Авторы: Сидорова Земфира Айдаровна, Земфира Айдаровна Сидорова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Татарская гимназия "Мирас"
Населённый пункт: Менделеевск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Наша Родина - Россия
Раздел: среднее образование
IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных
руководителей на лучшие методические разработки воспитательных
мероприятий
Тематическое направление:
Гражданско-патриотическое воспитание
Тема методической разработки
«Наша Родина – Россия»
Автор: Пантелеева Кристина Евгеньевна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
Менделеевского муниципального района
Республики Татарстан
2023 год
Методическая разработка внеклассного мероприятия
На тему:
«Наша Родина – Россия».
Пояснительная записка
Тематическая направленность: гражданско-патриотическое воспитание.
Тема (название) воспитательного мероприятия: «Наша Родина – Россия».
Актуальность и обоснование выбора темы: наше государство сегодня
столкнулось
со
сложной
политической
ситуацией,
формирование
правильного и осознанного представления о нашем государстве является
архиважной задачей воспитательной системы всей страны.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного
руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Наша Родина -
Россия» имеет важное значение и играет серьезную роль в системе работы
классного
руководителя.
И
является
составной
частью
системы
патриотического воспитания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№7».
Целевая аудитория: учащиеся 5-6 классов МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №7».
Цель: формирование осознанной гражданской позиции учащегося.
Задачи:
- Формирование умений общаться и работать в команде
-
Освоение
первоначальных
знаний
о
понятиях:
национальность,
государство, государственная граница, субъект Российской Федерации.
Планируемые результаты:
- Формирование гражданской позиции ученика;
- Получение практического навыка критической оценки информации;
- Формирование отрицательного отношения к расизму.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее
выбора:
беседа, данная форма работы, по моему мнению, наиболее
располагает к доверию учащихся и позволяет показать, что он важен, как и
его мнение.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения
планируемых воспитательных результатов:
беседа как обсуждение,
дискуссия и диспут, воспитывающие ситуации, поощрение.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и
проведения мероприятия:
Для обучающихся: раздаточный материал (карточки), ручки, листы бумаги,
памятка с рекомендациями.
Для классного руководителя: ноутбук, интерактивная панель, презентация.
Материально-технические, информационные ресурсы: интерактивная
панель, презентация.
Основная часть
Методическая разработка внеклассного мероприятия для
учащихся 5-6 классов.
На тему: «Наша Родина – Россия».
Основные понятия занятия: Родина, Федерация, субъекты федерации,
государство, государственный язык
1.
Мотивация (не более 5 мин.)
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Ребята о чем говориться в этой песне? (о Родине, Отечестве)
Вопросы классу:
- Ребята о чем говориться в этой песне? (о Родине, Отечестве)
- А что для вас значит Родина?
Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия.
- итак, скажите какая тема нашего урока (наша родина- Российская
федерация)
2. Основной раздел
Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».
А) Учитель: давайте посмотрим на политическую карту мира.
Кто может показать мне, где находится Россия?
Давайте запишем в тетради термин Родина
Теперь посмотрим на карту России. Кто покажет нам ее границы? А
как называется столица?
Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не
имеет такого количества стран-соседей.
Как вы думаете почему она поделена на разноцветные части?
Ответ на этот вопрос вы сможете найти тексте карточка №1, текст
называется: «Российская федерация» работаем в группах
Вопросы классу: итак, как же называются это части? Запишем новые
термины в тетрадь
Б) Давайте посмотрим на доску, прочитайте вслух стихотворение.
О чем здесь говориться? Как называется наша республика? Татарстан
является субъектом РФ? Как называется столица РТ?
Поработаем в группе: запишите как можно больше национальностей
приживающих на территории нашей страны
Зачитайте ответ
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических
групп - Россия многонациольная страна
Запишем термин в тетрадь
В) Русский язык- государственный
На каких языках говорят эти национальности? Работаем в группе
Ответ зачитайте. Какой вывод вы можете сделать?
Теперь поработаем с текстом (Карточка №2)
Какой вывод мы можем сделать?
Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в
государственном
делопроизводстве,
т.е
на
русском
языке
пишутся
официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с
другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах
РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.
Запишем новый термин.
3.Что значит быть патриотом.
Работа с текстом (Карточка №3, комментированное чтение).
Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»
Вопросы:
-К чему призывает этот плакат?
-Почему такой призыв звучит от имени Родины?
- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?
«Патриот» - Запишите определение слова в тетрадь.
Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)
4.Рефлексия
Составьте синквейн к термину «Родина»
Сдайте листочки.
Карточка №1
Россия – государство с федеративным устройством. Многонациональная страна
объединяет субъекты, но все они едины по гражданству – россияне. Чтобы разобраться в
устройстве страны, начинают с понятия «федерация». Это союз. Субъекты объединились
в одно государство: республики, края, области. У государства один закон – Конституция
РФ. У каждого субъекта есть свои полномочия и права. Законы, принимаемые в
субъектах, подчиняются Конституции и не могут ей противоречить. Еще один
объединяющий признак – язык государства. Русский язык изучается на всей территории
России. На нем пишутся документы. Это не значит, что другие языки не могут
существовать. Языки окраин, малых народностей поддерживаются государством. Русский
– общий язык, который используется всеми.
Карточка №2
Единственный источник сведений о национальном составе и используемых языках в
нашей стране — Всероссийская перепись населения. Один из главных ее принципов —
самоопределение человека. Во время переписи населения в соответствии с Конституцией
РФ каждый участник может по самоопределению назвать свою национальность, а также
родной и другие языки, которыми владеет.
При переписи 2010 года русский язык родным назвали 85,73% населения, а владение им
указали 137,5 миллионов человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении
языком). В первую десятку языков, которыми владеет население России, также вошли:
английский (7,57 миллионов человек), татарский (4,28 миллиона), немецкий (2,07
миллиона), чеченский (1,35 миллиона), башкирский (1,15 миллиона), украинский (1,13
миллиона), чувашский (1,04 миллиона), аварский (715 тысяч) и армянский (661 тысяч).
Карточка №3
75 лет плакату «Родина-мать зовет!». Как агитка стала шедевром, и изменила Мир
Плакат "Родина - мать зовёт" был нарисован художником Ираклием Тоидзе в июне 1941
года. Смысл изображение на плакате состоял в том, что женщина ( Родина мать,
собирательный образ матери ) зовет своих сыновей на помощь, встать на защиту родной
земли. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых
образов советской пропаганды.
«Родина-мать» – один из самых известных пропагандистских плакатов за историю
Советского Союза, тиражи которыми он печатался просто огромны. Предыстория его
создания очень проста, но от того не менее занятна. Плакат появился на свет в первые
дни, прошедшие с нападения нацистских войск гитлеровского Третьего Рейха на
Советский союз. Об объявлении войны было передано по всем радиоканалам государства,
так что каждый житель страны слышал об этой ужасной новости. Не стал исключением и
художник Ираклий Тоидзе, будущий создатель этого шедевра. Как он признался со
временем, идея о том, как будет выглядеть плакат, посетила автора совершенно случайно.
Тоидзе узнал о немецком нападении со слов своей жены. Утром 22 июня 1941, года после
объявления Советского Информбюро, взволнованная жена художника вбежала к нему в
мастерскую с одним лишь только словом: «Война!». Поражённый Тоидзе, увидев весь
ужас и спокойную решимость на лице своей женщины, немедленно попросил её замереть
на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нём
он изобразил обычную женщину в простом красном платье, которая должна
символизировать образ России-Матери.