" Технология развития критического мышления на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС "
Автор: Булдыженко Евгения Александровна Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: " Технология развития критического мышления на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС " Раздел: среднее образование
ФГОС
Автор:
Булдыженко
Евгения
Александровна
учитель
изобразительного
искусства,
искусства,
МХК,
МКОУ
СОШ
№12,
г.
Лиски,
Воронежская
область.
Что означает критическое мышление?
Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того,
во
что
верить
и
что
делать,
поиск здравого смысла. Формирование
критического мышления предполагает создание базового отношения к себе
и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную
позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования –
потому
что
оно
становится
осознанным
и
рефлексивным
и
повышает
коммуникативный
потенциал
личности.
Критическое
мышление
объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление»,
«творческое
мышление».
Это
способ
добывать
знания,
умение
анализировать,
оценивать,
выносить
обоснованное
суждение,
вырабатывать
собственное
мнение
по
изучаемой
проблеме
и
умения
применять
знание,
как
в
стандартной,
так
и
нестандартной
ситуации.
Важнейшим
условием
для
развития
критического
мышления
является
создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Проблемная ситуация
обеспечивает
внутреннюю
мотивацию
учебной
деятельности
учащихся,
побуждает преподавателя ознакомить учащихся с правилами критического
мышления;
требует
использования
проблемных
методов
обучения
и
интерактивных занятий, а также ориентирует на письменное изложение
решений задач и организацию осмысления этих решений. А это значит, что
результатом обучения через критическое мышление выступают личностные
изменения учащихся, то есть их развитие: они перестраивают свой опыт,
получают новые знания и способы решения проблемных задач.
По мнению российских педагогов, характерными особенностями
критического мышления являются:
«Оценочность,
открытость
новым
идеям,
собственное
мнение,
рефлексия собственных суждений».
Данная
технология
позволяет
систематизировать
имеющиеся
у
школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки
для организации работы на третьей стадии.
Основная
идея
технологии
развития
критического
мышления
-
создать
такую
атмосферу
учения,
при
которой
учащиеся
активно
работают,
сознательно
размышляют
над
процессом
обучения,
отслеживают,
подтверждают,
опровергают
или
расширяют
знания,
новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Российские
педагоги
и
исследователи
представили
образовательную
технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:
I. Вызов
II. Осмысление
III. Рефлексия
I
.
Фаза
вызова может
осуществляться
в
самых
различных
модификациях :
ассоциативная таблица,
составление кластера,
рассказ-предположение по ключевым словам,
верные и неверные утверждения,
мозговая атака.
Как
методический
прием
мозговая
атака
используется
в
технологии
критического
мышления
с
целью
активизации
имеющихся
знаний
на
стадии «вызова»
1 этап: У ч а щ и м с я
п р ед л а г а е т с я
п од умат ь
и
з ап и с ат ь
в с е ,
что они знают или думают, по данной теме;
Рекомендации к эффективному использованию:
1.Жесткий лимит времени ;
2.При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3
. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна
индивидуальная,
парная
и
групповая
формы
работы.
Как
правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может
быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности
Эти приемы способствует тренировке умения кратко и чётко выражать
свои
мысли,
раскрепощению
креативного
мышления.
Таким
образом,
задача первой стадии: заинтересовать обучающихся, создать ассоциации по
изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.
II.Задачи второй фазы осмысление: организация активной работы с
текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование
отношения к тексту;
Методические приемы второй фазы урока (осмысление) примерно может
быть таким:
1. Чтение с остановками
2. Дневники
3. Бортовые журналы
4. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
6. Инсерт- система маркировки текста
Пометки должны быть следующие:
Знаком
«галочка»
(v)
отмечается
в
тексте
информация,
которая
уже
известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у
ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и
требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
III.
Методические приемы третей фазы урока (рефлексия)
Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений; обобщение
изученного
материала;
определение
направлений
для
дальнейшего
изучения темы.
1.
Синквейн, кластер, эссе. Рефлексия настроения
На основе выше изложенного мной были проведены открытые уроки по
программе ФГОС в 5х и 6х классах такие как: «Деревянное кружево русской
избы», «Народные промыслы, Истоки и развитие промысла Гжель»,
«Декоративное искусство древней Греции», «Виды и жанры
изобразительного искусства» и другие. Приведу пример одного из этих
уроков.
Урок в 5 классе на тему «Декоративное искусство древней Греции» начался с
проблемной ситуации. Мотивация и актуализация знаний: «Хочу все
знать». Дети должны были назвать тему урока, которая скрыта в загадке и в
изображении на презентации древнего города Афины.
Проблема еще состояла в том, как расписать древнегреческие вазы на своем
рисунке. Постановка темы урока и учебной задачи. Учащиеся выяснили
свои цели и задачи. Но прежде они использовали рефлексию собственных
суждений методический прием мозговая атака. Они заполнили таблицу.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
(заполняется
в
конце урока)
Из глины изготовляют посуду,
глиняные игрушки –
свистульки. Народный
промысел Гжель
расписывается
растительным
Интересно
узнать,
как
расписывали вазы
древней Греции
Стили росписи
древнегреческих ваз:
краснофигурные и
чернофигурные, использовался
синим орнаментом по белому
фону
геометрический и растительны
й
орнамент
(пальметта
и
меандр)
Самоопределение к деятельности
Открытие новых знаний –
1этап:работа с текстом и иллюстративным материалом в паре – 2 минуты
2 этап: обмен информацией. Диалог по презентации. Посещение лекции
профессора художественного института, который рассказывает о стилях
росписи
ваз
(видеозапись) 3минуты. Заочное
посещение
выставки
Эрмитаж древнегреческих ваз по презентации 1минута.
3 этап урока - это обобщение изученного материала (рефлексия)
Найдите в стихотворении «Что я видел в Эрмитаже» фразы,
характеризующие греческие вазы
(
... То вазы-гиганты, то карлики вазы, и каждая
ваза - с рисунком-рассказом!). (Крупнейшую в мире коллекцию ваз).
Какую информацию получила наша цивилизация от ваз?
Именно
вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что
ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели.
Написать синквейн.
Пример:
1.Существительное (название стихотворения) ( вазы)
2. два прилагательных ( краснофигурные, чернофигурные)
3. три глагола ( разминать, обжигать, расписывать)
4. фраза ( Крупнейшая в мире коллекция ваз)
5. Существительное синоним первому существительному ( керамика)
Сегодня вы узнали о крупнейшей коллекции ваз. И сейчас я предлагаю вам
посетить творческую мастерскую и выполнить рисунок вазы в стиле
древнегреческой вазописи .
А теперь внимание, домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Прочитать миф о Нарциссе (сделать вывод).
Прочитать миф о Геракле спасающий остров Крит от разъяренного быка, объяснить выражение:
«Взял быка за рога»
Ответить на вопрос: «Зачем древние Греки создавали мифы»
Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние на уроке с помощью
«Островов настроения».
Урок закончился, друзья, до скорого свидания.
«Все