Автор: Пяткова Любовь Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №176"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками"
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством
дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками»
Пяткова Л.П.,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №176»
г. Барнаул
Необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в
современном мире, когда ребенок зачастую «отгорожен» от реального мира
экраном телевизора, компьютера, планшета или смартфона возросла.
Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств
ребенка с окружающим миром, в результате которого формируется его
понимание собственных ощущений. Так дети учатся получать информацию о
среде вокруг них и правильно ее трактовать.
Психологи говорят, что чем разнообразнее ощущения, тем лучше
развивается ребенок. Внимание, мышление, речь, эмоции, образы и понятия,
которыми оперирует человек – все это результат прохождения сенсорного
этапа развития.
Для успешного и полноценного развития современного ребенка важно
окружить его разнообразными предметами и игрушками, чтобы он мог
свободно ими оперировать, которые могли бы удивлять детей, побуждать к
новым исследованиям и открытиям и тем самым развивать сенсорные
ощущения,
создавать
ситуации
накопления
детьми
раннего
возраста
субъективного опыта.
Для этого педагоги дошкольного образовательного учреждения
самостоятельно создают различные дидактические игры и пособия, для
изготовления которых используется природный, творческий материал.
Использование
природного,
творческого
(бросового)
материала,
создает сюрприз, неожиданность для ребенка, тем самым привлекает детей,
пробуждает желание играть, общаться с воспитателем или сверстником.
Дидактические игры, изготовленные руками педагогов - безопасны,
оригинальны,
просты
в
изготовлении
и
использовании.
Такие
игры
интересны детям, они с желанием погружаются в совместную игровую,
познавательную деятельность.
Обеспеченность самодельными дидактическими играми позволяет
целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим
развитием ребенка раннего возраста. У детей формируются представления о
сенсорных эталонах (цвет и его оттенки, размер, количество, форма,
ориентировка в пространстве). Использование дидактических пособий
способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, навыков
сортировки
и
классификации,
усидчивости,
терпению,
координации
движений. Это отличная возможность расширить словарный запас и
активизировать в речи новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.).
Дидактические пособия, изготовленные своими руками, помогают изучению
цвета, формы, текстуры; обеспечивают бесконечные возможности для
развития игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
Самодельные дидактические игры эффективно зарекомендовали себя в
развитии зрительных осязательных, слуховых и обонятельных ощущений,
ведь ребенку можно перебирать, держать, обматывать, раскладывать,
сортировать и тем самым собирать коллекцию разнообразных ощущений.
Создавая игры и пособия собственными руками, педагог создает
пространство совместной и самостоятельной деятельности, в котором у
ребенка есть возможность для самореализация и саморазвития.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка
невозможно
ограничиться
только
образовательной
деятельностью,
проводимой в стенах дошкольного образовательного учреждения. Родители
- самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
Интерактивная форма взаимодействия с родителями (игровой марафон)
обеспечит привлечение родителей к жизнедеятельности детского сада,
осознание
важности
сенсорного
развития
ребенка
и
повышение
педагогической культуры родителей по данному вопросу. При проведении
марафона каждый родитель может не только вместе с ребенком поиграть с
любым дидактическим пособием в детском саду и дома, но и самостоятельно
создать пособие дома и организовать игру вместе с детьми в группе.