Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников.


Автор: Почепцова Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1564
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проек "Туристы"
Тема: Экологическое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТУРИСТЫ»


Почепцова Л.В – воспитатель ГБОУ Лицей №1564, Дошкольное отделение «Колосок» Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев.
Актуальность:
 Формирование экологического мировоззрения;  Развитие экологической культуры;  Осознанное поведение в природной среде.
Цель:
Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в ее сохранении. Формировать у дошкольников предпосылки поисково-исследовательской деятельности; Формировать у детей представления о целостности экосистемы и о человеке, как ее представителе.
Задачи:
 Развивать познавательный интерес;  Развивать экологическую культуру;  Формировать представления детей о природно - климатических зонах, животном и растительном мире, климате;  Развивать связную речь,  Осваивать действия и использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни.  Формировать умение сравнивать, анализировать делать выводы.  Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.  Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.  Художественно-эстетическое развитие.
Длительность проекта:
Ноябрь – февраль.
Возраст детей:
старшая группа, 5 -6 лет.
План работы с родителями

Цель:
повышение уровня знаний родителей по ознакомлению с миром природы, экологией детей старшего дошкольного возраста. Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.
Взаимодействие с родителями:
 Информирование родителей о начале проекта, его целях и задачах.
Подготовка информационно-наглядного материала для родителей о ходе работы над проектом.
Cсодержание работы с семьей.

Месяц

Формы работы

Цель
Ноябрь Изготовление макетов Арктика, Выставка «Очень умелые ручки» (совместное творчество педагогов, родителей и детей) Антарктика, Тундра. Буклет «А знаете ли вы, что…» (Как долго разлагается пластик…) Вовлечение в реализацию задач по п р о е к т у . Р а з в и т и е п о з и т и в н ы х в з а и м о о т н о ш е н и й р а б о т н и к о в дошкольного учреждения и родителей. П р и в л е ч е н и е р о д и т е л е й к сотрудничеству Повышение экологической грамотности родителей. Декабрь Акция «Поможем нашим друзьям». Изготовление кормушек. Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» Привлечение внимания к проблемам выживания птиц , оставшихся на зимовку. Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству Январь Изготовление макетов, Саванна, Пустыня, Степь, Море. Консультация «Роль природы в развитии ребенка дошкольного возраста» Просвещение родителей, вовлечение в реализацию задач экологического содержания. Февраль Консультация «Игра и развлечение как средство воспитания у детей любви к природе». Экологическая викторина. Расширение знаний родителей о формах работы по ознакомлению дошкольников с миром природы.
Учебно-методическое сопровождение
1. Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры. 2. Дидактические и занимательные материалы. 3. Mмультимедийное сопровождение (презентации, музыка, мультфильмы, слайды, видео фильмы). 4. Макеты природных зон.
Развивающая предметно-пространственная среда

Рабочее пространство
 Уголок творчества  Уголок природы  Книжный уголок  Сюжетно – ролевые зоны.
Центры развития
 Центр экспериментирования «Почемучка»;  Центр познания «Знайка»
Список литературы:
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Линка- пресс, 2009. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008. 2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
3. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду», Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-синтез, 2006. 4. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду». – М.: ТЦ «Сфера», 2008. 5. Гаршина О.М. Экологическая азбука для детей. 6. Парамонова Л.А. развивающие занятия с детьми 5 -6 лет. – ОАО «Олма Медиа Групп»,2014. 7. Посвянская Н.П. Занятия с детьми дошкольного возраста «Планета земля». 8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Сборники: 9. «Животные жарких стран», «Дикие животные средней полосы России», «Вода». Издательство «Скрипторий 2003», 2009. 10.Николаева Н. Н. «Юный эколог» - Мозаика-Синтез, 2010. 11.Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», Карапуз, 2005 г.
План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

НОЯБРЬ:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования,

предварительна беседы детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
1. НОД по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом - природа» 2. НОД по экологии «Мы друзья природы» 3. С.Р.И «Эколог» 4. НОД «Юные путешественники»
2 этап. Путешествия.

ДЕКАБРЬ:

1.
Компьютерная презентации: «Двенадцать месяцев. Зима.», «Зимой в лесу». НОД: «Путешествие в зимний лес», «Как зимуют звери в лесу», «Растения зимой». Задачи: Познакомить детей с тем, как проводят зиму животные в лесу и растения зимой, как можно помочь животным и растениям. Поддерживать познавательный интерес детей, обогащать словарный запас. a. Чтение рассказов: Г. Скрябицкого "Кто как зимует», В. Бианки «На дне снежного моря». b. Аппликация: «Зайка в зимней шубке». Лепка: «Снегири на ветке». Рисование: «Белая береза бод моим окном.», «Жители леса», «Календарь. Яблоня.4 времени года» Задачи: Учить детей видеть, любить и уважать красоту природы c. Экспериментирование: «Игры с водой» (картотека опытов). Задачи: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать умение выдвигать предположение и проверять его, делать выводы, рассказывать о результатах обследования веществ и предметов, но и о ходе работы. d. Разгадывание зимних загадок. (Картотека) e. Наблюдение в природе. (Картотека) f. Дидактические и настольные игры по теме: «Живая и неживая природа», «Кто чей малыш?», «Сложи картинку. Времена года». Задачи: Знакомство с разнообразием животного мира Земли, узнают названия животных и мест их обитания, совершенствовать пространственное и логическое мышление. g. С.Р.И «Путешествие в тундру» «Туристическое агентство». Задачи: Учить детей подготавливать необходимые условия для сюжета игры, распределять роли. В качестве участника игры стимулировать применения детьми полученных знаний и опыта, активизировать в речи соответствующие понятия.
h. Макет «Зимний лес», «Тундра»
2.

«Путешествие в царство льда и снега».
НОД: «Роль снега и льда в жизни растений и животных.» b. Презентации: «Антарктида», «Жизнь и быт народов крайнего севера» Задачи: Познакомить детей с природными зонами: Арктика, Антарктида, Тундра, жизнь животных, растений и людей их взаимосвязь в природных условиях. a. Экспериментирование со снегом, льдом. (картотека). Задачи: Учить разными способами выявлять и описывать свойства снега и льда, рассказывать, как эти свойства связаны с погодными условиями. Поддерживать познавательный интерес, формировать элементарные навыки экспериментирования, делать выводы. b. Наблюдение в природе. (картотека наблюдений в природе) c. Разгадывание загадок о снеге, инее, льде. d. Чтение рассказов А. Садовского «Друг или враг», «Сухой лед» e. Аппликация: «Где-то на белом свете»; Лепка: «Пингвиненок Ло-Ло»; Рисование: «Мы поедем, мы помчимся…» (Животные Севера) f. Макеты: «Арктика», «Антарктида» g. С.Р.И. «Туристическое агентство», «Полярники»: Задачи: Постройка иглу, проверка теории: «Правда ли, что под снегом тепло». Учить детей использовать свои знания о свойствах снега.
ФЕВРАЛЬ:

3.

«Путешествие туда, где нет зимы»
НОД: «В гости к южным растениям.», «Там, где нет зимы». a. Презентации: «Австралия», «Африка». Задачи: Вызвать у детей уважение к культуре, отличной от их собственной. Формировать первоначальные представления об особенностях образа жизни людей, животных и растений, о зависимости образа жизни от климатических условий. b. Экспериментирование с песком, воздух. (Картотека) c. Разгадывание загадок о животных жарких стран. (Картотека) d. Чтение худ. Литературы: «Знакомство с энциклопедией», Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки- Тикки- Тави». e. Лепка: «Веселые обезьянки», Рисование: «Фантастические цветы» f. Макеты: «Пустыня», «Степь», g. С.Р.И. «Зоопарк» Задачи: Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Обращать внимание на достоверность и качество исполняемых ролей, социальную значимость изображаемых в игре персонажей. Продолжать формировать умения договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.
4.

«Путешествие по морям, по океанам».
НОД: «Морские волки», «Водный транспорт», «Знакомство с ветром» a. Презентация: «Раковины и их обитатели», Видео: «Моровой океан», Задачи: Познакомить детей с флорой и фауной моря, уточнить представления о значении моря в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их. Закреплять знания детей о морских обитателя. b. Опыты с водой и воздухом. (Картотека). Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы; пополнение знаний о воде и о том, как человек её использует; учить детей беречь водопроводную воду; доходчиво объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств; пополнить знания детей о солёной и пресной воде. Познакомить с природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. c. Аппликация: «По морям, по волнам…», Рисование: «Море волнуется». Лепка: «Такие разные рыбки»
Задачи: Закреплять знания детей о морских обитателях, умение самостоятельно находить способы изображения. Учить детей, продумывать и осуществлять замысел рисунка. Продолжать учить детей рисовать море, используя для этого различные способы изображения. Развивать творчество, мелкую моторику, правильное дыхание. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к поэзии. d. Художественная литература: В. Максимов «Кто чистит воду», С. Козлова «В порту». М. Большинцова «У самого синего моря». Задачи: Продолжать учить детей понимать образность поэзии о море. Вызывать эмоциональный отклик на услышанные стихотворения о море. e. С.Р.И. «Мореплаватели», Путешествие на подводной лодке», «Ученые изучают акул» Задачи: Формировать у детей социокультурные компетенции: учить выполнять типичные социальные роли, формировать соответствующий опыт. Учить определять свое место и роль в окружающем мире, в коллективе. f. Макеты: «Подводный мир», «Аквариум».
3 этап. Заключительный.
1. Экологическая викторина «Знатоки природы». Задачи: Закрепить, расширить, пополнить и углубить знания детей по эколого-биологическому разделу: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы; находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
Критерии оценки эффективности проекта:
o Создание необходимых условий для организации деятельности по экологическому воспитанию; o Готовность детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать поисковую деятельность детей; o Бережное отношение дошкольников к природе, любовь к малой Родине, сохранение чистоты природы; o Проявление трудолюбия, любознательности, высокий уровень развития речевой активности детей; o Использование навыков познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности; o Повышение доли участия родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.
Перспективы дальнейшей работы:

Цель:
воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в ее сохранении; вызвать желание улучшить экологическую обстановку в своем городе.
Задачи:
расширять знание детей о природно-климатических зонах земли; развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельности. Формировать целостную картину мира. Расширять кругозор детей. Этот проект дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности ребенка в поиске ответов на вопросы, систематизировать
информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Перспективность данного проекта заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно- поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных навыков, что является составляющими успешной личности. А именно успешными людьми я хочу видеть своих воспитанников в будущем!
Выводы:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками этого процесса являются ребенок, родители и педагоги, отношения которых строятся на основе сотрудничества и уважения. В результате реализации проекта: o Открылись возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; o Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; o Взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей; Организация работы способствовала: o возникновению у ребенка желания участвовать в проекте, проявлять инициативу, осознания, что исследование – интересно и познавательно; o развитию естественного интереса и эмоционального отношения детей к природе, развитию любознательности; o развитию способности видеть необыкновенное в обыкновенном, творчества и фантазии; o к увеличению числа заинтересованных родителей, которые проявили собственную инициативу и творчество в реализации проекта.



Приложение №1
Путешествие: «Исследователи» Цель: Познакомить детей с картой, глобусом. Закрепление знаний о планете Земля; воспитание интереса к окружающему миру; развитие познавательной активности, логического мышления; развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования . Ход занятия: Ребята, у меня есть красивый сундучок, но он закрыт, на ней печать-загадка. Чтобы ее открыть нужно разгадать загадку. Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя. - Что это? (Глобус). 3. - Что такое глобус, ребята? (модель Земли). - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? - В древности люди считали, что Земля плоская – вот такая. Что там, на краю Земли никто не знал. Люди думали, что Земля — это огромный остров. - Посмотрите на рисунки ребят. (Дети изображали планету такой, какой ее представляли наши предки). - Что на них изображено? - Как вы думаете, почему так никто и не смог дойти до края Земли? (она круглая). - Как люди узнали, что Земля круглая? (летали в космос). - Кто первым увидел нашу планету из космоса? (Гагарин). - На самом деле люди узнали и доказали, что Земля имеет форму шара еще до того, как смогли полететь в космос. Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие и доказал, что Земля круглая. - У меня есть очень интересный журнал, в котором есть статья про первое кругосветное путешествие. Хотите немного узнать об этом? (Зачитываю самое интересное о путешествии). Физминутка «Зверята». 4. - Потрогайте, ребята, глобус руками. Какой он? (гладкий). - А Земля тоже гладкая? - Что есть на земной поверхности? (горы, равнины, реки, моря, озера, пустыни). - Что изображено на глобусе коричневым цветом? (горы, возвышенности). - Что изображено зеленым цветом? (равнины). - Что изображено желтым цветом? (пустыни). - Что изображено белым цветом? (снежные пустыни). - Что изображено синим цветом? (моря, океаны).
- Какого цвета на глобусе больше всего? - О чем это говорит? Работа с карточками. - Заштрихуйте одну часть зеленым цветом, а две синим. - Какого цвета больше? (синего). - Зеленым мы обозначили сушу, а синим воду. - Чего больше на Земле? - Несмотря на то, что вода занимает большую часть поверхности Земли ее нужно беречь. Почему? Детям предлагается попробовать воду из разных стаканов. (соленую и пресную) - Какая вода необходима всему живому? - Такой воды на Земли намного меньше, чем соленой и ее нужно беречь. Как? Знакомство с картой. - Кроме глобуса Земля изображена и на карте. - Обратите внимание как расположены участки суши на карте и глобусе. - Сколько их? - Это материки. - Давайте узнаем, как они называются: Евразия- самый большой материк, на котором находится наша страна, Африка – где не бывает зимы, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида- царство льда и снега, Австралия – родина кенгуру. Работа подгруппами. Соревнование. -Я вам несла карту, но она рассыпалась. Поможете мне ее собрать? - Собрали? Молодцы! - Давайте проверим, какая команда справилась с заданием лучше. - А теперь попробуем назвать материки. Итог занятия. - О чем мы сегодня с вами говорили? - Что еще вы бы хотели узнать о нашей планете? - «Полочка умных» книг вам всегда поможет в этом.
Приложение №2

Kонспект-занятие "Путешествие на Северный полюс"

Цели:
 систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера;  формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;  развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать их проверку. ХОД ЗАНЯТИЯ – Если бы вам предложили путешествие на корабле, куда бы вы отправиться? (Ответы детей) – А вы бы хотели отправиться на Север? – Что бы вам хотелось увидеть на Севере? (Ответы детей) – Что бы вы хотели узнать нового? – Ребята, а что бы вы взяли с собой? – Вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты? (Надо тепло одеться). – Почему вы решили, что надо тепло одеться? (На Севере очень холодно).
– Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь? (Надо рассмотреть карту) - Как называется материк? (Антарктида) Еще можно сказать северный полюс. – Как вы думаете, почему Антарктида окрашена в белый цвет? (На Северном полюсе кругом снег и лёд). – Можно ли Антарктиду назвать ледяной пустыней? (Можно). – Почему вы так решили? (Потому что там много льда и снега). – Все ли готовы к путешествию? Мы поплывем на ледоколе, а почему его так называют? Дети имитируют одевание и садятся на корабль. – Вот мы и подплываем к Северному полюсу. Что вы видите? (снег, лёд). – Где же растения? (Их нет, потому что очень холодно). – Мы плывем по океану. Это Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте 3-этажного дома. Здесь всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как это происходит у нас. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем так же долго солнце не сходит с неба. – Мы приплыли. Не замёрзли, ребята? Ой, смотрите, смотрите! Кто это? (Белые медведи). Чтение стихотворения Им можно только восхищаться, Он научился защищаться От льдов и страшного безмолвья, Жить у земного изголовья, У центра полюса бывать, Ещё и пищу добывать, Под лёд полярный опускаться, Свободно жить и размножаться. – Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело). – Впадает ли он в спячку? (Ответы детей). – Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год. – Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами). – Как же медведю удаётся поймать рыбу или моржа? (Он хорошо умеет плавать). – Чтоб поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лёд. Зачастую медведь остаётся голодным. Белый медведь очень хороший пловец. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние. – Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе? (Ответы детей). – Так что, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом? – Хотите это проверить?
Исследовательская деятельность
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем. – Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками). – Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду). – Тряхните рукой. Капельки легко отлетели. – Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром). – Что-то я очень замёрзла. Не пора ли нам возвращаться в детский сад? Дети имитируют возвращение в детский сад. - Вам понравилось путешествие? Будем еще путешествовать? - А давайте в следующий раз отправимся туда, где нет зимы.

Приложение №3

Развитие связной речи. Изучаем Животных жарких стран
Цели: уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей; уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значение крылатых выражений; закрепить словарь по данной теме. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением животных жарких стран; раздаточный материал — картинки с изображением какой-либо части тела животного. Ход занятия 1. Организационный момент В джунглях звон везде летит, Если слон во всю трубит. А у жирафа шея длинная, И все видать ему вокруг. У зебры грива лошадиная, Она для всех хороший друг. А по пустыне поутру Легко скакала кенгуру. От солнца все в глазах искрится. С тигрятами лежит тигрица. В далекой Африке за всех Отвечает храбрый лев. 2. Беседа о животных жарких стран Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных.) А как вы думаете, где они живут? (В Африке.) Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг — то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. Посмотрите на макет Пустыни. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Посмотрите на макет Саваны. Это тоже Африка. Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные. Существует два вида слонов: африканские — самые крупные животные. Индийские — меньше. Слон — громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон — очень умное животное. Отгадайте загадку: Кто имеет один рог? Отгадайте... (Носорог.) (Выставляется картинка.) Почему он так называется?
А это кто? (Бегемот.) Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота — нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.) Выставляется картинка «Кенгуру». Дети рассказывают об этом животном и воспитатель обобщает: — Кенгуру — животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру — сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру — это травоядное животное. Еще отгадайте загадки: Это зверь какой-то странный, Шея, как стрела у крана. Чтобы ртом достать до трав, Вдвое сложится... (Жираф.) (Выставляется картинка.) Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы. Разлинованы лошадки, Словно школьные тетрадки, Разрисованы лошадки От копыт до головы. (Зебра.) (Выставляется картинка.) Дети сравнивают двух животных. Выставляется картинки «Верблюды». — Верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья — жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений. Каких еще животных жарких стран вы знаете? Что можете о них рассказать? 3. Дидактическая игра «Кто у кого?» У львицы — львенок, львята. У тигрицы — тигренок, тигрята. У слонихи — слоненок, слонята. У жирафа — жирафенок, жирафята. У верблюдицы — верблюжонок, верблюжата. У кенгуру — кенгуренок, кенгурята. У зебры — зебренок, зебрята. 4. Физкультминутка «Чудесное превращение» Дилы-дилы-дилы — появились крокодилы, Дети изображают дремлющего крокодила Моты-моты-моты — появились бегемоты. Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты. Афы-афы-афы — жуют листики жирафы. Дети тянутся вверх, изображая жирафов. Ны-ны-ны — водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают. Яны-яны-яны — по веткам скачут обезьяны. Дети изображают скачущих обезьян. 5. Дидактическая игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны.) В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты.) В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы.) В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые ... (Зебры.) В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы.) А также выносливые, двугорбые ... (Верблюды.) И еще огромные, сильные... (Слоны.) 6. Дидактическая игра «Чье это?» У детей на столах лежат картинки с изображением какой-либо части тела животного. Грива чья? — львиная. Шея чья? — жирафья. Хвост чей? — обезьяний. Хобот чей? — слоновый. Горб чей? — верблюжий. 7. Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов. У жирафа длинная шея — жираф какой? У бегемота толстые ноги — ... . У льва густая грива — ... . У обезьяны длинный хвост — ... . У верблюда два горба — ... . У слона большие уши — ... . — Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит. «Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.) «Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем слезы.) «Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.) «Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.) «Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.) «Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.) «Волчий аппетит». (Очень голодный человек.) 8. Итог занятия
Приложение №4

«Oбитатели моря»
Программное содержание: - продолжать расширять знания детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении; - учить правильной последовательной речи; - расширять словарный запас; - развивать логическое мышление; - совершенствовать навыки детей в рисовании красками, раскрытие творческого потенциала, продолжать формировать композиционные умения расположения изображения на всей
плоскости листа; - воспитывать интерес детей к изобразительному искусству; - развитие фантазии, воображения.
Ход занятия

Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, а самое настоящее увлекательное путешествие, причём не простое, а морское. А вы что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное…) А еще оно манящее, оно манит нас к себе. Вы готовы отправиться в путешествие. У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу станем морскими жителями. Под звуки музыки моря встаем в круг , беремся за руки, все вместе произносим слова: Детский сад наш изменился, В океан он превратился, Мы отправимся гулять, дно морское изучать! Сколько водорослей разных, Звёзд, медуз и рыб прекрасных, Ламинарии, ежи И ракушки хороши!
Воспитатель:
Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого-нибудь узнаете? Вы просто молодцы! (Дети называют известных им обитателей морей, изображения рыб). Здесь, как и на земле есть «растения», но называются они водоросли. Есть рыбы, съедобные для человека, есть рыбы опасные. Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости. На морском дне живут осьминоги, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Они обладают способностью очень быстро менять окраску и становиться одного цвета с грунтом. В море живет множество обитателей, которые совсем не похожи на тех, кто живет на суше. Есть здесь и морские коньки они не бросается за добычей, а ждут, пока она сама не подплывет к нему. Питаются коньки мелкими рачками и креветками. Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползают по дну или зарываются в ил. Питаются они моллюсками, а также и морскими ежами. А морские ежи могут уколоть ядовитым шипом и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль. С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает по морскому дну. Некоторые даже могут ударить током, как морской скат. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе. В это время дети берут соответствующую картинку о которых они будут рассказывать и прячут их за спину.)
Воспитатель:
А сейчас к нам заплыли настоящие морские обитатели, они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (на ковре) и попытаться отгадать, кто к нам заплыл.
1 ребенок:
Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. Властелин семи морей, В океане всех сильней. Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба-… (кит).
2 ребенок:
Это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (Акулы)
3 ребенок:
Это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских, похож на шахматную фигурку. Свое название он получил потому, что его туловище по виду напоминает лошадь. У него вытянутая морда, очень маленький рот и ребристое тело. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей. (Морской конек)
4 ребенок:
Любопытное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают передвигаться. (Морская звезда)
5 ребенок:
Это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. С помощью воды он дышит, как рыбы. Когда он лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг. Они умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым. (Осьминог)
6 ребенок:
Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет как…» (Черепаха).
Воспитатель:
Молодцы!Вы прекрасно справились с заданием, а теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Подвижная игра "Море волнуется".
Звучит музыка - Шторм
Воспитатель:
В нашем подводном мире случилось настоящее бедствие: шторм на море, набежала большая волна и буквально смыла наших морских друзей на берег. А ведь они не могут жить без воды, что же делать, как им помочь вернуться на свое родное морское дно (ответы детей). Ребята, а ведь мы с вами можем их нарисовать. Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места.
Воспитатель:
Посмотрите, какие красивые морские обитатели. Какая яркая окраска, необычные формы. Но мы не должны так же забывать, что в море есть растения – водоросли и они тоже все разные по форме и окраске. Давайте попробуем нарисовать, то, что мы увидели с вами во время нашего путешествия в морские глубины. Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность морского дна и его обитателей? (красками, цветными карандашами). Верно. Ваши рисунки должны быть красочными.
Воспитатель:
У вас у всех получились замечательные работы, молодцы ребята! Посмотрите рисунки своих товарищей и скажите, кто на них изображён? Как вы думаете, мы сумели с вами
нарисовать морские глубины? Давайте, соединим все ваши рисунки вместе, и у нас получится одно большое морское дно! (рисунки вывешиваются на стенде)


В раздел образования