Автор: Шипунова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №5
Населённый пункт: Г.Славянск-на-Кубани
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Игра-как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности".
Раздел: дошкольное образование
Тема мастер-класса
«Игра-как средство поддержки детской инициативы, творчества и
самостоятельности».
Цель:
повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по
вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и
самостоятельности.
Задачи:
-активизировать знания педагогов мастер-класса по использованию поддержки детской
инициативы в работе с дошкольниками.
-Показать участникам мастер-класса использование поддержки детской инициативы в
практической деятельности педагога.
-
Раздаточный материал для фокус-групп: папки-гармошки с геометрическими
фигурами 4 штуки, восковые мелки, краски акварельные и гуашевые, непроливайка 4
штуки, кисти разного размера, инструкция для выполнения задания, деревянная ложка,
бусы, цветной стаканчик, волшебная палочка, попыт, листы бумаги с образовательными
областями, листы и ручки.
Атрибуты для игр: большой мяч, маленькие мячи в корзине, колесо-инициативы.
(СЛАЙД 1)Тема: «Игра-как средство поддержки детской инициативы, творчества и
самостоятельности».
(СЛАЙД2)
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Цель
моего мастер-класса- повышение профессиональной компетентности педагогов
дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников
инициативности и самостоятельности.
Задачи моего мастер класса вы можете прочитать на экране.
(СЛАЙД3) а начать свой мастер –класс я хочу со слов российского педагога и психолога
«Если хочешь воспитать
в детях самостоятельность,
смелость ума, вселить в них
радость сотворчества,
то создай такие условия,
чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мысли,
дай им возможность почувствовать
себя в нём властелином»
Шалва Александрович Амонашвили-советский, грузинский и российский педагог и
психолог.
Сегодня мы с вами поговорим о развитии и поддержки детской инициативы и
самостоятельности. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но
и активными участниками моего мастер - класса.
Для этого нам необходимо активизировать мозговую деятельность, для улучшения
запоминания информации. В этом нам поможет нейрогимнастика.
Возьмите один мяч …..
Возьмите в правую руку мяч…будем перебрасывать из руки в руку…. Усложняем
упражнение: перебрасываем мяч в руку, свободной рукой соединяем 2 пальца- большой и
указательный…перебрасываем, соединяем….перебрасываем, соединяем большой и
средний пальцы…(и т.д. )
Замечательно, вижу начали улыбаться….надеюсь вы настроены на дальнейшую
совместную работу ….как вы себя чувствуете…какие эмоции вы сейчас испытываете …
спасибо.. мы свами подняли себе настроение.
(СЛАЙД4) И у меня к вам первый вопрос, как Вы понимаете слово Инициатива……….
Спасибо….. отлично……..а вы согласны…..
Инициатива от латинского initium (начало)- это почин, первый шаг в каком-либо деле;
внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо
действиях.
Скажите…. Какую установку Вы дадите себе, формирующую ситуацию успеха, для
нашего мастер класса ………
«Я могу»
,
«Я сумею»
;
Кто еще хочет высказаться… спасибо, продолжим
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования и пункту 25 Федеральной образовательной программы указывается, что
одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в
различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием,
необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Но как же быть, как всё таки поддержать инициативу ребёнка?…
Как вы считаете….что для этого необходимо…спасибо…
Моя задача – создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и
умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же
затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы,
активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких
вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от
успешных инициативных действий.
С целью создания атмосферы радостного проживания периода детства, в педагогической
практике имеется определенный опыт использования технологий, направленных на
создание психологического комфорта и поддержки детской инициативы.
На каждой возрастной ступени развития имеется приоритетная сфера проявления детской
инициативы:
- (СЛАЙД 5 и 6 )в раннем возрасте это самостоятельное передвижение в пространстве,
исследование предметов на основе манипулирования;
- (СЛАЙД 7 и 8 ) 2-3 года активная самостоятельная исследовательская деятельность с
предметами;
- (СЛАЙД 9 и 10 ) :3-4 года продуктивная деятельность;
- (СЛАЙД 11 и 12 ) 4-5 лет познавательная деятельность, расширение информационного
кругозора, игровая деятельность со сверстниками;
- (СЛАЙД 13 и 14 ) 5-6 лет внеситуативно- личностное общение со взрослым и
сверстниками, а также информационная познавательная инициатива;
- (СЛАЙД 15 и 16 ) 6-7 лет расширение сфер собственной компетентности в различных
областях практической, предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также
информационная познавательная деятельность.
(СЛАЙД 17 ) Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных
компонентов проявления инициативы и самостоятельности. В каких видах деятельности
ребенок может проявлять инициативу и самостоятельность, вы можете посмотреть на
экране
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет
каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность,
инициативность.
Сегодня у вас есть такая возможность проявить свою инициативность и
самостоятельность.
Обратите внимание на колесо-инициативы. Мне сейчас понадобится помощник …..,
можно вас попросить быть в роли независимого эксперта.
Вам необходимо крутить колеса и мы выберем 4 участника для моей первой игры,
которая называется «ВОЛШЕБНИКИ»
Подготовить видео!!!!!!!!!
Проходите к столу, а мы сейчас выберем еще 4 участника для следующей игры. Крутите
колесо….
Галина Владимировна спасибо за помощь, присаживайтесь.
«Волшебники» прежде чем приступить к выполнению задания, прошу посмотреть видео,
внимание на экран (ВИДЕО)
Занимайте места, перед вами инструкция… знакомьтесь и приступайте…
ИНСТРУКЦИЯ
1.
Выбираете любую папку-гармошку с геометрическими фигурами
2.
На ее основе создаете более сложный рисунок(геометрическая фигура
превращается в….).
3.
Презентуйте свои работы
Участники следующей группы Вам необходимо выбрать один предмет и образовательную
область…
придумайте игру для средней группы с выбранным предметом в соответствующей
образовательной области
Пока фокус –группы занимаются, мы свами сыграем в игру«Я научу тебя». ( В эту игру
можно играть на месте или в кругу)
(СЛАЙД 18 ) Первый участник обращается к соседу, говоря: «Я научу тебя ________ »
Второй участник повторяет слова первого и затем обращается к следующему соседу:
«Меня научили______, а я научу тебя _________» .
Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до
ребенка, первым начавшим игру. Затем дети обмениваются со своими «учителями»
рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово
Замечательно…В какой возрастной группе можно играть в данную игру…. Как можно
усложнить игру для подготовительной к школе группе?..спасибо
ФОКУС ГРУППА 1
Задачи данной игры: развитие креативности, речи, самостоятельности, инициативности,
логического мышления
Отметить того кто составил рассказ… необычные рисунки…лежа…перевернутые….
Ваши впечатления…в чем у вас были трудности…..спасибо, продолжаем…
ФОКУС ГРУППА 2
Почему вы выбрали именно этот предмет…чем вас заинтересовал данный предмет.
Уважаемые коллеги если вам для презентации вашей игры необходимы участники, вы
можете выбрать с помощью колеса-инициативы.
(СЛАЙД 19) Следующая игра моя называется «Необычные предметы»
Внимание на экран, перед вами картинка Мы знаем прямое значение данных предметов
вам необходимо проявить свою инициативу, фантазию и представить, как этот предмет
можно использовать в нашей работе..
(СЛАЙД 20 мясорубка
21 губка,
22 доска для стирки,
23 мини степлер для снятия скоб,
24 дырокол ,
25 молоток
Я хочу отметить самых активных участников моего мастер класса, которые проявили
свою инициативу, креативность в данной игре.
Представьтесь пожалуйста… аплодисменты..
Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности
в среднем возрасте необходимо:
(читаем на слайдах)
(СЛАЙД 26 ) Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их
стремление переодеваться («рядиться»).
(СЛАЙД 27 ) Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под
популярную музыку.
(СЛАЙД 28 и 29 ) Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить
«дома», укрытия для игр.
Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты
игры.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами
приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход
игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог;
характер исполнения роли также определяется детьми.
(СЛАЙД 30) Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные
возможности и предложения.
(СЛАЙД 31 и 32 )Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
(СЛАЙД 33 ) Следующая моя Игра называется «Отвечай, сосед!»
Цель Данной игры-развитие инициативности, быстроты реакции
Я приглашая 10-12 участников
Участники игры стоят по кругу. В центре — водящий. Он не соблюдая очередности,
вразбивку задает игрокам различные вопросы, стараясь придумывать забавные. Тот, к
кому обратился водящий, должен молчать, за него отвечает его сосед с правой стороны.
Тот, кто сам ответит на вопрос опоздает ответить за соседа или засмеется, выходит из
игры.
1.
Часто ли вы ходите на работу
2.
Любите ли вы покушать
3.
Что было на обед вчера в вашем детском саду
4.
Нарушаете ли в правила дорожного движения
5.
Кормите ли вы бездомных кошек
6.
Назовите один из городов Краснодарского края
7.
Как вы относитесь к своему рабочему коллективу
8.
Часто ли вы ночуете дома
9.
Что вы себе пожелаете
10. Ваш девиз по жизни
11. Для чего служит светофор
12. Кто зимой и летом одним цветом
13. Зачем обезьяне длинный хвост
14. Назовите зимние месяцы
Я вижу улыбку на ваших лицах, мне очень приято…. Поделитесь своим мнением о данной
игре….ваше впечатление….
(СЛАЙД 34 QR-код) И в завершение моего мастер-класса, я предлагаю вам взять в руки
смартфоны навести камеру на QR-код и оставить свой отзыв о мастер-классе. Мне очень
важно мнение каждого участника нашей встречи.
Если есть вопросы я с удовольствием на них отвечу.
(СЛАЙД 35) Спасибо всем за участие.