Напоминание

Художественно-поэтический семинар "Существует ли женская поэзия?"


Автор: Матвеева Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: г.Алатырь,Чувашская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: Художественно-поэтический семинар "Существует ли женская поэзия?"
Раздел: среднее образование





Назад




Матвеева И.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова»

Урок литературы ,11 класс

Тема: Художественно-поэтический семинар "Существует ли женская

поэзия?"

Цели:

Познавательная:

Познакомить учащихся с творчеством поэтов Анны Ахматовой и

Марины Цветаевой.

Воспитывать художественный вкус путем создания атмосферы

погружения в творчество мастера слова.

Развивать умение и навыки восприятия и интерпретации поэтического

текста.

Закрепить и расширить представление учащихся о любви – вечной

теме искусства.

Развивающая:

Расширить знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким,

неординарным образам, суждениям о любви.

Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать

умение понимать чувства других.

Воспитательная:

Воспитание высокого чувства любви, глубокого его осознания на

примере русской поэзии.

Развитие творческого воображения, творческих способностей,

эстетического вкуса, способности к самовыражению;

Содействие в развитии эмоционально-чувственной сферы личности

учащихся.

Формирование навыков позитивного отношения к благородному,

созидательному, возвышенному чувству – любви, во всей полноте

этого слова.

Способствовать формированию навыков серьёзного отношения к

своему избраннику, к созданию семьи.

Оформление:

Выставка сборников стихов А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой.

В классе развешаны плакаты со словами писателей.

o

«Любить – значит делать добро». Л.Н. Толстой

o

«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала

прощать». А.В. Вампилов

o

«Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру

в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя». Р.

Роллан

o

«Самое большое счастье – это уверенность, что тебя любят». В.

Гюго

o

«Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого,

ни будущего». О. Бальзак

o

«Всякое препятствие любви только усиливает его». В. Шекспир

o

«У любви совсем нет глаз». В. Гюго

o

«Жизнь – цветок, любовь – мед из него». В. Гюго

Оформлена стенгазета со стихами учащихся и помещена на классной

доске.

Оборудование: Аудиозаписи песен на стихи М.Цветаевой, А.Ахматовой,

презентация

Ход урока.

Звучит отрывок из песни "Памяти В. Цоя" в исполнении Игоря Талькова.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте…

Слово учителя

Сегодня у нас художественно-поэтический семинар "Существует ли женская

поэзия?"

О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Слайд №1

Ученик.Мы будем читать и слушать стихи, песни, смотреть портреты,

фотографии женщин-поэтов, учиться воспринимать поэтический текст и

выражать собственное его восприятие.

Долгое время женская поэзия была на задворках большой литературы, хотя

женщины-поэтессы были всегда.

Поэты-женщины ХХ века нисколько не уступают мужчинам по силе таланта

и выразительности, к тому же они действительно стоят особняком: их нельзя

четко отнести ни к одному из множества господствовавших тогда

направлений и группировок, их стиль своеобразен и неповторим.

(Звучит муз. сопровождение – песня

«Две

звезды»

в исполнении

А.Пугачёвой).

(Во время показа – слайд №1. Портреты А.Ахматовой и

М.Цветаевой).

. Слово учителя. Так сложилось, что в России два женских имени в поэзии

надолго затмили своей значимостью другие женские имена. Это Анна

Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева – две ярчайших звезды в

поэзии Серебряного века.

О чем говорит женщина? О том, что ей близко, что составляет сущность её

жизни: о любви.

Слайд №3

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет –

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!..

Слайд №4

Марина Ивановна Цветаева – дочь создателя и бессменного директора Музея

изобразительных искусств, высокообразованного и высоконравственного

человека, она выросла в обстановке любви к искусству.

Её мама умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет.

От мамы у Марины – любовь к музыке, к Пушкину.

Ей было 6 лет, и её впервые взяли на публичный вечер – рождественский.

Давали сцены из "Русалки" и "Евгения Онегина".

Мать. Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?

Марина. Татьяна и Онегин.

Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в

любовь…

Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда – когда

расставались…

Он не любил (я это поняла) потому не сел, любила Она, потому и встала, они

ни минуты не были вместе.

Слайд №5.

В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она

выпустила первый поэтический сборник, который известный к тому времени

в поэтических кругах Максимилиан Волошин назвал "чудом…"

За искреннюю поддержку будет благодарна ему Марина, а ещё за 1911 год –

счастливый год её жизни.

В один день с Мариной Цветаевой, но годом позже – 26 сентября 1893 года

родился её муж – Сергей Яковлевич Эфрон.

Слайд №6

Из дневника Сергея Эфрона.

"Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди… Я чувствую себя

одиноким, несмотря на окружающую меня любовь… Одинок я, мои самые

сокровенные мысли, моё понимание жизни и людей…"

Одиночество это разомкнула Марина.

Они встретились 17-летний и 18-летняя на пустынном, усеянном мелкой

галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки – он

стал ей помогать – красивый грустный юноша… с поразительными,

огромными в пол-лица глазами.

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса,

Есть огромные глаза –

Цвета моря…

Заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и

подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл

тотчас, на ощупь…

Слайд №7

Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток

между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их

жизни периодом бестревожного счастья.

В 1912 году родилась их первая дочь, а в 1914 году Сергей, студент

Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата

милосердия.

Слайд №

Звучит песня "Генералам двенадцатого года…" на стихи Марины

Цветаевой.

Слайд №9

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже

из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что

дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал,

чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом

стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон.

Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и

путешествий по Европе.

К ней очень рано пришла слава и любовь.

Слайд №10

Из воспоминаний Корнея Чуковского.

"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном

вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев.

Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку.

Прошло 2 – 3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности –

величавость…"

Из писем Ахматовой.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он

любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю

ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю…"

Слайд №11

Звучит песня "Было душно от жгучего света…" на стихи Анны Ахматовой в

исполнении Александра Матюхина.

Из стихов Анны Ахматовой.

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

… А я была его женой.

Через полгода после женитьбы Гумилев отправится а Абиссинию.

Слайд №1

Звучит песня "Сегодня мне письма не принесли" на стихи Анны Ахматовой в

исполнении Риты Горенштейн.

Звучит стихотворение "Не недели, не месяцы – годы…" (читает Анна

Ахматова

Да, в жизни Марины Цветаевой и Анны Ахматовой была большая любовь, а

потом – горечь измен и разлук, революция, репрессии, высылки, тюрьмы, где

томились близкие, замалчивание, непризнание.

Теперь Ахматова и Цветаева – звезды первой величины русской поэзии ХХ

века.

Тяжёлая участь, тяжёлая судьба у этих поэтесс, но не смотря на это они

стойко и мужественно боролись с жизненной неурядицей. Их объединяло

одно – любовь за свой народ, любовь за свою Родину, любовь за свой город –

Петербург или Москву.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами.

Для неё не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство

из страны – предательством.

6. Чтение стихотворения учителем.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключённый, как больной.

Темна твоя дорога странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

7. Слово учителя.

Для М. Цветаевой Родина ассоциируется с любимым городом, в котором

она родилась. И этот город – Москва. Ей, Москве, она посвящает множество

стихов.

Если Ахматова придаёт своему городу статус мужчины, то Цветаева –

статус женщины.

Цветаевская Москва, отождествлённая с лирической героиней – бросает

вызов Петербургу.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром!

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

- Итак, каким же представляется Петербург у Ахматовой и Москва у

Цветаевой? Давайте посмотрим.

Задание:

- Сопоставьте стихотворения А.Ахматовой «как люблю, как любила глядеть

я на закованные берега…» и М.Цветаевой «Москва! Какой огромный

странноприимный дом…!»

Тексты стихотворений у вас лежат у вас на столе.

Сопоставив эти стихотворения, посмотрите, как представлены эти 2

столицы у Ахматовой и Цветаевой. Кому они отдают предпочтение и

почему?

Вывод запишите в тетрадь.

Вывод:

Ахматовский Петербург – это «строгий спокойный, туманный», «тёмный»

город у грозной реки. Он часть общеевропейской культуры, придавший

классическую стройность не только архитектурному облику, и типу

личности. Петербург - это источник и залог духовной силы и мужества:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды.

На этом фоне Москва для Ахматовой – пространство стихийное,

непредсказуемое, внушающее ощущение гибельности:

Переулочек, переул…

Петелькой затянул.

Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком

крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии:

…Мы сегодня с тобой, Марина,

По столице полночной идём.

А за нами таких миллионы,

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающий след.

- Что же объединяет эти 2 стихотворения?

Общий мотив – мотив избранности поэта. И избранность эта особенная.

Цветаевская лирическая героиня – это голос московского люда. Ахматовская

– это голос петербургской поэзии.

В обоих стихотворениях город – это олицетворение, воспринимающийся

как живой образ. Причём Петербург – по-мужски строг, а Москва по- женски

безалаберна.

Цветаева считает, что жизнь – бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть

жизнь». Она понимает жизнь как борьбу, как противостояние:

Ты охотник, но я не дамся,

Ты погоня, но я есть бег.

Ахматова воспринимает жизнь как дар божий, несмотря на драматизм и

даже трагизм бытия. Понимание жизни у Ахматовой сопряжено с большим

нравственным счётом, предъявляемый ею к самой себе, к личности вообще.

Обе они отводят Поэту особое место в мире.

Ахматовский образ Поэта – это власть над людьми, неподсудность земному

суду: «Поэтам вообще не пристали грехи».

Цветаева считает, что «Поэтам без истории» не нужно ничего узнавать,

усваивать, постигать – они уже всё знают отродясь. Они ни о чём не

спрашивают. Они пришли в мир не узнавать, а сказать.

Ахматова и Цветаева придали слову глубину и многогранность, открыли

его неисчерпаемость.

Ахматова и Цветаева – звёзды первой величины. Кощунство будет, если

относиться к звезде мы будем как к источнику света, энергии.

Звёзды – это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и

очищение раздумий о бесконечности, которая нам непостижима.

К уроку вы учили наизусть стихи, которые вам понравились. И когда будете

читать их вслух, то покажите, используя выразительные средства

поэтических текстов, что в этих стихах вас по-настоящему взволновало. А

ваши слушатели пусть постараются сформулировать те чувства, которые

переживают лирические герои.

М. Цветаева "Ошибка".

А. Ахматова "Три раза пытать приходила".

А. Ахматова "Помолись о нищей, о потерянной".

М. Цветаева "Попытка ревности".

Подведение итогов работы: оценивание выразительного чтения стихов и

обсуждения вопроса "Так существует ли женская поэзия, и какими вы

увидели

Вновь звучит отрывок из песни "Памяти В. Цоя" в исполнении Игоря

Талькова.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актеры, музыканты и поэты –

Выберите любое стихотворение Анны Ахматовой или Марины Цветаевой и

опишите ваше восприятие этого произведения ,пусть это будет не

классический анализ, а непосредственное читательское восприятие: как вы

поняли стихотворение , что привлекло вас в нем, в чем вы видите

поэтичность и художественность этих строк.

Звучит песня "Мне нравится…" на стихи Марины Цветаевой в

исполнении Аллы Пугачевой



В раздел образования