Автор: Бондарь Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Лицей N1 пос. Львовский"
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "Основы ментальной арифметики"
Раздел: дошкольное образование
Основы ментальной арифметики.
Ментальная арифметика - это высокоэффективная программа развития
умственных
способностей
при
помощи
арифметических
вычислений
на счетах.
Программу
занятий
составляют
механические
упражнения
пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию внимания и
логику. Ментальная арифметика помогает не только быстрее осваивать
технику и навыки счета, но и значительно увеличить скорость мышления и
способность к творческим дисциплинам. Результатом занятий является
способность
быстро
вычислять
в
уме
многозначные
цифры
без
использования калькулятора. Часто занятия по
ментальной
арифметике
называет ментальной математикой. Осваивать ментальную арифметику могут
и дети, и взрослые.
Формирование математических представлений - важнейшее средство
интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих
способностей. Ментальная арифметика позволяет развивать мыслительную
деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на
специальных счетах. Дети, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать
и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит
сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет
представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются
умственные способности человека. Задания построены «от простого к
сложному» Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети
не просто заучивают определенные числа и примеры, а запоминают цифры в
виде картинок. Это не только помогает ребенку считать, как гениальный
математик, но и развивает его память и образное мышление. Упражнения на
абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное
развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается:
Концентрация внимания.
Фотографическая память.
Точность и быстрота реакции.
Творческое мышление.
Слух и наблюдательность.
Воображение.
Повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность
в себе, формируется позитивное отношение к обучению.
Так что же такое абакус? Давайте рассмотрим его строение и особенности
работы с ним. Абакус — это специальные счеты, придуманные в
Месопотамии и Китае и упрощенные в Японии таким образом, что любое
число на них можно отложить единственно возможным способом. Абакус
состоит из рамки, спиц, на каждой из которой по пять косточек. Косточки
разделены перекладиной, которая разграничивает их на верхние и нижние:
небесные и земные. Абакусы для работы с детьми бывают разной
разрядности: 5, 13, 17 разрядов. 5-ти разрядные абакусы можно использовать
для
обучения
младших
дошкольников
(дети
4-5
лет),
для
старших
дошкольников и школьников удобно использовать удобно использовать 13-
ти разрядные абакусы, их достаточно для обучения детей сложению и
вычитанию. Для умножения и деления подходят 17-ти разрядные абакусы, но
их же можно использовать для сложения и вычитания.
Пeдaгогом используется демонстрационный абакус, eгo размер 70хЗ0см,
абакусы детей, как правило, размером 21x6 см. В нулевом положении абакуса
числа на нем не набраны. Чтобы вернуть косточки в нулевое положение,
пользуются 2 способами.
1 способ: абакус поднимается в вертикальное положение, опускается
обратно на стол, при этом земные косточки вернулись в нулевое положение
(по аналогии со счетами). Чтобы вернуть небесные косточки в нулевое
положение, указательный палец нужно поставить на разделительную
перегородку и провести по ней.
2 способ: щепотью захватить разделительную перегородку и провести по
ней, при этом косточки встают на свои места.
Все вычисления на абакусе производятся большими и указательными
пальцами обеих рук. При наборе земных косточек они поднимаются большим
пальцем, а опускаются указательным. Небесное косточки опускаются и
поднимаются только указательным пальцем. Небесное косточки опускаются
и поднимаются только указательным пальцем. Для быстрой записи ответа в
руке при необходимости можно держать карандаш. Если необходимо набрать
число, состоящее из небесных и земных косточек одновременно, пользуются
двумя пальцами. Счет на абакусе ведется справа налево. На первой спице
расположены единицы. Каждая земная косточка обозначает 1 единицу.
Небесная косточка обозначает 5 единиц. На первой спице можно набрать 9
единиц. На второй спице расположены десятки, на третьей спице сотни, на
четвертой - тысячи и т. д. Числа на двух спицах набираются одновременно
двумя руками. Числа на трех спицах набираются также одновременно двумя
руками. Нижние косточки обозначают числа от 1 до 4, верхняя -
соответствует числу 5. Опущенная верхняя косточка обозначает, что число
больше пяти. Чтобы изобразить число на счетах, необходимо подвести к
внутренней перекладине соответствующее количество косточек. К примеру,
для числа 6 нужно подвинуть на крайней левой спице вниз верхнюю
косточку (5) и поднять одну нижнюю (1). Аналогично отображается,
например, число 66. Только для этого надо задействовать две спицы — одну
для единиц, вторую для десятков.
Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток
концентрации внимания и мотивации к обучению на всех eгo
этапах,
из-за
чего порой сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета
и распознатьeгo склонность к каким - либо наукам. И порой эту проблему
отсутствия мотивации, повышения интереса к обучению, любознательности
— решают занятия по ментальной арифметике, которая развивает
умственные и творческие способности ребенка, заставляет запоминать, учить,
разбираться. Многими зарубежными исследованиями уже была доказана
польза от занятий ментальной арифметикой, и теперь постепенно и в нашей
стране она завоевывает популярность: в крупных городах открываются
программы, нацеленные на обучение детей ментальной арифметике. Но
внедрять данное направление возможно и в детском саду, и в школе.
Таким образом польза ментальной арифметики велика. Регулярные
занятия по ментальной арифметике способствуют:
1. Развитию творческих и интеллектуальных способностей.
2. Улучшению понимания математики.
3. Уменьшению рассеянности и невнимательности.
4. Развитию визуально-пространственного мышления.
5. Тренировке памяти (в том числе и зрительной).
6. Развитию умения быстро ориентироваться.
7. Развитию нематематических навыков.
Сама программа ментальной арифметики построена таким образом, что
делает весь процесс обучения интересным, поскольку кроме необычных
заданий в ней существует множество занимательных упражнений, которые
дети выполняют с радостью.
Данная программа новая, но уже успела
завоевать доверие многих родителей.