Автор: Матвеева Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова"
Населённый пункт: г.Алатырь,Чувашская Республика
Наименование материала: конспект урока
Тема: Художественно-поэтический семинар "Существует ли женская поэзия?"
Раздел: среднее образование
Матвеева И.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №6 имени академика-кораблестроителя А.Н.Крылова»
Урок литературы ,11 класс
Тема: Художественно-поэтический семинар "Существует ли женская
поэзия?"
Цели:
Познавательная:
Познакомить учащихся с творчеством поэтов Анны Ахматовой и
Марины Цветаевой.
Воспитывать художественный вкус путем создания атмосферы
погружения в творчество мастера слова.
Развивать умение и навыки восприятия и интерпретации поэтического
текста.
Закрепить и расширить представление учащихся о любви – вечной
теме искусства.
Развивающая:
Расширить знания и кругозор учащихся, обращаясь к ярким,
неординарным образам, суждениям о любви.
Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать
умение понимать чувства других.
Воспитательная:
Воспитание высокого чувства любви, глубокого его осознания на
примере русской поэзии.
Развитие творческого воображения, творческих способностей,
эстетического вкуса, способности к самовыражению;
Содействие в развитии эмоционально-чувственной сферы личности
учащихся.
Формирование навыков позитивного отношения к благородному,
созидательному, возвышенному чувству – любви, во всей полноте
этого слова.
Способствовать формированию навыков серьёзного отношения к
своему избраннику, к созданию семьи.
Оформление:
Выставка сборников стихов А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой.
В классе развешаны плакаты со словами писателей.
o
«Любить – значит делать добро». Л.Н. Толстой
o
«Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала
прощать». А.В. Вампилов
o
«Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру
в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя». Р.
Роллан
o
«Самое большое счастье – это уверенность, что тебя любят». В.
Гюго
o
«Любовь – единственная страсть, не признающая ни прошлого,
ни будущего». О. Бальзак
o
«Всякое препятствие любви только усиливает его». В. Шекспир
o
«У любви совсем нет глаз». В. Гюго
o
«Жизнь – цветок, любовь – мед из него». В. Гюго
Оформлена стенгазета со стихами учащихся и помещена на классной
доске.
Оборудование: Аудиозаписи песен на стихи М.Цветаевой, А.Ахматовой,
презентация
Ход урока.
Звучит отрывок из песни "Памяти В. Цоя" в исполнении Игоря Талькова.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте…
Слово учителя
Сегодня у нас художественно-поэтический семинар "Существует ли женская
поэзия?"
О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Слайд №1
Ученик.Мы будем читать и слушать стихи, песни, смотреть портреты,
фотографии женщин-поэтов, учиться воспринимать поэтический текст и
выражать собственное его восприятие.
Долгое время женская поэзия была на задворках большой литературы, хотя
женщины-поэтессы были всегда.
Поэты-женщины ХХ века нисколько не уступают мужчинам по силе таланта
и выразительности, к тому же они действительно стоят особняком: их нельзя
четко отнести ни к одному из множества господствовавших тогда
направлений и группировок, их стиль своеобразен и неповторим.
(Звучит муз. сопровождение – песня
«Две
звезды»
в исполнении
А.Пугачёвой).
(Во время показа – слайд №1. Портреты А.Ахматовой и
М.Цветаевой).
. Слово учителя. Так сложилось, что в России два женских имени в поэзии
надолго затмили своей значимостью другие женские имена. Это Анна
Андреевна Ахматова и Марина Ивановна Цветаева – две ярчайших звезды в
поэзии Серебряного века.
О чем говорит женщина? О том, что ей близко, что составляет сущность её
жизни: о любви.
Слайд №3
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!..
Слайд №4
Марина Ивановна Цветаева – дочь создателя и бессменного директора Музея
изобразительных искусств, высокообразованного и высоконравственного
человека, она выросла в обстановке любви к искусству.
Её мама умерла от чахотки, когда Марине было 14 лет.
От мамы у Марины – любовь к музыке, к Пушкину.
Ей было 6 лет, и её впервые взяли на публичный вечер – рождественский.
Давали сцены из "Русалки" и "Евгения Онегина".
Мать. Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?
Марина. Татьяна и Онегин.
Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну, в них обоих вместе, в
любовь…
Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда – когда
расставались…
Он не любил (я это поняла) потому не сел, любила Она, потому и встала, они
ни минуты не были вместе.
Слайд №5.
В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она
выпустила первый поэтический сборник, который известный к тому времени
в поэтических кругах Максимилиан Волошин назвал "чудом…"
За искреннюю поддержку будет благодарна ему Марина, а ещё за 1911 год –
счастливый год её жизни.
В один день с Мариной Цветаевой, но годом позже – 26 сентября 1893 года
родился её муж – Сергей Яковлевич Эфрон.
Слайд №6
Из дневника Сергея Эфрона.
"Говорят, дневники пишут только очень одинокие люди… Я чувствую себя
одиноким, несмотря на окружающую меня любовь… Одинок я, мои самые
сокровенные мысли, моё понимание жизни и людей…"
Одиночество это разомкнула Марина.
Они встретились 17-летний и 18-летняя на пустынном, усеянном мелкой
галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки – он
стал ей помогать – красивый грустный юноша… с поразительными,
огромными в пол-лица глазами.
Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса,
Есть огромные глаза –
Цвета моря…
Заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и
подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл
тотчас, на ощупь…
Слайд №7
Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток
между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их
жизни периодом бестревожного счастья.
В 1912 году родилась их первая дочь, а в 1914 году Сергей, студент
Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата
милосердия.
Слайд №
Звучит песня "Генералам двенадцатого года…" на стихи Марины
Цветаевой.
Слайд №9
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже
из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что
дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал,
чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом
стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон.
Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и
путешествий по Европе.
К ней очень рано пришла слава и любовь.
Слайд №10
Из воспоминаний Корнея Чуковского.
"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном
вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев.
Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку.
Прошло 2 – 3 года, и в её осанке наметилась главная черта её личности –
величавость…"
Из писем Ахматовой.
Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он
любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю
ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю…"
Слайд №11
Звучит песня "Было душно от жгучего света…" на стихи Анны Ахматовой в
исполнении Александра Матюхина.
Из стихов Анны Ахматовой.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
… А я была его женой.
Через полгода после женитьбы Гумилев отправится а Абиссинию.
Слайд №1
Звучит песня "Сегодня мне письма не принесли" на стихи Анны Ахматовой в
исполнении Риты Горенштейн.
Звучит стихотворение "Не недели, не месяцы – годы…" (читает Анна
Ахматова
Да, в жизни Марины Цветаевой и Анны Ахматовой была большая любовь, а
потом – горечь измен и разлук, революция, репрессии, высылки, тюрьмы, где
томились близкие, замалчивание, непризнание.
Теперь Ахматова и Цветаева – звезды первой величины русской поэзии ХХ
века.
Тяжёлая участь, тяжёлая судьба у этих поэтесс, но не смотря на это они
стойко и мужественно боролись с жизненной неурядицей. Их объединяло
одно – любовь за свой народ, любовь за свою Родину, любовь за свой город –
Петербург или Москву.
Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами.
Для неё не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство
из страны – предательством.
6. Чтение стихотворения учителем.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
7. Слово учителя.
Для М. Цветаевой Родина ассоциируется с любимым городом, в котором
она родилась. И этот город – Москва. Ей, Москве, она посвящает множество
стихов.
Если Ахматова придаёт своему городу статус мужчины, то Цветаева –
статус женщины.
Цветаевская Москва, отождествлённая с лирической героиней – бросает
вызов Петербургу.
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром!
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
- Итак, каким же представляется Петербург у Ахматовой и Москва у
Цветаевой? Давайте посмотрим.
Задание:
- Сопоставьте стихотворения А.Ахматовой «как люблю, как любила глядеть
я на закованные берега…» и М.Цветаевой «Москва! Какой огромный
странноприимный дом…!»
Тексты стихотворений у вас лежат у вас на столе.
Сопоставив эти стихотворения, посмотрите, как представлены эти 2
столицы у Ахматовой и Цветаевой. Кому они отдают предпочтение и
почему?
Вывод запишите в тетрадь.
Вывод:
Ахматовский Петербург – это «строгий спокойный, туманный», «тёмный»
город у грозной реки. Он часть общеевропейской культуры, придавший
классическую стройность не только архитектурному облику, и типу
личности. Петербург - это источник и залог духовной силы и мужества:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды.
На этом фоне Москва для Ахматовой – пространство стихийное,
непредсказуемое, внушающее ощущение гибельности:
Переулочек, переул…
Петелькой затянул.
Позднее цветаевская Москва станет в стихотворении Ахматовой знаком
крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии:
…Мы сегодня с тобой, Марина,
По столице полночной идём.
А за нами таких миллионы,
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающий след.
- Что же объединяет эти 2 стихотворения?
Общий мотив – мотив избранности поэта. И избранность эта особенная.
Цветаевская лирическая героиня – это голос московского люда. Ахматовская
– это голос петербургской поэзии.
В обоих стихотворениях город – это олицетворение, воспринимающийся
как живой образ. Причём Петербург – по-мужски строг, а Москва по- женски
безалаберна.
Цветаева считает, что жизнь – бескомпромиссна: «Поэт должен преодолеть
жизнь». Она понимает жизнь как борьбу, как противостояние:
Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я есть бег.
Ахматова воспринимает жизнь как дар божий, несмотря на драматизм и
даже трагизм бытия. Понимание жизни у Ахматовой сопряжено с большим
нравственным счётом, предъявляемый ею к самой себе, к личности вообще.
Обе они отводят Поэту особое место в мире.
Ахматовский образ Поэта – это власть над людьми, неподсудность земному
суду: «Поэтам вообще не пристали грехи».
Цветаева считает, что «Поэтам без истории» не нужно ничего узнавать,
усваивать, постигать – они уже всё знают отродясь. Они ни о чём не
спрашивают. Они пришли в мир не узнавать, а сказать.
Ахматова и Цветаева придали слову глубину и многогранность, открыли
его неисчерпаемость.
Ахматова и Цветаева – звёзды первой величины. Кощунство будет, если
относиться к звезде мы будем как к источнику света, энергии.
Звёзды – это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и
очищение раздумий о бесконечности, которая нам непостижима.
К уроку вы учили наизусть стихи, которые вам понравились. И когда будете
читать их вслух, то покажите, используя выразительные средства
поэтических текстов, что в этих стихах вас по-настоящему взволновало. А
ваши слушатели пусть постараются сформулировать те чувства, которые
переживают лирические герои.
М. Цветаева "Ошибка".
А. Ахматова "Три раза пытать приходила".
А. Ахматова "Помолись о нищей, о потерянной".
М. Цветаева "Попытка ревности".
Подведение итогов работы: оценивание выразительного чтения стихов и
обсуждения вопроса "Так существует ли женская поэзия, и какими вы
увидели
Вновь звучит отрывок из песни "Памяти В. Цоя" в исполнении Игоря
Талькова.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты –
Выберите любое стихотворение Анны Ахматовой или Марины Цветаевой и
опишите ваше восприятие этого произведения ,пусть это будет не
классический анализ, а непосредственное читательское восприятие: как вы
поняли стихотворение , что привлекло вас в нем, в чем вы видите
поэтичность и художественность этих строк.
Звучит песня "Мне нравится…" на стихи Марины Цветаевой в
исполнении Аллы Пугачевой