Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100 г. Тюмень
Населённый пункт: Тюменская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Из опыта работы
«Современные игровые технологии в развитии речи
дошкольников»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2024
Актуальность
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра
успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме
дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать
в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает
словарный
запас
детей,
развивает
умение
наблюдать,
выделять
главное,
конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления,
систематизировать накопленные знания.
Проблемы современности
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность
грамматически
правильно
построить
распространенное
предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных
передач), употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь.
Неспособность построить монолог.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи.
Плохая дикция.
Деятельность
-Нетрадиционные
формы
проведения
образовательной
деятельности
с
детьми.Это занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии,
занятия-путешествия. Кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д.
Занятие, построенное на сюжете, когда сюжетная линия игры и решает задачи
обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают
интересные факты из литературы, истории. Готовясь к «путешествию», дети
рисуют, лепят, конструируют. Получают возможность «переживания» интересного
для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт,
дети учатся выражать свое отношение к происходящему.
-
Создание развивающей предметно-пространственной среды. Для ребенка
хорошо сформированная речь – это успех в обучении. Уже доказано, что на
развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда. «В
пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Елизаве
C
та
Ива
C
новна Тихе
C
ева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по
дошкольному воспитанию детей.
- Игры для развития мелкой моторики. Для развития мелкой моторики рук,
используют игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины,
крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка
мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо
обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае в игры с
использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика»,
«Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы
рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по
цвету», «Нарисуем пуговицу» «Печатаем узор» (пуговица-штамп.) Составление из
пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок».
Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая
пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.
- Ниткография. Вид арт-терапии, который является особенно эффективным для
развития мелкой моторики рук. «Ниткография», «ниткопись». Заматывание и
разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучок,
бабочка).
- Игры с манной крупой. Исследования ученых показали, что манная крупа
обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику
ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок
пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение,
ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит
прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с
манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность,
координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе
по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на
развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности
на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.
- Пальчиковый театр.
Большим интересом у детей пользуется пальчиковый
театр. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и
те, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная
возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет
занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.
- Схемы для развития связной речи детей.Для обогащения словарного запаса, для
обучения
детей
составлению
рассказов,
при
пересказах
художественной
литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую
метод мнемотехники.
- Дидактические игры по развитию речи: «Найди звук», «Доскажи словечко»,
«Угадай слово», « Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук»,
«Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.
- В центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на
развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест,
интонацию. Таблица эмоций. Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме»,
нацелена
на
формирование
у
детей
умения
выражать
в
речи
разные
эмоциональные, интонационные конструкции.
- Игровая технология ТРИЗ: «Да-Нет», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать»
«Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.
- Лепбук «Говорушки». Многофункционален, направлен на поддержку детской
инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы
иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для
обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие
эмоциональной сферы. Материал пополняется, изменяется время от времени.
- Экран для занятий с детьми. Это игровое поле из ковролина. На занятии, экран
превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса.
Экран разделен на четыре «поляны» что дает возможность для обучения детей
ориентировке в окружающем.
- Игры с цветными квадратами. Геометрические фигуры «оживляем», приделав к
ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из
веревочки - липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из
длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы,
можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей.
(Трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Кого можно сделать из
овала?). Детям эти превращения очень нравятся. Они иной раз так увлекаются
придумыванием рассказов, что невозможно их остановить. Дети, играя с фигурами,
обычно обговаривают свои действия, охотно отвечают на вопросы о создаваемых
изображениях, составляют короткие рассказы.
- Моделирование сюжета.
Волшебные стрелочки или липкие веревочки
показывают направление сюжета, совместно с детьми мы составляем план, быстро
и удобно, без листов ватмана, делят предметы на классы, объединяют в группы.
Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. Ковролин позволяет прибегать к
приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей- самостоятельно
моделировать сюжет. Это существенно повышает возможности для развития
познавательной и речевой активности ребенка. Ребенок раскладывает на полянках
в определенном порядке карточки, классифицируя или объединяя единым
сюжетом, и составляет по ним рассказ или сказку.
- Сочиняем сказку. Все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с
показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки
«Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание
разных сказок). «Что будет, если…?» сюжет задаёт воспитатель. « Изменение
характера персонажей» (старая сказка на новый лад) Игра «Сочини сказку или
рассказ» Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое
мышление,
пространственное
и
творческое
воображение,
речь,
умение
рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм
деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей
участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность,
обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное,
конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления,
систематизировать накопленные знания.