Автор: Гибадуллина Ленара Гильмутдиновна
Должность: учитель татарского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхне-Арбашская средняя школа им.А.Х.Газизуллина" Кукморского муниципального района Республики Татарстан,
Населённый пункт: г. Кукмор
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных, информационно-аналитических компетенций учащихся на уроках татарского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
«Развитие коммуникативных навыков на уроках татарского языка и литературы в условиях внедрения
ФГОС».
Работая над темой самообразование я поняла, что это - одна из форм повышения профессионального
мастерства педагога. Мы находимся в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь являемся
исследователями. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма
оказывает
научно-методическая
деятельность.
Эта
деятельность
предполагает:
ознакомление
с
современными
научными
исследованиями
ученых
в
области
преподавания
татарского
языка;
ознакомление с новыми программами обучения; изучение психолого-педагогической литературы по
вопросам обучения и воспитания учащихся; изучение опыта работы коллег в школе, районе, городе,
регионе; изучение и введение компьютерных технологий.
Моя методическая тема по самообразованию «Развитие коммуникативных навыков на уроках
татарского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС». По этой теме я работаю два
года. Поставила перед собой цель:
- повысить профессиональную подготовленность в области теории и методики преподования татарского
языка и литературы,
- повысить профессиональную подготовленность к переходу на обучение, согласно с новым ФГОС,
- повысить эффективность обучения татарского языка и литературы.
Для осуществления этой цели мне пришлось обратится к разным источникам. Это «Федеральные
государственные образовательные стандарты», 2011, «Психолого-педагогическая концепция школьного
учебника» А.З.Рахимов - Уфа,
2000г,
«Преподавание татарского языка и литературы в основе
коммуникативных технологий при внедрении ФГОС», Р.З.Хайдарова, Г.М.Ахметзянова – Набережные
Челны, 2015, «Методика преподавание татарской литературы в школе» Д.Ф. Захидуллин – Казань, 2004.
Преподавание татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и
направлен на воспитание успешной личности, формирование творческих способностей детей, развитие
логического мышления.
Главной задачей обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности
школьников. Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний,
умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике.
А для этого в своей работе я использую такие педагогические технологии как - игровые, групповые,
здоровьесберегающие, компьютерные и личностно-ориентированный подход в обучении.
Я в групповой работе не делю учеников на сильных и слабых, а стараюсь организовать обучение детей
методом совместно-групповой учебной деятельности.
Моя задача включить каждого ученика в
деятельность, т.е. я разрабатываю такое задание, при котором ученик обязательно справляется с
работой. Класс делю на две – три группы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития.
Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает
слабому. Таким образом, все ученики всё полезное время тратят на достижение главной цели урока -
получение знаний по теме.
Большое внимание на уроках уделяю здоровьесберегающей технологии,
чтобы помочь ученику
преодолеть усталость, раздражительность. Провожу физкультминутки, делаем упражнения для глаз. Они в
электронном виде, помогают учащимся закрепить лексику определенной темы.
Игровую технологию использую при объяснении нового материала и его закреплении, при обучении
диалогической речи учащихся. В этом мне помогают многие структуры Сингапурского метода. Например,
«Микс пэа шэа», где ученики находят под музыку себе пару и составляют диалог на определенную тему.
Игра «Кто я?», на листочке написано слово, и с помощью вопросов ученик должен угадать кто он. Так же
решаем кроссворды, ребусы, отгадываем загадки.
Задачами являются активизация коммуникативной деятельности учащихся; правильное распределение
ролей между детьми, поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание ситуации
взаимопомощи, активного устно-речевого общения.
Так же используя в своей работе личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированный
подход ставит в центр личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов (Кукушин В.С.);
Главной задачей ставлю не только дать определённые знания, но и развить у них интерес к обучению, к
творческой
работе;
стремиться
использовать
полученные
знания
самостоятельно;
учитываю
индивидуальный подход, организовываю учебный процесс в форме диалога «Ученик- учитель», «учитель-
ученик».
Компьютер является одним из важных средств в учебном процессе. Использование его способствует
появлению
новых информационные,
информационно-коммуникативные,
мультимедийные
технологий, которые позволяют реализовать разные методы обучения языку: показ,
объяснение,
коррекция, оценка знаний.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
открывает большие возможности перед учителями.
Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой
объем информации. Освоение компьютерных технологий позволяет нам реально сделать учебный
процесс более гуманным по отношению к ученику, усилить положительную мотивацию обучения, усилить
творческую работу как ученика, так и учителя, повышает интерес к предмету, создает необходимый
эмоциональный настрой на уроке, вовлекает учащихся в активную познавательную, творческую
деятельность, формирует развитие личности, умения самостоятельно решать возникающие в реальной
жизни проблемы.
Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю презентации, электронные
учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Мне помогает сайт Электронного образования
РТ. С помощью раздела «Цифровые ресурсы» я подготовила обширные коллекции иллюстративного и
познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. С помощью
компьютера я на уроках татарского языка и литературы увеличиваю объем тренировочных упражнений,
создаю ситуацию успеха для каждого ученика. Таким образом, компьютер способствует формированию у
учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его
действий. Например, сейчас есть мультфильмы на татарском языке, выкючив звук, ученики должны
прокомментировать происходящее.
Разнообразие стилей и общения, обучения на уроке, использование информационные, информационно-
коммуникативные, мультимедийных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп
его проведения, повышает интерес к изучению татарского языка и литературы.
Результатами своей работы по теме самообразования «Развитие коммуникативных навыков на уроках
татарского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» я поделилась с учителями на заседаниях
ШМО,
а
также
выступала
на
муниципальном
семинаре
учителей
татарского
языка
и
литературы. Разработала дидактические материалы, тесты, наглядности, разместила разработку урока,
презентацию на личном и школьном сайте, участвовала в конференциях, на различных конкурсах,
мастер-классе, оформила папку с результатами своей работы.
Я считаю, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем
больше эффект от его работы. Главное в нашей работе – это желание работать над собой и способность
творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в
процессе самообразования.
Свое выступление хочу закончить словами писателя, ученого Николая Александровича Рубакина: «Всякое
настоящее образование добивается только путем самообразования».