Напоминание

Профилактика и устранение дисграфии


Автор: Анна Дмитриевна Богданова
Должность: мбоу "б-болдинская средняя школа им. а.с.пушкина"
Учебное заведение: МБОУ "Б-Болдинская средняя школа им. А.С.Пушкина"
Населённый пункт: с Большое Болдино
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Профилактика и устранение дисграфии
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа коррекционного курса

«По профилактике и устранению дисграфии»

название курса

2022– 2023 учебный год

2-4 класс

Пояснительная записка.

Рабочая

программа

коррекционного

курса

«Логопедические

занятия»

для

обучающихся с дисграфией составлена на основе:

-учебного плана МБОУ Большеболдинская средняя школа им.А.С.Пушкина » на 2023-

2024 учебный год,

программы под редакцией Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой «Логопедическая работа в

коррекционных классах».-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.;

программы

логопедической

работы

по

преодолению

фонетико-фонематического

недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова.

инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г № 2 «Об организации

работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Закона Российской

Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения

и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях»,

утверждены

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

Устава МБОУ

Годового учебного календарного графика на 2023- 2024 учебный год;

Цель программы: оказания логопедической помощи ученикам начальных классов,

имеющих недостатки устной и письменной речи, а так же – коррекция дисграфии,

обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза. (По логопедической

методике Е.В. Мазановой).

Основная задача: своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения,

а при невозможности пропедевтической работы – своевременно устранить ошибки с

целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Задачи:

Развитие фонематического анализа и синтеза;

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и

текста;

Формирование и развитие грамматически правильной речи;

Формирование и развитие выразительной, связной речи;

Обогащение словарного запаса;

Развитие фонематического восприятия;

Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;

Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;

Развитие

анализаторов,

участвующих

в

акте

письма:

слухового,

зрительного, кинестетического.

Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова.

Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова.

Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста.

Общая характеристика коррекционного курса

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи

(дисграфия, дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных

задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество

детей с различными видами дисграфии, поэтому логопедическая работа в школе занимает

важное место в процессе коррекции устной и письменной речи обучающихся.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений письменной речи у учащихся,

способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению образовательной

программы и социальной адаптации.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему

в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза,

проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне

буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста:

пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов:

персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв

последующими);

раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов,

самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки,

перестановки, пропуски и повторы слов;

нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или

отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не

только письма, но и чтения.

Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок

необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Применяя принцип поуровнего анализа речи, предложенный И.Н.Садовниковой, у

детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза,

выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся:

- ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез);

-ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез);

-ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и

синтез).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в число дисциплин,

включенных в учебный план МБОУ

Логопедические занятия по профилактике и устранению дисграфии проводятся со 2 по 4

класс. Общая недельная нагрузка для 2-3 классов составляет –1 часа в неделю, для 4

класса -1 час в неделю

Четверть

Количество

недель

Количество часов в неделю, в четверть

2-3 класс

4 класс

I четверть

9 недель

2-18

1-9

IIчетверть

7 недель

2- 14

1-7

IIIчетверть

10 недель

2-20

1-10

IVчетверть

8 недель

2-16

1-8

Год

34 недели

68

34

Подгрупповые занятия проводятся:

с учащимися с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового

анализа и синтеза, а также со смешанной формой дисграфией, не менее одного раза в

неделю;

с учащимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного - двух раз в

неделю.

Индивидуальные занятия

проводятся по необходимости

в зависимости от

структуры речевого дефекта от 1 до 2 раз в неделю, продолжительность индивидуальных

занятий составляет 20 минут (могут быть колебания в пределах от 10 до 30 минут на одно

занятие).

Личностные результаты

Личностные:

На основе предлагаемых заданий школьник учится следующим умениям и

качествам:

осознавать и анализировать свое эмоциональное состояние;

определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им; выражать

свои эмоции;

проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с приложенными

усилиями и старанием;

находить и устанавливать смысл учения «для себя»;

с желанием и интересом выполнять учебные задания;

иметь потребность в чтении.

готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;

сформированность мотивации на коррекционных занятиях;

ценностно-смысловые установки на занятии;

Метапредметные:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя – логопеда;

-осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным

эталоном;

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она

расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах

(в специальных заданиях);

-опыт получения, преобразования и применения нового знания в ходе занятия;

-система основополагающих элементов научного знания.

Предметные

Учащиеся научатся:

-правильно произносить звуки речи;

-различать понятия «звук» и «буква»;

-определять характер каждого звука в слове (в объеме изученного),

характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или

написанным):

понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам;

анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука

[й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные

звуки, и буквы;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому

составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова,

предложения, текст);

интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в

конце предложения;

выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы

различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

выполнять основные гигиенические требования при письме.

Содержание коррекционной работы:

Система коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи

соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции:

фонетический, лексический и синтаксический.

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

1.

Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);

2.

Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные

характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за

различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в

становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе

артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым,

приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов,

связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается

артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых

обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала

проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное

произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.

Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая

работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв,

имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо

по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или

отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ).

Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и

предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны

упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание

изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с

«зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять

«опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом

занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по

кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.

Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-

артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому

усвоению одного из способов слияния согласных.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед

даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и

различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально

по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным

признакам.

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.

Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

1.

Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);

2.

Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных

оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

3.

Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровне проводится работа по уточнению и расширению словарного

запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов.

Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение

подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация

однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков

словообразования.

Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень,

приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые

слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.

Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки

сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой

на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую

роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных

звуков из слова (ударных и безударных).

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией

(звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи),

обнаруживается большое отставание в развитии словаря.

В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается

много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы);

обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в

области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное

использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским

неологизмам).

Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и

грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление

самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие

направления:

1.

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение

ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

2.

Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности,

синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами ,

обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа.

Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн.

числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению

существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён

существительных.

Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем.

Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-

прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем.

Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с

существительными в числе, роде.

Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить

предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений

различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи.

Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся

работа с деформированными предложениями, текстами.

Как правило, дисграфия в чистом виде у детей из речевых классов встречается крайне

редко. Поэтому при составлении тематического планирования учитывается ведущий вид

дисграфии и сопутствующий или сопутствующие нарушения письменной речи.

Коррекционная работа с детьми по развитию языкового анализа и синтеза также

включает в себя:

- работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти,

восприятия, внимания);

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции,

бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного

запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

- развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение и употребление в

речи простых предложений.

Речевое развитие

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить

и

расширить

запас

представлений

на

основе

наблюдения

и

осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный

запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого

запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий

предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе

развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и

видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания

действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания

действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов

по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь

относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания,

растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с

ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание

и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их

использование в речи.

Обеспечить

усвоение

притяжательных

местоимений,

определительных

местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их

использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

РЕЧИ.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи

некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и

множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с

простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и

женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на

этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,-

енок, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и

притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с

существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по

картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными

союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык

анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И

НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на

координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию

голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной

речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию

звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и

сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой

деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить

запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек

слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением

согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной

звукослоговой структуры.

Совершенствование

фонематического

восприятия,

навыков

звукового

и

слогового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных

признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов

на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать

умение

различать

на

слух

согласные

звуки,

близкие

по

артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной

игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала

слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов

из

трех-пяти

звуков

случае,

когда

написание

слова

не

расходится

с

его

произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-

звонкий, твердый-мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий

согласный звук, твердый согласный звук.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух

слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ

СЛОВ

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить

запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек

слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением

согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной

звукослоговой структуры.

Совершенствование

фонематического

восприятия,

навыков

звукового

и

слогового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных

признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов

на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать

умение

различать

на

слух

согласные

звуки,

близкие

по

артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной

игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала

слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов

из

трех-пяти

звуков

случае,

когда

написание

слова

не

расходится

с

его

произношением).

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-

звонкий, твердый-мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий

согласный звук, твердый согласный звук.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух

слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

НАВЫКОВ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение

вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и

своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать

вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и

объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии

сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно

составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких

текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе

развивать коммуникативную функцию речи.

Игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и

считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки»,

«Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого

больше?».

Организация

всего

процесса

коррекционно-развивающего

обучения

объединяет семь основных направлений коррекционной деятельности:

обследование речи ребёнка;

коррекция дефектов устной и письменной речи;

совершенствование процессов фонематического анализа и синтеза;

обогащение словаря по основным лексическим темам;

овладение грамматическими категориями;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики.

Виды и формы контроля: с 1 сентября по 15 сентября и в конце учебного года

(вторая неделя мая) проводится логопедическое обследование. На каждого учащегося

заполняется индивидуальная речевая карта, речевой профиль, индивидуальная программа

логопедического сопровождения с дополнительным более углубленным обследованием

всех сторон речи. На основании материалов обследования делается логопедическое

заключение, разрабатывается программа коррекционно-логопедического сопровождения.

Во 2-4

классах

проводятся логопедические диктанты с целью выявления

нарушений письменной речи учащихся.

По итогам проверки диктантов и комплектования групп для занятий по логопедии

по устранению специфических ошибок на письме учитель-логопед заполняет:

таблицу учёта выявленных дисграфических ошибок по Р. И. Лалаевой на всех

обучающихся, посещающих занятия по логопедии;

таблицу результатов диагностики письменной речи, один экземпляр, которого

передаётся учителю начальных классов или учителю русского языка для использования

полученных

результатов

диагностики

в

работе

при

индивидуальном

и

дифференцированном подходе в обучении;

В конце каждой четверти учитель-логопед просматривает контрольные диктанты

учащихся,

посещающих

логопедические

занятия

по

устранению

дисграфии

для

промежуточного контроля сформированных навыков письма.

Согласно тематическому планированию в конце каждой пройденной темы

проводится контрольный диктант с целью определения уровня самостоятельного

применения изученного материала на практике.

Занятия с учащимися проводятся как индивидуально, так и в подгруппе.

Основной формой являются подгрупповые занятия, продолжительностью 20-40 минут.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью

нарушения речевого развития.

Средства обучения: макеты, карты, учебные пособия, схемы, опоры, компьютер,

картины, логопедическая программа «Мерсибо», БОС-технологии и др.

Основные этапы коррекционной работы

Коррекционная работа проводится в

четыре

этапа

.

1-й этап — диагностический.

Определяется

состояние

звукопроизношения,

языкового

анализа

и

синтеза,

фонематического восприятие.

Проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи.

Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление,

внимание, память.

Выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

2-й этап — подготовительный.

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой

(зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).

Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез,

сравнение, сопоставление.

Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.

Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием

адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой

ручной моторики).

3-й этап — коррекционный.

Осуществляется работа по преодолению дизорфографических нарушений. Она

проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям,

соответствующим основным видам ошибок. Комплексный подход данной методики по

коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу,

направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.

4-й этап — оценочный.

Оценивается

эффективность

коррекционной

работы.

Оценка

правильно

артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.

Виды деятельности обучающихся на занятиях:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики

пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Результаты освоения коррекционного курса

К концу обучения обучающиеся должны знать.

1.Чем отличаются между собой звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова,

словосочетания, предложения, текст.

2.Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения,

предлогов.

3. Правописание предлогов.

К концу обучения обучающиеся должны уметь.

1.Различать гласные и согласные звуки.

2.Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор

отдельных предложений и текст.

3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4.Определять в словах место и последовательность звука.

5.Определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях,

предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой

анализ и синтез предложений.

Ожидаемый результат.

К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;

понимать условно-графической схемы звукового состава слова;

проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;

дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;

уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;

правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

уметь распространять предложения.

Описание материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

печатные пособия:

1.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших

школьников Ч.2:. Предложение. Текст.: пособие для логопеда /под.ред. Р.И. Лалаевой.-М.:

Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2003.-302 с.:ил.-(Коррекционная педагогика).

2. .Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших

школьников Ч.3:.Письменная связная речь.: пособие для логопеда /под.ред. Р.И.

Лалаевой.-М.:

Гуманитар.изд.центр

ВЛАДОС,2014.-120

с.:

ил.-(Коррекционная

педагогика).

3. Логопедия: Учеб.для студ.дефектол. фак. Пед. Высш. Учеб. заведений /Под

ред.Л.С.Волковой,С.Н.Шаховской.-3-е

изд.,

перераб.

и

доп.-М.:

Гуманит.изд.центр

ВЛАДОС, 2002.-680 с.-(Коррекционная педагогика)

4.Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках.1-4 классы: практические и

тренировочные задания и упражнения /Изд.3-е-Волгоград: Учитель,2015.-67с.

5.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.

6.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у

детей.- М., 2006.

7.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.

8.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для

логопедов. - М., 2007.

9.Мазанова Е.В.

Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для

логопедов 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

10.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и

синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

11. А.В.Ястребова « Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной

школы» М., 1984г.

12. И.Н.Садовникова « Нарушения письменной речи и их преодоление у

младших школьников « М., Владос, 1995г.

Технические средства обучения:

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете

создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических

пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда,

наглядных пособий, ноутбука:

Бос- технологии, логопедические игры Мерсибо ( эл.вариант), «Баба- яга учится

читать», «Звукарик», «Игры для Тигры», , игры для автоматизации шипящих звуков, игры

для автоматизации сонорных звуков, «Логопедическое лото» (эл. вариант), игротека

речевых игр «Согласные звонкие и глухие» т.д.

демонстрационные пособия: кубики – алфавит, логопедические кубики «Сказка

про волчонка», карточки для пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики,

карточки для автоматизации звукопроизношения,

говорящая азбука «Принцессы»,

методические пособия: «Мебель», «Посуда», «Времена года», «Время суток», «Животные

Африки»,

«Животные

Севера»,

«Логопедическая

Ромашка»,

набор

муляжей

для

лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Животные

жарких стран», «Домашние

животные», «Морские обитатели» и т.д.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса с нарушениями устной

и письменной речи по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

Количество занятий в неделю: 1ч

Количество занятий в год: 42

Дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Примечание

План

Факт

I четверть (12ч)

1.

05.09

Обследование речи учащегося

2.

12.09

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. Звук и буква У.

6.

19.09

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. Звук и буква Э.

7.

26.09

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. Звук и буква И.

8.

3.10

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я

9.

10.10

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю

10.

17.10

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е

11.

24.10

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё

12.

31.10

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л

II четверть (8ч)

13.

7.11

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н

14.

14.11

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П

15.

21.11

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К

16.

28.11

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф

17.

5.12

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т

18.

12.12

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С

19.

19.12

Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш

20.

26.12.

Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну глухих и звонких

III четверть (12ч )

21.

9.01

Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов

22.

16.01

Звуко-буквенный анализ и синтез слова

23.

23.01

Слоги. Слоговой анализ слов

24.

30.01

Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов

25.

6.02

Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового

анализа

26.

13.02

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

27.

20.02

Ударение

28.

20.03

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная

29.

27.02

Дифференциация предлогов и приставок

30.

5.03.

Дифференциация предлогов и приставок

31.

12.03

Дифференциация предлогов и приставок

32.

19.03

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

IVчетверть(9часов)

34.

2.04

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

35.

9.04

Предложение

36.

16.04

Предложение

37.

23.04

Предложение

38.

30.04.

Предложение

39.

7.05

Диктант

40.

14.05

Работа над ошибками

41.

21.05

Повторение пройденного материала

42.

28.05

Диагностика речевого развития

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 3 класса с нарушениями устной

и письменной речи по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

Количество занятий в неделю: 1ч

Количество занятий в год: 41

Дата

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Примечание

План

Факт

I четверть (10ч)

1.

5.09

Обследование

2.

12.09

Дифференциация гласных А, О, У, Ы, Э – Я, Ё, Ю, И,Е. Буквы А – Я

3.

19.09

Дифференциация гласных А – Я

4.

26.09

Твердые и мягкие согласные перед гласными А – Я в предложениях и тексте

5.

3.10

Твердые и мягкие согласные перед гласными У – Ю в словосочетаниях,

предложениях и тексте

6.

10.10

Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях и

предложениях

7.

17.10

Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях,

предложениях и тексте

8.

24.10

Твердые и мягкие согласные перед гласными О – Ё в словосочетаниях,

предложениях и тексте

9.

24.10

Твердые и мягкие согласные перед гласными И – Ы в словосочетаниях,

предложениях и тексте.

10.

31.10

Диктант. Работа над ошибками

II четверть (10)

11.

7.11

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака

12.

14.11

Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов

13.

21.11

Мягкий знак в функции смягчения и разделения

14.

28.11

Дифференциация звуков Б – Б`, П – П`

15.

5.12

Дифференциация звуков Б – Б`, П – П`

16.

12.12

Дифференциация звуков Б – Б`, П – П` в словосочетаниях, предложениях и

тексте

17.

19.12

Дифференциация звуков В – В`

18.

26.12

Дифференциация звуков В – В` в словосочетаниях, предложениях и тексте

19.

19.12

Дифференциация звуков Ф – Ф`

20.

26.12

Дифференциация звуков В – В`, Ф – Ф` в словосочетаниях, предложениях и

тексте

III четверть (12ч)

21.

9.01

Дифференциация звуков Г – Г`

22.

16.01

Дифференциация звуков К – К`

23.

23.01

Дифференциация звуков К – К`, Г – Г`

24.

30.01

Дифференциация звуков К – К`, Х – Х`

25.

6.02

Дифференциация звуков Д – Д`

26.

13.02

Дифференциация звуков Т – Т`

27.

20.02

Дифференциация звуков Д – Д`, Т – Т`

28.

27.02

Дифференциация звуков Д – Д`, Т – Т` в словосочетаниях, предложениях и тексте

29.

5.03

Дифференциация звуков З – З` С – С` в словосочетаниях, предложениях и тексте

30.

12.03

Дифференциация звуков З – З`, С – С` в словосочетаниях, предложениях и тексте

31.

19.03

Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте

32.

26.03

Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте

IV четверть (9ч)

33.

2.04

Звук и буква Ш

34.

9.04

Дифференциация звуков Ж – Ш

35.

16.04

Дифференциация звуков О – У

36.

23.04

Дифференциация букв Ё – Ю

37.

30.04

Дифференциация звуков Р – Р`, Л – Л` в словах, словосочетаниях, предложениях

и тексте

38.

7.05

Дифференциация звуков С – Ш

39.

14.05

Дифференциация звуков З – Ж

40.

21.05

Дифференциация звуков С - Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

41.

28.05

Диагностика речевого развития

Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 4 класса с нарушениями устной

и письменной речи по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

Количество занятий в неделю: 1ч

Количество занятий в год: 34

Дата

Тема занятия

Примечание

План

Факт

I четверть (8ч)

1.

07.09

Обследование

2.

14.09

Текст и предложение

3.

21.09

Предложение и слово

4.

28.09

Слово и слог

5.

05.10

Звуки и буквы

6.

12.10

Гласные звуки

7.

19.10

Ударение

8.

26.10

Согласные звуки и буквы

II четверть (7 ч)

10.

16.11

Буквы Я, Ё, Ю, Е

11.

23.11

Твердые и мягкие согласные звуки

12.

30.11

Звонкие и глухие согласные

13.

7.12

Звуки П – П`, и буква П

14.

14.12

Звуки Б – Б` и буква Б

15.

21.12

Дифференциация звуков П - Б

16.

28.12

Дифференциация звуков П` - Б`

III четверть (10ч)

17.

18.01

Звуки Ф – Ф` и буква Ф

18.

25.01

Звуки В – В` и буква В

19.

1.02

Дифференциация звуков В - Ф

20.

8.02

Дифференциация звуков В` - Ф`

21.

15.02

Звуки Т – Т` и буква Т

22.

22.02

Звуки Д – Д` и буква Д

23.

1.03

Дифференциация зуков Т - Д

24.

8.03

Дифференциация звуков Т` - Д`

25.

15.03

Звуки К – К` и буква К

26.

22.03

Звуки Г – Г` и буква Г

IV четверть (8ч)

27.

5.04

Дифференциация звуков К – Г

28.

12.04

Дифференциация звуков К` - Г`

29.

19.04

Звуки С – С` и буква С

30.

26.04

Звуки З – З` и буква З

31.

3.05

Дифференциация звуков С - З

32.

10.05

Дифференциация звуков З - Ж

33.

17.05

Дифференциация звуков Ш – Ж , С – Ш

34.

24.05

Диагностика речевого развития



В раздел образования