Автор: Моисеенко Олеся Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 детский сад "Березка"
Населённый пункт: Анапский район, ст. Гостагаевская
Наименование материала: Консультация
Тема: "Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками
детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и
обучения. И формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в
детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна
быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно
переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако после дневного
сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный
тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная
и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать
организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться
детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо
провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих
переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму
проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей
гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается
умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и
самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей
процедурой.
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи гимнастики после сна:
-увеличить тонус нервной системы;
-укрепить мышечный тонус;
-способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
-способствовать профилактике простудных заболеваний;
-развитие физических навыков;
-сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и
прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить
умственную и физическую работоспособность детского организма.
Правила проведения гимнастики пробуждения
Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей
комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна
составлять 3-5°С.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой
нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по
расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети
включаются в процесс. Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.
Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а
также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть
отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы
убирается подушка.
Типы упражнений
-упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
-занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и
пр.);
-корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления
позвоночника и пр.;
-дыхательная гимнастика.
Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети
выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений.
Гимнастика в постели в течение 2-3 минут направлена на постепенный переход
детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми,
остальные присоединяются по мере пробуждения.
Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на
организм. Она проводится в хорошо проветренной групповой комнате с
применением массажных ковриков и направлена на профилактику плоскостопия и
сколиоза (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с
высоким подниманием колен и др.)
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна позволяет создать
положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем
оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько
задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения,
формирование осмысленной моторики. А главное — всё это доставляет детям
огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без
принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объёме, который ему
доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять
упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять их
частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей,
состоянием здоровья.