Напоминание

"Книга твой друг, без нее как без рук"


Автор: Макарова Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Ракитянская СОШ №3 им. Н. Н. Федутенко"
Населённый пункт: поселок Ракитное Ракитянский район Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Книга твой друг, без нее как без рук"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие

Тема: Книга твой друг, без нее как без рук.

Цели:

- заинтересовать обучающихся рассказом об истории создания книги;

- расширить кругозор, сформировать положительную мотивацию к чтению;

- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Задачи:

- формировать у детей понимание того, что книга — основной источник знаний;

- повысить познавательную мотивацию;

- развивать коммуникативные умения обучающихся;

- воспитывать интерес, любовь к книге.

Оборудование: стенд с книгами, иллюстрации.

Ход мероприятия

Чтец

Книга – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Учитель

На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. Родители читали нам сказки,

стихи, рассказы, когда мы еще и говорить не умели. Вспомним свои любимые

книжечки, в которых рассматривали что-то, представляя, фантазируя.

А когда выучили буквы, научились складывать из них слова, а со слов –

предложения, мы и сами стали читателями. С детских лет книга помогала нам

узнать себя и понять мир, который нас окружает. Сказки, веселые и грустные

стихи, рассказы о смелых людях, которые боролись за счастье народа, о тайнах

природы, о том, как живут люди в далеких и близких краях… Обо всем

рассказывала нам книжка. Не зря часто случается так, что вовремя прочитанное

произведение подскажет человеку выбор жизненного пути, профессии.

Чтец

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

Учитель

Давным-давно на земле не было книжек в современном виде, потому что люди

еще не умели их изготавливать. «Страницами» самых древних книг стали камни,

стены пещер, посуда, щиты. Со временем люди начали писать острыми палочками

на плитках из мягкой глины, которые потом сушили. Да разве много напишешь на

таких «страницах»? К тому же такие книжки были тяжелыми и неудобными.

Прошло время, удобные и легкие книжки стали изготавливать, используя

тонкую козлиную или телячью шкуру. Первая такая книжка увидела мир в

старинном греческом городе Пергаме, потому и бумагу из шкур назвали

пергаментом. Но издания были очень дорогие. На изготовление хотя бы одного

нужны были шкуры целого стада телят. Писали такую книгу от руки несколько

лет, и стоила она очень дорого.

В Африке вдоль рек растут густые заросли болотного растения - папируса,

речного тростника с высоким, до пяти метров, толстым стволом. Этот ствол резали

на полосы и высушивали, а затем палочками писали на нем. Писать было очень

удобно. Листы склеивали в виде длинного свитка, сворачивали и хранили в

специальном футляре.

Но через

несколько

лет книги, изготовленные

из

папируса, рассыпались.

Древний Китай подарил миру множество изобретений, в том числе и бумагу.

Секрет ее изготовления хранился китайцами почти пять столетий.

В Европе тоже научились изготавливать бумагу. А в 1553 году в Москве была

построена первая книгопечатня. Первопечатником стал Иван Федоров. За свою

жизнь он напечатал несколько книг, в том числе и первый славянский «Букварь».

Теперь мы имеем бумагу из древесины, из старой бумаги.

Книжки выпускают в типографиях. Потом они поступают в магазины,

библиотеки. Библиотека в переводе – книгохранилище, или «домик, где живут

книжки».

Чтец

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

Учитель

-

А вы читаете дома?

-

О чем вы любите читать?

(Дети рассказывают о любимых книжках)

Учитель

А сейчас проведем необыкновенную лотерею. В мешке разные предметы, по

которым можно узнать их литературных «хозяев».

1.

Хрустальный башмачок (Золушка из одноименной сказки Ш. Перро).

2.

Бутылочка с надписью «Выпей меня» (Алиса из сказки Л. Керролла «Алиса в

Стране Чудес»).

3.

Докторский саквояж (Доктор Айболит из одноименной сказки К. Чуковского).

4.

Красная шапочка (Одноименная героиня из сказки Ш. Перро).

5.

Пояс с надписью «Когда злой бываю, семерых убиваю» (Храбрый портняжка из

одноименной сказки братьев Гримм).

6.

Мочалка и мыло (Мойдодыр из одноименной сказки К. Чуковского).

7.

Цветик-семицветик (Девочка Женя из одноименной сказки В. Катаева).

8.

Несколько очков (Мартышка из басни И. Крылова «Мартышка и очки»).

9.

Роза (Маленький принц из одноименной сказки А. Де Сент-Экзюпери)

10. Волшебное зеркальце (царица из сказки А. Пушкина “Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях”)

-

А нужна ли книжка в наше время кино -, видео -, компьютерной техники?

(Розмышления учеников)

Верно, даже в наше время книга не потеряла своего значения Она нужна и

остается необходимой всегда.

А любить книгу – значит бережно относиться к ней.

Инсценизация

С. Ильин «Две книжки»

Автор

Однажды встретились две книжки.

Разговорились меж собой.

Первая книжка

«Ну, как твои делишки?» -

Автор

одна спросила у другой.

Вторая книжка

«Ох, милая, мне стыдно перед классом:

Хозяин мой обложки вырвал с мясом,

Да что обложки… Оборвал листы.

Из них он делает кораблики, плоты и голубей.

Боюсь, листы пойдут на змей,

тогда лететь мне в облака.

А у тебя целы бока?»

Первая книжка

«Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки:

на них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу –

о них и говорить-то неприлично.

Зато и я его учу

не как-нибудь, а на отлично».

Автор

В басне этой нет загадки,

расскажут напрямик

И книжки и тетрадки,

какой ты ученик.

Учитель

Во время общения с книгой следует ориентироваться на следующие советы:

1.

Берите книги только чистыми руками.

2.

Не перегибайте их, ведь тогда будут выпадать страницы.

3.

Не кладите в книжку карандаши и другие предметы, из-за которых она может

порваться.

4.

Не сгибайте страницы, пользуйтесь закладками.

5.

Не читайте во время употребления пищи.

6.

Чтобы книга дольше служила вам, наденьте на нее обложку.

В свое время Дени Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают

читать». Давайте задумаемся, какое место в нашей жизни занимает книжка. Желаю

вам стать верными ее друзьями, ведь она не только наш духовный ориентир, а и

окошко в непознанный мир, который подарит лучики новых знаний.

Приятных и незабываемых впечатлений вам от героев книжек.



В раздел образования