Автор: Цыкина Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №18 р.п.Мухен
Населённый пункт: район имени Лазо Хабаровского края
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Совместные акции с детьми и родителями воспитанников, как средство формирования положительного психологического климата в коллективе детского сада"
Раздел: дошкольное образование
«Совместные акции с детьми и родителями воспитанников, как
средство формирования положительного психологического
климата в коллективе детского сада»
Подготовила: воспитатель МБДОУ
детский сад № 18 р.п. Мухен
Цыкина Ольга Борисовна
Построение взаимоотношений между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй в системе социального партнёрства является
неотъемлемой частью обновления содержания работы ДОУ в условиях
реализации Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования.
Изменение
нормативно-правовой
базы,
регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование
нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога. Важнейшими
критериями социального партнёрства считаются общие интересы и равенство
сторон. Эффективность работы детского сада зависит от взаимодействия и
взаимопонимания
между
педагогическим
коллективом
дошкольного
учреждения и родительским сообществом.
Сотрудничество невозможно без материала для совместной работы,
который
способствует
организации
сотрудничества
всех
участников
образовательного процесса, выработке единых требований к воспитанию и
обучению ребенка с целью формирования у него интегративных качеств для
дальнейшей успешной его социализации.
В работе с родителями я отдаю предпочтение нетрадиционным формам,
как наиболее интересным и продуктивным формам сотрудничества, при
этом, не отвергая уже проверенные годами и зарекомендовавшие себя формы
работы с родителями, а только дополняя их.
Одной
из
интересных форм
работы в
нашей
группе
является
планирование и проведение тематических акций.
Основная
цель
проводимых
в
детском
саду
акций
–
создание
благоприятного
психологического
климата,
вовлечение
родителей
в
образовательную деятельность через оптимизацию форм общения педагогов
с детьми, коллегами, родителями.
Акция
несет
в
себе
и
большой
коррекционный
потенциал.
Поглощенность
мам
и
пап
бесконечными
бытовыми
делами
и
материальными проблемами, а также их собственные психологические
трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он
есть. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать
ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное
отношение к близким людям, а детям — получить позитивную обратную
связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность.
Наглядными итогами проведения акций становятся справки, фотоотчеты
и, конечно же, продукт творческой деятельности.
В практике своей работы мы проводим с родителями акции следующей
направленности:
Акции патриотического направления:
.
«Бессмертный
полк».
Проблема
патриотического
воспитания
подрастающего поколения на сегодняшний день одна из более актуальных,
это не только воспитание любви к семье, дому, детскому саду, родному
поселку, стране, но и уважительное отношение к защитникам нашей Родины,
ставшей
для
нашего
поколения
далекой
историей.
Чтобы сохранить память о подвигах наших предков в годы ВО войны,
каждый год 9 мая у нас в поселке проходят шествия Бессмертного полка, в
котором мы принимаем участие ежегодно. Мы надеемся, что пережитое
эмоциональное состояние ребенка в детстве откладывает свой неизгладимый
отпечаток до конца жизни.
«Голубь мира», где дети совместно с родителями готовили бумажных
голубей, символ Мира, таким образом, привлекали жителей поселка почтить
память героев, погибших в Великой Отечественной войне. Мы стремились
показать детям, как важен мир для всей нашей планеты, мы не хотим войны и
будем стараться уберечь этот Мир ради нашего будущего, ради наших
будущих поколений.
«Зарница»
В связи с празднованием Дня Защитника Отечества мы ежегодно
проводим военно-спортивную игру «Зарница».
Дети с нетерпением ждут этот день. Помогают строить «Снежные
крепости», лепят из снега танки, заготавливают для «боев» снежные
снаряды», ограждают флажками минное поле.
Мероприятие получается праздничным и незабываемым, ведь наравне с
товарищами, принимают участие в «боях» родители, которые как дети
перелезают через препятствия, ползают по полю в поисках мин, перевозят
раненых в санчасть. И как здорово, после боя, всем вместе посидеть с
чашечкой чая за одним столом.
Акции экологического направления:
Эффективным средством решения задач экологического воспитания
дошкольников являются экологические акции, ведь это событийно-значимые
мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды.
В таких акциях, как
- «Покормите птиц»,
«Каждой птичке по зернышку»,
«Домик для птицы»,
которые мы проводим ежегодно, принимаем
участие в районном конкурсе, привлекаем внимание детей и взрослых к
зимующим птицам, чтобы облегчить для них зимний период, формируем у
детей экологическую культуру, любовь к природе, заботу о птицах.
В акции « Посади дерево» старались привлечь родителей вместе с
детьми к посадке деревьев, как способу улучшения качества экологической
обстановки в нашем детском саду. Акция служит хорошей экологической
пропагандой среди родителей. Ведь дерево – это символ жизни, и кто знает,
может через десятилетия наши воспитанники приведут своих детей и
покажут им свои деревца.
Участвуя в акции «Зеленая аптека», мы ставили цель - расширить
знания
детей о лекарственных растениях нашего региона и правильно
использовать их лечебные свойства для здоровья.
Дети совместно с
родителями
изготавливали
гербарии
лекарственных
растений,
произрастающих
на
территории
нашего
поселения,
готовя
свои
выступления, узнавали всю пользу о данных растениях. Делились своими
знаниями с другими участниками акции.
Акции нравственного направления:
- «С любимой мамочкой»
- «Мамины глаза»; В рамках акции проводим мероприятия, связанные с
празднованием Днем матери России, поддерживаем традиции бережного
отношения к женщине – матери, укрепляем связь старших и младших
поколений. Этот праздник прекрасный повод выразить свою любовь и
глубокую благодарность самому главному в нашей жизни человеку – маме.
Ведь мама – это воплощение добра и справедливости, мудрости и
милосердия.
Особенно
запомнилась онлайн-акция «Селфи с мамой»,
которая
проходила на официальной странице детского сада в сети Инстаграм во
время пандемии.
Акции социально-трудовой направленности:
- «Маленькие волонтеры», где дети совместно с родителями убирали
площадь у памятника героям и участникам ВО войны, подбеливали бордюры
дорожек. Ведь для волонтера ценны такие качества, как трудолюбие,
и забота, отзывчивость и милосердие, а основным мотивом является их
желание помочь взрослым.
- «Чистые дорожки», Труд-это могучий воспитатель в педагогической
системе воспитания. В процессе ознакомления с трудом взрослых мы
формируем у детей положительное отношение к его результатам, стремление
оказать посильную помощь взрослым. И ребята с удовольствием помогают
дворнику собирать опавшую листву, вывозить ее, чистить дорожки от снега,
а папы во время больших снегопадов тоже приходят нам на помощь.
- «Книга - лучший друг», участвуя в которой родители и дети провели
выходной день в «Библиотеке семейного чтения», тем самым получили
разнообразные методы работы с книгой в практику семейного воспитания,
повысили свою компетентность в процессе детского чтения.
- «Мы за безопасное будущее»- формирование у детей осознанного и
ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,
это связано с тем, что
у детей этого возраста отсутствует защитная
психологическая
реакция
на
противопожарную
обстановку.
Забота
и
сохранение
жизни
и
здоровья
детей
-
важнейшая
задача
каждого
образовательного учреждения, семьи, государства. В рамках акции ежегодно
принимаем участие в районных конкурсах, посвященных годовщинам
Российской пожарной охране.
Только
активная
совместная
деятельность
всех
участников
образовательного процесса поможет сформировать и закрепить у детей
навыки осознанного и безопасного поведения.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения
современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего
ребёнка.
Благодаря использованию таких форм работы, как совместные акции, в
ДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов,
который
строится
на
основе
сотрудничества,
педагогической
компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и
дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации
ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен.