Автор: Емельянова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №114
Населённый пункт: Г.Санкт Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль прогулки в режиме группы продленного дня
Раздел: начальное образование
Значение прогулки в режиме группы продленного дня.
С ранних лет дети, посещающие детский сад, привыкают и следуют
определенному режиму дня, в котором большое место отводится прогулкам
на свежем воздухе.
Поступив в школу, дети- учащиеся первого класса, также нуждаются в
прогулках. У детей 7-8 летнего возраста повышена двигательная активнось,
перемены между урокам не могут компенсировать полного отдыха и
расслабления. Поэтому прогулки на свежем воздухе очень полезны и
необходимы.
В осеннее время повышается риск простудных заболеваний, и здесь так же
умеренные физические нагрузки ( подвижные игры, эстафеты, обзорные
экскурсии по территории школы)- повышают сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям. Иногда погодные климатические условия не
позволяют провести такой вид отдыха с детьми, при этом даже 15-20
минутный выход за стены школы оказывает благоприятное воздействие на
детей. Очень важно, чтобы прогулка стала систематической составляющей в
режиме группы продленного дня и неотъемлемой частью воспитательной
работы.
Существует достаточно много видов подвижной деятельности школьников:
подвижные игры способствуют развитию умения играть в парах, в группе, в
команде. Учат слушать и слышать речь водящего, следовать правилам игры.
Чередование подвижных моментов прогулки со спокойным отдыхом дают
возможность быть учащимся активными в течении всего учебного дня.
Полезно связывать воедино цели оздоровления и получения новых знаний.
Использование воспитателем народных игр делает прогулку интересной и
познавательной. К сожалению в современном мире часто дети очень плохо
знакомы с народным творчеством, поэтому народные игры помогают и
получить знания о них, и научить детей играть. Игры способствуют
физическому развитию ребенка, развивают скоростно-силовые качества,
приучают чувствовать себя членом единой группы ( команды).
Перед началом игры обязательно ознакомить ребят с правилами
безопасности.
Игры «Удочка», «Затейники», «Летает-не летает», «День-ночь», «Фигуры»-
формируют навык позитивного общения, учат ребят дружить, поддерживать
друг друга, учат терпению, пониманию игровых ситуаций, быть полезным
членом команды.
Приведу примеры народных игр в группе продленного дня:
«Колечко»
Все играющие усаживаются на скамейке или встают в круг. Выбран
водящий. Он зажимает в руке колечко или любой другой предмет его
заменяющий. Дети складывают ладони лодочкой. Ведущий подходит к
каждому с говорит: «Я ношу, ношу колечко, и кому то подарю!» Вкладывает
в руки одного из группы играющих. Получивший колечко не показывает
виду и не выдает себя. Прсле того, как водящий посетил каждого, он кричит:
- Колечко-колечко, выйди на крылечко!».Игрок с колечком должен быстро
подбежать в ведущему. Если ускользнуть от своих товарищей удалось- он
становится новым водящим.
Эта игра учит смекалке, быстроте действий, дружбе, умению сохранить свою
маленькую тайну до определенного момента игры.
«Воротца»
В группе детей выбирают двух ведущих, которые встают друг напротив
друга, берутся за руки и образуют «ворота» с входом и выходом. Остальные
игроки встают по-цепочке , кладут руки на плечи друг другу и проходят под
воротами.
Игроки –воротца напевают-
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается,
Второй -запрещается
А на третий раз не пропустим вас!»
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался
под ними. Пойманные образуют новые ворота.
«Затейники»
Дети становятся в круг. Один из них- затейник. Он показывает какую-либо
фигуру, движение, а все стоящие повторяют.
Затем выбирают доугого ведущего. Игра продолжается.
Развитию ловкости , быстроты- способствуют игры «Пятнашки», «Догони
меня», «Кто быстрее». При разносторонней подготовке воспитателя ГПД к
проведению прогулки этот этап режима дня в школе становится для
школьников интересным, полезным и нужным. Главное- соблюдать правила
гармоничного развития младших школьников, согласно их возможностям
варьировать нагрузку.
Таким образом, каждая прогулка обусловлена своей целью и правилами.
Усвоенные в процессе прогулки знания ( правила новых игр, знания по
окружающему миру при проведении обзорной тематической экскурсии,
элементы эстафет)- не уступают тем, которые получают дети в ходе учебных
занятий.