Напоминание

" Технология развития критического мышления на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС "


Автор: Булдыженко Евгения Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: " Технология развития критического мышления на уроках изобразительного искусства в условиях внедрения ФГОС "
Раздел: среднее образование





Назад





Использование элементов технологии

критического мышления на уроках

изобразительного искусства в рамках внедрения

ФГОС
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства, искусства, МХК, МКОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежская область. Что означает критическое мышление? Это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Критическое мышление объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Проблемная ситуация обеспечивает внутреннюю мотивацию учебной деятельности учащихся, побуждает преподавателя ознакомить учащихся с правилами критического мышления; требует использования проблемных методов обучения и интерактивных занятий, а также ориентирует на письменное изложение решений задач и организацию осмысления этих решений. А это значит, что результатом обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, то есть их развитие: они перестраивают свой опыт, получают новые знания и способы решения проблемных задач. По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются:
«Оценочность,

открытость

новым

идеям,

собственное

мнение,

рефлексия собственных суждений».
Данная технология позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания, расширить запас точных знаний, создать предпосылки для организации работы на третьей стадии.

Основная

идея

технологии

развития

критического

мышления

-

создать

такую

атмосферу

учения,

при

которой

учащиеся

активно

работают,

сознательно

размышляют

над

процессом

обучения,

отслеживают,

подтверждают,

опровергают

или

расширяют

знания,

новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Российские педагоги и исследователи представили образовательную технологию развития критического мышления в виде следующих этапов:
I. Вызов

II. Осмысление

III. Рефлексия

I

.



Фаза

вызова может

осуществляться

в

самых

различных

модификациях
:
ассоциативная таблица,

составление кластера,

рассказ-предположение по ключевым словам,

верные и неверные утверждения,

мозговая атака.
Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» 1 этап: У ч а щ и м с я п р ед л а г а е т с я п од умат ь и з ап и с ат ь в с е , что они знают или думают, по данной теме;
Рекомендации к эффективному использованию:

1.Жесткий лимит времени ;

2.При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3

. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности Эти приемы способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Таким образом, задача первой стадии: заинтересовать обучающихся, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать их, вызвать уже имеющиеся знания.
II.Задачи второй фазы осмысление: организация активной работы с

текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование

отношения к тексту;
Методические приемы второй фазы урока (осмысление) примерно может быть таким: 1. Чтение с остановками
2. Дневники 3. Бортовые журналы 4. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» 5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов 6. Инсерт- система маркировки текста Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
III.



Методические приемы третей фазы урока (рефлексия)
Задачи фазы: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы. 1. Синквейн, кластер, эссе. Рефлексия настроения На основе выше изложенного мной были проведены открытые уроки по программе ФГОС в 5х и 6х классах такие как: «Деревянное кружево русской избы», «Народные промыслы, Истоки и развитие промысла Гжель», «Декоративное искусство древней Греции», «Виды и жанры изобразительного искусства» и другие. Приведу пример одного из этих уроков. Урок в 5 классе на тему «Декоративное искусство древней Греции» начался с проблемной ситуации.
Мотивация и актуализация знаний: «Хочу все

знать».
Дети должны были назвать тему урока, которая скрыта в загадке и в изображении на презентации древнего города Афины. Проблема еще состояла в том, как расписать древнегреческие вазы на своем рисунке.
Постановка темы урока и учебной задачи.
Учащиеся выяснили свои цели и задачи. Но прежде они использовали рефлексию собственных суждений методический прием мозговая атака. Они заполнили таблицу. Знаю Хочу узнать Узнал (заполняется в конце урока) Из глины изготовляют посуду, глиняные игрушки – свистульки. Народный промысел Гжель расписывается растительным Интересно узнать, как расписывали вазы древней Греции Стили росписи древнегреческих ваз: краснофигурные и чернофигурные, использовался
синим орнаментом по белому фону геометрический и растительны й орнамент (пальметта и меандр) Самоопределение к деятельности
Открытие новых знаний
– 1этап:работа с текстом и иллюстративным материалом в паре – 2 минуты 2 этап: обмен информацией. Диалог по презентации. Посещение лекции профессора художественного института, который рассказывает о стилях росписи ваз (видеозапись) 3минуты. Заочное посещение выставки Эрмитаж древнегреческих ваз по презентации 1минута. 3 этап урока - это обобщение изученного материала (рефлексия)
Найдите в стихотворении «Что я видел в Эрмитаже» фразы,

характеризующие греческие вазы
(
... То вазы-гиганты, то карлики вазы, и каждая

ваза - с рисунком-рассказом!). (Крупнейшую в мире коллекцию ваз).

Какую информацию получила наша цивилизация от ваз?
Именно вазопись дала ученым представление о том, как выглядели древние греки, что ели, пили, носили, какими были их дома и какую жизнь они вели.
Написать синквейн.

Пример:

1.Существительное (название стихотворения) (
вазы)
2. два прилагательных (
краснофигурные, чернофигурные)
3. три глагола (
разминать, обжигать, расписывать)
4. фраза (
Крупнейшая в мире коллекция ваз)
5. Существительное синоним первому существительному (
керамика) Сегодня вы узнали о крупнейшей коллекции ваз. И сейчас я предлагаю вам посетить творческую мастерскую и выполнить рисунок вазы в стиле древнегреческой вазописи
.
А теперь внимание, домашнее задание. Учащиеся записывают домашнее задание. Прочитать миф о Нарциссе (сделать вывод). Прочитать миф о Геракле спасающий остров Крит от разъяренного быка, объяснить выражение: «Взял быка за рога» Ответить на вопрос: «Зачем древние Греки создавали мифы»
Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние на уроке с помощью

«Островов настроения».
Урок закончился, друзья, до скорого свидания.
«Все

наше

достоинство



в

способности

мыслить.

Постараемся

же

мыслить достойно – в этом основа нравственности».

Паскаль Блез.



В раздел образования