Напоминание

"Пал"Пальчиковая гимнастика, как один из важных инструментов речи


Авторы: Салихова Люция Борисовна, Хусаинова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Кармаскалинский филиал МАДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: Республика Башкортостан Кармаскалинский район
Наименование материала: статья "Пальчиковая гимнастика, как один из важных инструментов речи
Тема: "Пал"Пальчиковая гимнастика, как один из важных инструментов речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковая

гимнастика,

как

один

из

важных

инструментов речи.

Пальчиковая гимнастика является важным инструментом для развития

речи у детей дошкольного возраста. Одним из основных показателей

здорового физического и нервно-психического развития ребенка считается

мелкая моторика рук, которая включает в себя координацию движений кистей

и пальцев. Эти навыки не только улучшают общую подвижность, но и

оказывают положительное влияние на речевые способности ребенка.

Дошкольный возраст – это период, когда игра является основным видом

деятельности. В процессе игры ребенок активно накапливает жизненный

опыт, связывая свои действия с речью. Игровая деятельность способствует

развитию

самостоятельности

и

языковых

навыков.

Упражнения,

направленные на развитие мелкой моторики, особенно пальчиковые игры,

оказывают сильное воздействие на речь, так как движение рук напрямую

связано с функцией артикуляции. Чем активнее развиваются пальцы, тем

лучше формируется речь. Это объясняется тем, что пальцы содержат большое

количество

рецепторов,

которые передают сигналы в центральную нервную систему.

Педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на

кончиках его пальцев". Дело в том, что кисть руки занимает значительное

место в коре головного мозга, и именно развитие кисти стимулирует работу

мозга и влияет на формирование речи. Словесная речь ребенка начинает

активно развиваться в тот момент, когда движения пальцев становятся

достаточно точными. Таким образом, руки ребенка играют важную роль в

подготовке к овладению речью.

Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой

моторики и речи, но и является способом радостного взаимодействия с

детьми. Она позволяет ребенку научиться управлять своими движениями, что

в дальнейшем поможет в овладении письменными навыками. Например,

удержание ручки во время письма требует работы трех пальцев, и именно

пальчиковые игры подготавливают руку к этой задаче.

Цель пальчиковой гимнастики – способствовать развитию моторики

рук, что в свою очередь улучшает речь ребенка. В рамках таких игр дети

учатся координировать свои действия, запоминать последовательность

движений, концентрировать внимание и взаимодействовать с окружающими.

Это не только развивает речь, но и укрепляет память, воображение,

творческое мышление и мелкую моторику.

Игры с пальцами стимулируют речевые центры в мозге, активизируя

согласованную работу речевых зон. Это приводит к улучшению речи, ее

четкости и ритмичности. Кроме того, пальчиковые игры учат ребенка

вслушиваться в речь взрослого, подражать ему, что повышает речевую

активность и помогает лучше понимать смысл сказанного.

Пальчиковая

гимнастика

оказывает

комплексное

воздействие

на

развитие ребенка:

Улучшает осязание и помогает различать свойства предметов, такие как

текстура, вес и температура.

Развивает мелкую моторику, что способствует подготовке к письму и

укреплению мозга.

Помогает ребенку овладеть простыми бытовыми навыками, такими как

застегивание пуговиц, рисование, лепка.

Важным аспектом является активное участие родителей в развитии мелкой

моторики у детей. Игры с пальцами можно включать в ежедневные занятия с

ребенком с раннего возраста. Консультации и рекомендации для родителей,

такие

как

предоставление

ребенку

самостоятельности

при

одевании,

застегивании пуговиц и молний, помогут быстрее развить навыки и

подготовить его к дальнейшим успехам.

Таким образом, пальчиковая гимнастика играет ключевую роль в

развитии речи у дошкольников. Эти игры, существовавшие еще с древности,

использовались для стимулирования мелкой моторики и речевых навыков,

что подтверждается современными исследованиями. Развитие моторики рук

и речи идет рука об руку, подготавливая ребенка к дальнейшему обучению и

развитию



В раздел образования