Напоминание

Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС


Автор: Терехина Евгения Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "КСШ№2"
Населённый пункт: город Кораблино, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:«Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной

школе в условиях реализации ФГОС»

Учитель начальных классов: Терехина Е.В.

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему

навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых

описано не только содержание, но и требования к результатам обучения образование требует

инновационных подходов в организации учебного процесса.

В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии

обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической

систем).

Цель: Формировать не только знания, но и РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ:

ставить цель и добиваться ее;

самостоятельно добывать и применять знания;

составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;

задавать вопросы;

ясно выражать свои мысли;

заботиться о других, быть нравственным человеком;

сохранять и укреплять своё здоровье.

Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его

деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно

выделить технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-

деятельностного подхода.

Какие же технологии системно-деятельностного подхода использую я на своих уроках?

1. Технологии проблемного обучения.

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности,

активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении

возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не

остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей

учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что

получат в готовом виде, а то, что открыли сами. Технология проблемного обучения универсальна, так как

применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.

Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной

ситуацией, захотеть решить проблему.

2.Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за

собственные решения.

Организация работы учащихся с различными источниками информации (специально написанные тексты,

параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.) позволяет развивать критическое мышление

– самостоятельное целеполагание, рефлексия, коллективная, парная и индивидуальная работа на уроке.

Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное,

структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление

содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность

проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между

приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом

(индивидуальная, в парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это

содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в приобретении знания, а также сам процесс,

методы и приемы.

Основные методические приемы развития критического мышления

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

13. Ролевой проект

14. Да - нет

15. Приём «Чтение с остановками»

16. Приём « Взаимоопрос»

17. Приём «Перепутанные логические цепочки»

18. Приём « Перекрёстная дискуссия»

3

.

Игровые технологии

применяю в различных формах: урок-игра, урок-путешествие,

викторины.

Так, например для игр мы часто используем набор букв, который есть у каждого ученика, набор

цифр, в основном они используются на этапе закрепления изученного материала или актуализация

знаний.

Уроки – путешествия: в «Математическую сказку» в «Страну правописания» и т.д.

На разных этапах урока применяются разнообразные игры соревнования, эстафеты, в

которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д.

В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу,

вторые – её решают. Например, игра «Передал – садись». Учащиеся передают друг другу волшебную

палочку, задавая при этом примеры из таблицы сложения или умножения.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной,

яркой и образной форме.

4.Технология проектного обучения – педагогическая технология, в которой видна

самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому

изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.развивают у себя исследовательские умения;

5.развивают системное мышление.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции

учителя: замысел-реализация- продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям,

исследования, изготовление макетов и др.).

2. Формулирование цели и задач деятельности.

3. Составление плана и программы.

4. Выполнение плана.

5. Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы

проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок,

викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную

презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в

начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности

учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

5.Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие

принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на

три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику

абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй.

Это и есть зона ближайшего развития. Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в

рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая

предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную

деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

6.Технология дифференцированного обучения

.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям —

это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного

подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей

учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется

возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные

учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный

успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий,

соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней.

Таким образом, возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

7

.Технология

коллективного взаимодействия.

Формы организации: индивидуальные и групповые.

Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного

обучения. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника.

Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

8

.Использование

информационно-компьютерной технологии

.

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной

деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов

диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации

учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи

знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот

способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает

самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

сновными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки

русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;

дистанционные олимпиады и конкурсы;

телекоммуникационные проекты;

уроки на основе авторских компьютерных презентаций;

виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого

качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах,

исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Участие учеников в онлайн олимпиадах.

9

.

Применение

различных

технологий

сопровождаю

обязательно

в

комплексе

со

здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, оздоровительные игры на

переменах, физкультуры).

Добавлю, что большое внимание стараюсь уделять воспитательной работе.

На классных часах я отвожу много внимания «Здоровому питанию, воспитательные беседы

«Спорт – залог здоровья».После дискуссии проводим викторины, выставки рисунков.

10. Технология “Портфолио”.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое

место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива,

процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого

потенциала детей.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика,

помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о

творческих и коммуникативных достижениях.

Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.

Создание «Портфолио» - долгосрочная программа. Под моим руководством она проходит 4 года.

В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи

родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания.

Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в

разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения»

размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.

В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного

года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».

Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья школьников:

предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшению психологического климата в детских

коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению

концентрации внимания, снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды

заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного

учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,

что дает положительные результаты в обучении.Думаю, что использование данных технологий

поможет успешно реализовывать задачи ФГОС.



В раздел образования