Автор: Рукавчук Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дыхательная гимнастика в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
«Дыхательная гимнастика
в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила вос-ль:
Рукавчук Л.А.
В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие организма,
закладываются основные черты личности. Образ жизни
современных детей часто приводит к проблемам со здоровьем,
ухудшаются познавательные процессы. Именно на этом этапе
важно направить детей на укрепление и сохранение своего
здоровья.
Будущее здоровье детей зависит от активного образа жизни, в том
числе от правильного дыхания.
Дыхательная гимнастика - это система упражнений направленная
на оздоровления организма.
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
насыщение организма кислородом, улучшение обменных
процессов в организме;
повышение общего жизненного тонуса ребенка,
сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям
дыхательной системы;
нормализация и улучшение психоэмоционального состояния
организма;
развитие силы, плавности и длительности выдоха.
В работе с детьми используются дыхательные упражнения с
удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой
аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника,
способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению
звуков.
Упражнение 1. «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Описание:
вырезать из цветной бумаги различные осенние листья.
Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Упражнение 2. «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха. Описание: ребёнок сидит
или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и
глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони
перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок
произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и
оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Упражнение 3. «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку
дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался
только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Упражнение 4. «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных
шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые
сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее,
стараясь сдуть их со стола.
Упражнение 5. «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить
ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом
следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Эти дыхательные упражнения проводится в различных формах
оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна,
на физминутках и в процессе непосредственно образовательной
деятельности (НОД). Применение в работе дыхательной
гимнастики повышает результативность воспитательно-
образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные
ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому
ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет
любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое,
физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную
дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы
организма.
Использование дыхательных упражнений при проведении
коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также
создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка
развивающей среды способствует:
повышению работоспособности, выносливости детей;
развитию психических процессов;
формированию, развитию двигательных умений и навыков;
развитию общей и мелкой моторики;
улучшают нервно-психическое состояние;
и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.