети и

родители, но и специалисты детско- юношеской библиотеки, Музея Природы

Бурятии, театр кукол Улигер и другие.

Помимо подготовки экскурсоводов, проводим разнообразную работу по

формированию нравственных качеств у детей своей старшей возрастной

группы, включая в этот процесс родителей воспитанников:

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей,

стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр,

литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников ;

-выставки совместного творчества.

На этих мероприятиях родители не только зрители, но и активные участники.

На занятиях по художественному творчеству знакомим детей с народно-

прикладным искусством, традициями народов нашей многонациональной

страны.

Воспитанники участвуют в традиционных народных праздниках,

проводимых в ДОУ: «Сагаалган», «Масленица» и др.

В течение года проводятся беседы с детьми о православных праздниках,

знакомство с обычаями и традициями, с природой родного края, с

республикой Бурятией и ее особенностями.

Родители всегда охотно откликаются на участие в различных конкурсах,

например региональный конкурс «Пасха красная», интеллектуальный

конкурс «Гуламта » и др.

Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного

воспитания дает заметные результаты.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в различных конкурсах и

акциях, показывая детям наглядный пример. Это участие в велопробеге,

посвященному Дню Победы, участие вместе с воспитанниками в акции

«Бессмертный полк» и т.д.

Несколько лет подряд являюсь участником городского поэтического

конкурса стихов собственного сочинения: «О природе с любовью», «Давайте

делать добрые дела», где не раз мои стихи являлись лучшими. Своим

творчеством пытаюсь донести важность воспитания патриотических чувств

с самого раннего детства.

Нравственные качества человека закладываются с самого раннего детства и

определяющее значение в их становлении играет среда, в которой ребёнок

развивается и растет. Поэтому переоценить важность детского сада и семьи в

нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Список литературы:

1.И. И. Наседкина, Р. М. Абрамова «Здравствуй, русская сторонка» (ООП

«Тропинки под ред. В.Т. Кудрявцева)

2.Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

«Мы родом из Бурятии» МБДОУ №96 детский сад «Калинка» г.Улан-Удэ



В раздел образования